В 2016 году было принято решение о взыскании с компании-перевозчика морального вреда связанного со смертью кормильца. Одновременно с принятым решением было вынесено определение о принятии обеспечительных мер в отношении автомобиля DAF с прицепом Shmitz.
В 2017 году меры по обеспечению иска были приняты и вынесено постановление об окончании исполнительного производства в в связи с его фактическим исполнением (в ГИБДД направлено постановление о запрете регистрационных действий).
В январе 2019 года судебный пристав-исполнитель Щёлковского РОСП УФССП России по Московской области окончила исполнительное производство в связи с невозможностью взыскания и отменила обеспечительные меры, о чем вынесла постановление и в этот же день направила его в ГИБДД.
В начале апреля 2019 года освобождённое от ареста имущество было благополучно переоформлено из собственности должника — юридического лица в собственность физического лица — сестры директора. После чего постановление об окончании было направлено в адрес моего доверителя. Было это умышленно или просто совпадение неизвестно. Я в такие совпадения не верю.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 6 Положения о Федеральной службе судебных приставов, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1316, ФССП России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание центрального аппарата ФССП России и территориальных органов, а также на реализацию возложенных на нее функций.
В пункте 81 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что иск о возмещении вреда, причиненного незаконными постановлением, действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя, предъявляется к Российской Федерации, от имени которой в суде выступает главный распорядитель бюджетных средств — ФССП России (пункт 3 статьи 125, статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункт 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
При удовлетворении иска о возмещении вреда в резолютивной части решения суд указывает о взыскании суммы вреда с Российской Федерации в лице ФССП России за счет казны Российской Федерации.
Так как из-за действий судебного пристава-исполнителя была фактически утрачена возможность взыскания, то пошли по пути коллег с иском к РФ.
Хорошие разъяснения содержит пункт 8 Обзора судебной практики ВС РФ №4 утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25 декабря 2-19 года. Этот Обзор вышел до подачи нами иска, но до вынесения итогового решения суда первой инстанции. На этот Обзор возлагали большие надежды, но у суда было своё видение дела.
На сайте имеется положительная практика адвоката Спиридонова Михаила Владимировича изложенная им в публикации «Полмиллиона с государства».
Но наш случай особенный.
Обратились с иском летом 2019 года. Начался юридический футбол.
Мещанский районный суд г.Москвы не захотел рассматривать наши требования и послал нас в Красногорский суд Московской области. Затем Красногорский суд вынес определение и направил нас в Мещанский суд. Это определение было нами обжаловано и дело вернулось на рассмотрение в Красногорский суд (споры между судами недопустимы). Рассмотрение дела по существу периодически откладывалось из-за неявки ответчиков. Суд категорически не хотел рассматривать в отсутствие ответчика. Дело рассмотрено почти за год. Перед самым рассмотрением была проведена судебная экспертиза стоимости имущества. И вдруг приставы представили сведения о сводном исполнительном производстве, о наличие пустых счетов и об авто с которых были сняты ограничения. Суд постановил, что при таком раскладе реальная возможность взыскания не утрачена и в иске отказал.
Нами была подана апелляционная жалоба, которая со второго заседания была удовлетворена. Получены судебные акты. Подан исполнительный лист.
Путь от подачи иска до победного судебного акта составил полтора года.
На что хотелось обратить внимание по таким делам.
Во-первых, иск подается к Российской Федерации в лице Главного государственного органа той службы, лицом которой были нарушены права и причинены убытки. В нашем случае это Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации и к должностному лицу, чьими действиями нарушены права (ответчики). Все остальные являются третьими лицами. Министерство Финансов РФ привлекаем в качестве третьего лица. При подаче иска в Красногорский суд пояснили, что необходимо привлечь в качестве ответчика. Доверитель самостоятельно подавала документы и послушав приёмщика в суде совершила ошибку, дописав в качестве ответчика Минфин РФ и Управление ФССП по Московской области. В последствии в удовлетворении требований к ним было отказано.
Иск подаём по месту нахождения одного из ответчиков (при несовпадении местонахождения), определяя подсудность по выбору истца.
Во-вторых, в иске необходимо указать, что взыскание необходимо произвести за счёт казны Российской Федерации.
В-третьих необходимо доказать невозможность взыскания и доказать, что ранее такая возможность имелась, но из-за действий (бездействий) исполнителя утрачена.
Исполнительный лист подаётся в Министерство финансов РФ (г.Москва, ул.Ильинка, 9)
Более подробно в прилагаемых документах.