В большинстве случаев психолога привлекают по гражданским делам при спорах о детях, а также по некоторым категориям гражданских и уголовных дел в комплексных психолого-психиатрических экспертизах, например для определения сделкоспособности или невменяемости.
В данном уголовном деле стандартный подход к даче заключения судебным психиатром или сексологом был бы малопродуктивен, в связи с чем адвокату был предложен нестандартный вариант исследования с привлечением специалиста-психолога.
Учитывая невозможность очного обследования потерпевшей, защитник, имея на руках аудиозапись и протокол очной ставки, поставил специалисту в области психологии следующие вопросы:
1. Каково психическое (эмоциональное) состояние испытуемого во время производства аудиозаписи при очной ставке с его участием?
2. Имеются ли признаки наличия психотравмирующих переживаний у потерпевшей, связанных с покушением на изнасилование и совершение иных действий сексуального характера соединенных с угрозой убийства? Если да, то какова степень морального вреда?
3. Имеются ли в показаниях «потерпевшей», данных ею в ходе очной ставки (аудиозапись и протокол очной ставки) признаки заученности, фантазирования, которые могли бы свидетельствовать о надуманности обвинения со стороны потерпевшей?
После изучения представленных материалов психологом были сделаны достаточные выводы для (как минимум) обоснования ходатайства о назначении экспертизы в целях очного обследования потерпевшей и дачи ответов на вопросы, которые смогут подтвердить доводы защиты.
В представленном заключении специалиста подробно перечислены материалы, по которым им было проведено исследование и сделаны выводы.
В принципе, подобный подход к даче заключения специалистом-психологом вполне может быть повторен и по уголовным делам других категорий.