Обсуждение одной из моих публикаций и коллегиальные комментарии к ней подняли вопрос о том, как, и можно ли вообще говорить с клиентом о шансах его случая на успех в предстоящем или планируемом судебном процессе.

При этом одним из российских коллег был, затронут вопрос моральных аспектов такой оценки шансов. В другом  мнении констатировалось, что само понятие «процессуальный шанс» с подробным его определением отсутствует в российской правовой среде.
В ещё одном мнении понятие шанс использовалось в сочетании с понятием гарантии и говорилось о невозможности «гарантирования шансов».
 
По мотивам этого очень короткого, но содержательного обмена мнениями из двух правовых сфер по общему профессиональному термину и его применению возникла идея создания этой статьи, которая так же предлагается для обширного и углублённого обсуждения профессионалами права и интересующимися по теме «шанс».
 
Разница во мнениях, конечно же, обусловлена различными возможностями в различных системах относительно процесса в т.н. активной легитимации, т.е. при преследовании права клиента с помощью судебного аппарата. Дальнейшие изложения относятся к принятому в немецкой практике значению и содержанию «шанса» как понятия в процессе правоприменения.
 
Относительно планирования процесса, его экономичности, стоимости, о его ходе и продолжительности, вероятных стратегиях оппонента и о препятствиях различного характера, о прецедентном окружении конкретного случая и вероятном использовании аналогий  — всё это в первую очередь подлежит анализу и лишь, затем его результаты обсуждаются с клиентом для формирования у него правильного мнения о своих шансах и возможностях.
 
Целью такой аналитической работы можно назвать не только осуществление правильных расчетов и построения стратегии, но и выполнение одного из главных принципов, которые призваны соблюдать представитель клиента в своей деятельности, а именно забота о средствах клиента и их эффективном использовании на преследование прав в судебной системе.
 
Если даже клиент не задаёт себе или его правовому представителю вопрос о шансах и уверен в своей правоте, в своём желании доказать её в судебном процессе – определение шансов процессуальных действий всё равно остаётся «внутренней» заботой и даже обязанностью юриста.
 
Связанно это не только с уже названной ответственностью за эффективность и экономичность желаемого процесса, но и с частыми заблуждениями «рвущегося в бой» и уверенного в победе клиента. Так, абсолютному большинству неизвестны внутренние процессы проверки правовой обоснованности претензий, порядок их изложения, вопросы объективной и субъективной составляющей, принципы абстрагирования в материальном содержании претензий, наличие правовых инструментов опровергающих, устраняющих или отклоняющих уже имеющиеся условия и т.д.
 
С другой стороны ещё менее известным для клиента являются процессуальные требования к реализации своего права, а именно те «технические» моменты процесса, которые вместо успешных и победоносных судебных действий могут создать лишь дополнительные правовые риски в процессе «технического правоприменения».
 
Если говорить об общих шансах, то нельзя не сказать об их уменьшении из-за упомянутых т.н. процессуальных рисков. В этом случае можно говорить о «риск-менеджменте» в праве, что звучит громко, но является рутинным процессуальным анализом и прогнозом с первого же момента фиксирования новой ситуации клиента.
 
Именно об этих рисках их источниках и возможностях их устранения или обхождения в большинстве случаев приходится разъяснять клиенту. Начиная от возможных рисков т.н. встречного иска и заканчивая рисками углубления внутри- и межведомственных запросов или исследований не в пользу клиента. Уверенный в своей правоте и «готовый» к бою он обо всём этом «забывает» или просто не знает.
 
Ещё одним компонентом в определении шансов на успех является т.н. «временной фактор» процессуального действия. Когда в результате анализа приходиться использовать такой вокабуляр как «выждать», «дать возможность», «сократить», «перенести», «… зависит от продолжительности», «… соблюсти срок», «может продлиться до...» и т.д. – картина желаемого клиентом возможного «победоносного» сражения может резко меняться и принимать характер, ранее ему неизвестный.
 
Говорить обо всех этих компонентах (материальном, процессуальном, временном и компоненте риска), определяющих и влияющих на шансы процесса с одной стороны нужно сразу и заранее, с другой стороны, как описано выше, такой разговор возможен лишь после глубокого и времязатратного анализа.
 
Особенно необходим такой «разговор», когда клиент бросает фразу о своих «хороших шансах», фразу, основанную скорее на эмоциях и желаниях, незнании процессуального права и истории прецедентов. Такое субъективное мнение о своих же «шансах» так же имеет право на существование, но оно не основывается на объективных обстоятельствах, известных юристу, из чего можно подвести краткий итог в определении белее объективного понятия «шанс».
 
Шанс— это не только мнение адвоката по конкретному делу, после изучения ситуации и относящихся к ней документов, но и
— нейтральный анализ правовых отношений сторон,
— результат изучения документальной базы клиента,
— учет аналогичной судебной практики и прецедентов в истории,
— учёт индивидуальных особенностей случая,
— исчерпание всех попыток внесудебного решения проблемы,
— прогноз процессуальных действий оппонента и многое другое, что можно отнести к «шансу» в зависимости от конкретного случая.
 
В следующей публикации о прогнозах и ответственности за них, об обязанностях и нормах их определяющих, об ожиданиях и реальности, о планах и их корректировке в процессуальном праве Германии.

Автор публикации

Юрист Vitaliy Haupt
Ганновер, Германия
Германия: правовые, разъяснительные, экспертные, процессуальные, договорные и языковые вопросы немецкого права на русском языке. Для компаний и частных лиц.

Да 13 12

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: veronika, Морохин Иван, Sheriff, cygankov, luxman, Стрижак Андрей, shumilova, Бозов Алексей, Vitaliy Haupt, +еще 5
  • 18 Мая 2011, 14:44 #

    У нас в России шансы всегда 50 х 50

    +3
  • 18 Мая 2011, 14:48 #

    Интересная трактовка понятия «шанс» — более близкая к понятию вероятности, чем к случайности.

    Я думаю, что обоснованный расчет шансов на выигрыш дела проводится каждым юристом, но большинство опирается на опыт и интуицию, а не на научное «взвешивание» собственных аргументов, и контраргументов процессуального противника.

    С интересом буде ждать продолжения темы.

    +5
  • 18 Мая 2011, 15:12 #

    Интересно. Просчет вариантов — это куда правильнее «гадания на кофейной гуще». К сожалению, многие российские юристы берутся даже за принципиально проигрышные дела, лишь бы получить деньги с клиента.

    +5
  • 18 Мая 2011, 15:27 #

    Виталий, спасибо за оперативно предоставленный материал. С интересом жду продолжения темы с разъяснениями по вопросу ответственности за прогноз.

    +3
  • 18 Мая 2011, 17:41 #

    Ну хоть где-то шансы научились считать! Но без опыта наверняка не обойтись!

    +1
  • 18 Мая 2011, 18:47 #

    Интересно, если само понятие «процессуальный шанс» с подробным его определением отсутствует в российской правовой среде, значит у нас и надежды на судебную справедливость нет? Не хотелось бы так далеко отстать от Европы в этом плане.

    +2
  • 18 Мая 2011, 18:51 #

    Если кто-то забыл — напомню: существует целая теория вероятностей — собрание математических закономерностей определения вероятности наступления определенного события.
    Однако, теория вероятности работает только при достаточно большом количестве повторяемых экспериментов, а судебные процессы бывают очень различными и в каком-то смысле уникальными.
    Поэтому, методы математического анализа, на мой взгляд, мало применимы к процессу прогнозирования результата рассмотрения дела в суде.
    Особенно в российских судах, равняющихся на «мосгорштамп»…

    +4
    • 19 Мая 2011, 06:31 #

      В российских судах ничего нельзя спрогнозировать. Остается только гадать…

      +4
    • 26 Мая 2011, 11:58 #

      Именно по причине того, что в немецком «прецедентном» праве к случаю клиента осуществляется поиск «подобного случая» в истории практики, можно уже говорить о математическом выражении «схожести найденного» (в процентах). Уникальность случая определяет его степень «прецедентности».

      +3
  • 18 Мая 2011, 19:02 #

    Представляется более правильным вести речь не о шансах сторон, а о сложившейся судебной практике, поскольку шанс должен иметь конкретное выражение (в абсолютных цифрах, процентах и т.п.), а следовательно, это больше математическое понятие, нежели процессуальное.

    +2
  • 19 Мая 2011, 05:39 #

    Шансы вешь достаточно упрямая, тем более в России. Вспоминаю практику по Чеченским боевым. Стопроцентно выигрышная категория дела в 2005 году в одночасье превратилась в стопроцентно проигрышную.

    +1
  • 19 Мая 2011, 06:44 #

    Во все времена клиентов интересовал один вопрос, «каковы мои шансы на выигрыш дела», а данный на него ответ не всегда их устраивал. Поэтому, сейчас прочтя Вашу работу наглядно можно представить, что же такое «шанс на победу» и какие критерии в него входят.
    Виталий спасибо за проделанную работу.

    +2
  • 24 Июня 2011, 23:42 #

    Виталий, а будет ли продолжение темы? Ждем с нетерпением!

    0
    • 27 Июня 2011, 00:44 #

      Судя по переписке и общению с коллегами, а так же из иных комментариев о типичных, поголовных и непоколебимых «фифти-фифти», вижу  бесперспективность темы как пригодной для обсуждения. Для «закругления» вопроса часть 2 обещаю, но далее врядле… и судя по обсуждению.
      Иногда стоит задуматься и позаботиться об «экологии сетевого пространства»

      +1

Да 13 12

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Определение процессуального шанса и значение понятия «шанс» в правовой практике в Германии. Часть 1» 2 звезд из 5 на основе 12 оценок.
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/

Похожие публикации

Продвигаемые публикации