Федеральным законом от 21 февраля 2019 года № 12-ФЗ внесены изменения в ряд статей Федерального закона «Об исполнительном производстве», которые вступают в силу с 1 июня 2020 года, направленные на расширение прав судебных приставов-исполнителей при осуществлении принудительного исполнения судебных и иных актов.
Так, если в настоящее время часть 8 статьи 69 данного закона гласит: «Если сведений о наличии у должника имущества не имеется, то судебный пристав-исполнитель запрашивает эти сведения у налоговых органов, иных органов и организации…», то с 1 июня 2020 года данная часть статьи будет изложена по иному: «В целях установления имущественного положения должника судебный пристав-исполнитель может запрашивать эти сведения…».
Чувствуете разницу? Судебный пристав-исполнитель cможет запросить сведения независимо от того – имеются или отсутствуют сведения о наличии у должника имущества.
Согласно части 9 статьи 69 закона у налоговых органов, банков и иных кредитных организаций могут быть запрошены сведения:
1) о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника;
2) о номерах (с 01.06.2020 – о видах и номерах) расчетных счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте;
3) об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях.
С 01.06.2020 вступит в силу пункт 4 части 9 статьи – «иные сведения об имуществе должника».
Но, видимо и этого показалось мало, поскольку с 01.06.2020 вступает в силу часть 9-1 статьи 69 закона, согласно которому «В целях установления имущественного положения должника судебный пристав-исполнитель может запрашивать у налоговых органов помимо сведений, указанных в части 9 настоящей статьи, иные сведения, необходимые для своевременного и полного исполнения требований исполнительного документа».
Вроде бы следует только порадоваться - изменения в закон внесены с целью обеспечения реального исполнения судебных и иных актов, однако все ли так уж замечательно?
Расширение прав судебного пристава-исполнителя при применении мер принудительного исполнения предоставит ему возможность собрать самую подробную информацию о финансовом и имущественном состоянии должника, ознакомиться с которой может и другая сторона — взыскатель, воспользовавшись предоставленным статьей 50 закона правом знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии.
Согласно статье 49 закона взыскателем может быть также и объединение граждан, в исполнительном производстве могут участвовать несколько взыскателей или должников (соучастников), гражданин может участвовать в исполнительном производстве через представителя.
Представители, в соответствии со статьей 57 закона, вправе совершать от имени сторон все действия, связанные с исполнительным производством, в том числе знакомиться с материалами исполнительного производства.
То есть, при определенных обстоятельствах, доступ к информации о финансовом и имущественном состоянии должника может иметь едва ли неограниченный круг лиц, и в ФЗ «Об исполнительном производстве» отсутствует положение о недопустимости разглашения данных исполнительного производства, аналогичная статье 161 УПК РФ о недопустимости разглашения данных предварительного расследования.
А ведь мы часто удивляемся удивительной осведомленности мошенников о финансовом состоянии потерпевших, в том числе о их банковских счетах.
Вопрос о праве судебного пристава-исполнителя истребывать в банке сведения о вкладах физических лиц, составляющих банковскую тайну, ранее был рассмотрен Конституционным судом РФ по запросу Лангепасского городского суда ХМАО, и постановлением от 14.05.2003 № 8-П признан не противоречащим Конституции РФ.
По мнению Конституционного суда судебный пристав-исполнитель вправе требовать предоставления сведений о банковском вкладе физического лица, а банк и иная кредитная организация обязаны предоставить такие сведения – в пределах задолженности, подлежащих взысканию согласно исполнительному документу.
Здесь же была сделана оговорка, что с федерального законодателя не снимается обязанность согласовать законодательство РФ, которым регламентируется режим банковской тайны, с гражданским и процессуальным законодательством, законодательством об исполнительном производстве, что предполагает принятие соответствующих нормативных решений в целях преодоления коллизии правовых норм и затрагиваемых ими публичных и частных интересов.
Особое мнение было высказано судьей Конституционного суда РФ, усмотревшим в данном постановлении недопустимое с точки зрения общих принципов права расширительное толкование полномочии должностного лица – судебного пристава вторгаться в сферу конституционных прав и свобод личности, к которым относится и институт банковской тайны.
По его мнению нет никаких оснований утверждать, что отсутствие у судебного пристава права доступа к банковской тайне представляет угрозу для эффективного исполнения судебных решений.
Судебный пристав и без того имеет обширные полномочия для выполнения этих задач. Ничто не мешает ему, в случае необходимости получить сведения от банка, обратиться к суду, который имеет такие полномочия согласно ФЗ «О банках и банковской деятельности». И ничто не препятствует судебному приставу направить в банковское учреждение исполнительный лист, по которому банк обязан произвести взыскание без вторжения пристава в банковскую тайну.
Избежать должнику возможных неприятных последствий чрезмерной осведомленности расширенного круга лиц о его финансовом и имущественном состоянии можно добровольно исполнив содержащиеся в исполнительном документе требования в установленный срок.
Согласно статье 30 закона судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований, который составляет пять дней со дня получения должником данного постановления, и предупреждает его о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения.
Должник в течение пяти дней со дня получения постановления о возбуждении исполнительного производства должен не только исполнить требования, но и уведомить об этом судебного пристава-исполнителя.
Однако здесь должника могут ждать «подводные камни».
Согласно статье 30 закона копия постановления о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется должнику.
Согласно Методическим рекомендациям ФССП России от 07.06.2014 (в ред. от 11.05.2016) направление должнику постановления о возбуждении исполнительного производства, а также извещение его о возбуждении исполнительного производства и установлении срока для добровольного исполнения производится в порядке и по правилам, установленным статьей 24 закона, то есть постановление о возбуждении исполнительного производства может быть направлено должнику почтовой корреспонденцией с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием электронной, иных видов связи и доставки лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручает их доставить.
Постановление о возбуждении исполнительного производства направляется по адресам, указанным в исполнительном документе, по иному адресу постановление направляется, если имеется соответствующее заявление должника (поданное по другим ранее возбужденным исполнительным производствам).
В случае, если постановление о возбуждении исполнительного производства не получено должником при направлении (вручении) указанными способами (например, должник не явился за получением и т.д.), должник считается извещенным надлежащим образом.
То есть по тем или иным причинам может сложиться ситуация, когда механизм принудительного исполнения будет запущен независимо от должника и при его неосведомленности, со всеми вытекающими негативными для его финансового состояния последствиями.