Как правило, основными жертвами чиновничьего бездействия становятся социально незащищенные слои граждан. Ранее их не кому было защитить, но с принятием Федерального закона от 21.11.2011 №324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», крайне корыстные, по мнению остальных жителей планеты, адвокаты, стали иметь возможность помогать людям, находящимся в сложной ситуации, компенсируя хотя бы основные расходы. При этом, зачастую ввязываясь в открытое противостояние с государственными органами отстаивая права граждан.
Решил повоевать с администрацией и я.
В апреле 2015 года ко мне обратился молодой человек, имеющий 1 группу инвалидности, в связи с наличием заболевания туберкулез. Несколько лет он, имея право на получения жилья вне очереди (ст. 57 Жилищного кодекса РФ), стоял в очереди на получение жилья, но дождаться никак не мог. Более того, он сдвигался в очереди в другую сторону, т.к. приезжающие беженцы из союзной республики Украина получали жилье без очереди.
Мной было подготовлено заявление в администрацию с просьбой предоставить жилье вне очереди в кратчайшие сроки, на что получен ожидаемый ответ — ЖДИ.
После этого направлено исковое заявление в суд. Судья (а по совместительству председатель суда) очень объективно подошел к рассмотрению иска, указал на необходимость привлечения Правительства Тюменской области в качестве соответчика и рекомендовал уточнить исковые требования.
При формировании позиции мы исходили из положений ст. 40 Конституции РФ, в соответствии с которой каждый имеет право на жилище, а также норм ст. 57 Жилищного кодекса РФ, предусматривающей право граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, получать жилые помещения по договорам социального найма вне очереди.
Наши доводы подкреплялись позицией Верховного Суда РФ, который оставляя в силе решение Самарского областного суда от 12 октября 2007 г., разъяснял, что установление законодательным органом субъекта РФ очереди для лиц, имеющих право на внеочередное получение жилья, нарушает права таких лиц и противоречит требованиям федерального законодательства.
Ведь ст. 57 ЖК РФ, как и других нормы ЖК РФ, не ставит реализацию права граждан на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список внеочередников, тем более от времени включения в названный список.
Более того, нормы данной статьи не предусматривают срок предоставления жилья данной категории граждан, в связи с чем, жилье должно предоставляться данным гражданам после их обращения в орган местного самоуправления с целью реализации принадлежащего им субъективного права на получение жилья вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников), так как не терпит отлагательства обеспечение жильем тех категорий граждан, которым государство обязалось предоставить жилье вне очереди, не упоминая о сроках исполнения принятой на себя обязанности.
Таким образом, исходя из вышеуказанных норм закона и позиции Верховного Суда РФ предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.
После небольшого уточнения исковых требований они были удовлетворены судом. По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судом Тюменской области решение было оставлено без изменения и вступило в законную силу.