В своей предыдущей публикации я ссылалась на то, что приговор суда первой инстанции был изменен в части взыскания судебных расходов.
Приговором Березовского городского суда Кемеровской области с подсудимого в пользу потерпевшего были взысканы расходы за участие представителя в судебном заседании в размере 30 000 рублей.
Судебная коллегия по уголовным делам Кемеровского областного суда с данным выводом не согласилась и приговор в этой части был изменен.
В апелляционном определении суд ссылается на следующие нормы закона.
Исходя из положений ч.3 ст. 42 УПК РФ, потерпевшему обеспечивается возмещение расходов, понесённых в связи с его участием в ходе предварительного расследования и в суде, включая расходы на представителя. которые согласно п. 11 ч.2 ст. 131 УПК РФ относятся к процессуальным издержкам.
По смыслу закона расходы, связанные с производством по делу — процессуальные издержки, возложены на орган, в производстве которого находится уголовное дело, и в соответствии с ч.1 ст. 131 УПК РФ возмещаются за счет средств федерального бюджета либо средств участников уголовного судопроизводства.
Суд первой инстанции не учёл, что, исходя из положений п. 11 ч.2 ст. 131 УПК РФ, указанные расходы являются процессуальными издержками, вопрос о взыскании которых не может быть рассмотрен в рамках заявленного гражданского иска.
Кроме того, взыскание процессуальных издержек в пользу конкретных лиц, а не в доход государства противоречит требованиям закона.
С учетом изложенного, расходы потерпевшего по оплате услуг представителя подлежали возмещению судом с последующим рассмотрением вопроса о взыскании этих процессуальных издержек с осужденного в доход государства по правилам, предусмотренным уголовно-процессуальным законом, а не в качестве исковых требований.
Копию апелляционного определения прикладываю для более подробного ознакомления.