В сентябре 2020 года к нам в Бюро обратился мужчина по имени Андрей, который хотел лишить родительских прав свою бывшую супругу Алевтину в отношении их шестилетней дочки Анюты. И поведал он нам поистине ужасную историю, которой мы решили поделиться с вами.
Начну с того, у Алевтины было ещё две дочки от двух разных мужчин, Анюта же родилась от Андрея. При этом старших девочек Андрей полюбил, как родных и они до сих пор называют его папой.
Фабула дела
Итак, ужас этой истории заключается в том, что на глазах у младшей дочери Анюты Алевтина на протяжении нескольких лет осуществляла физическое насилие над средней и старшей дочерями Викой и Анжелой путём регулярного и систематического их избиения, выставления на улицу зимой в качестве меры наказания за детские проступки. Она избивала их как руками и ногами, так и подручными предметами, в том числе, детским портфелем с учебниками, планшетом и т.п.
Непосредственно в отношении Анюты мать также один раз допустила физическое насилие путём удара её ногой в область живота по той причине, что девочка стояла в проходе и мешала тем самым матери пройти. В остальных случаях Анюта всегда бежала к отцу и пряталась за ним.
Всё сказанное Андрей предложил нам показать, протянув флэшку с видеозаписями. Сказать, что после просмотра стыла кровь в жилах – не сказать ровным счётом ничего. Несмотря на большой опыт работы в профессии и наличие выработанного с годами профессионального цинизма, эти видеоролики задели нас за живое.
Первый вопрос, который мы задали Андрею после просмотра: «Кто это снимал?», и получили ответ, что снимал он сам лично.
Второй вопрос к нему звучал так: «Почему допустил такое по отношению к девочкам и не пресёк действия жены?», на что он пояснил, что собирал таким образом доказательства её действий, потому что в противном случае ему никто бы и никогда не поверил, поскольку Алевтина исключительно положительная со всех сторон женщина и в селе к ней все хорошо относятся. Она не употребляет алкоголь, не курит, занимается оказанием услуг маникюра.
Кроме этих видеозаписей во всех остальных случаях он вставал между девочками и матерью для их защиты и принимал на себя все её удары. Сам по себе Андрей пацифист и не приемлет любые формы насилия, поэтому к Алевтине никогда его не применял.
Вот с таким грузом явился к нам этот человек. Вопрос лишения родительских прав мы отодвинули на второй план, так как исходя из увиденного, в действиях Алевтины нами усматривался состав преступления, предусмотренный частью 2 ст. 117 УК РФ (истязание в отношении заведомо несовершеннолетнего лица), поэтому девочек надо было срочно спасать.
По этой причине мы предложили Андрею заключить соглашение для начала на защиту интересов в Следственном комитете, а уже после попутно решать вопрос с лишением родительских прав. Андрей согласился.
В этот же день Николай поехал с ним в СУ СК РФ по Тюменскому району, где после просмотра видеозаписей, следователь вызвал руководителя отдела, прокурора района и через два часа в отношении Алевтины уже было возбуждено уголовное дело по указанному выше составу преступления. Ещё через час Алевтина была задержана в порядке ст. 91 УПК РФ и на следующий день взята под стражу.
Старшая и средняя девочки были изъяты и переданы родственникам. Младшая уже на тот момент проживала с Андреем на протяжении почти полугода.
Вот так за сутки девочки были буквально спасены от матери-тирана. Андрей не ожидал такого поворота и был просто счастлив, что старших девочек забрали у матери, тем более, что последние полгода они находились с нею без него, а значит регулярно подвергались насилию.
Добившись возбуждения уголовного дела, мы не стали дожидаться вынесения по нему приговора, что явилось бы самостоятельным основанием для лишения родительских прав, а обратиться в суд с таким иском по основанию жестокого обращения с детьми, в том числе при осуществлении физического или психического насилия над ними.
Учитывая, что на видеозаписях не было фактов избиения Анюты, мы всё же решили рискнуть и пошли в суд по такому сомнительному в данном случае основанию, подробно изложив свою позицию в иске.
Судебные заседания
Всё прошло в два судебных заседания. В ходе первого мы просмотрели видеозаписи, которые вызвали у судьи, прокурора, представителя органа опеки и секретаря с/з оцепенение. После просмотра прокурор ожидаемо накинулась на Андрея с вопросами о причинах его бездействия, на которые он последовательно изложил всё то, что пояснял нам.
Также поступили возражения от Алевтины, находящейся под стражей в СИЗО, согласно которым она возражала, о видеозаписях пояснила, что они являются поддельными и смонтированными.
Мы попросили у суда перерыв для предоставления дополнительных доказательств и в следующее заседание пригласили двух свидетелей, а также саму Анюту, которая в присутствии педагогического работника подтвердила все изложенные в иске и отображенные на видеозаписях обстоятельства. Также подтвердила и факт нанесения ей удара в живот.
После допроса девочки ни у прокурора, ни у органа опеки больше не осталось сомнений относительно обстоятельств дела, и они согласились с тем, что лишение родительских прав хоть и является крайней мерой ответственности, однако в данном случае иным способом защитить права несовершеннолетней просто нельзя.
Помимо этих доказательств мы приобщили также заключение психолога о привязанности ребёнка к матери и характеристику на Анюту, в которых подробно изложены особенности развития девочки, её отношение к матери, отцу, сёстрам, а также, что такое поведение матери является пагубным для психики ребёнка.
В итоге суд требования наши удовлетворил и лишил тиранку родительских прав. Решение она так и не оспорила.
За время ведения дел Андрея мы столкнулись с жесткой конфронтацией со стороны жителей села, в котором они проживали. Там собралась инициативная группа, которые писали везде и всюду о том, что Андрей подонок и негодяй — захотел отобрать дочку у доброй и несчастной Алевтины. Мы не единожды ездили с ним к полиционерам для дачи объяснений по фактам этих заявлений. Все они в итоге закончились отказными материалами. Также они развели травлю в социальных сетях, где писали, что он подставил свою бывшую жену. Это дело вызвало общественный резонанс и публиковалось в местных электронных СМИ.
Но, как известно: «собака лает — караван идёт»...
P.S. После того, как мы подали свой иск, орган опеки тоже решил пойти таким путём в отношении старшей и средней дочерей (хотя им было проще, так как зафиксированное насилие применялось в отношении именно этих девочек). Их иск также был удовлетворён, но уже в этом году.
По части 2 ст. 117 УК РФ Алевтина была осуждена к трём годам лишения свободы. Приговор ещё не вступил в силу, но мы уверены, что вступит, поскольку тактика защиты Алевтины очень напоминает тактику защитников известного российского артиста по делу о смертельном ДТП. Защита Алевтины в уголовном деле полностью отрицала свою виновность, говорили об оговоре и подделке видеозаписей.
P.P.S. Исходя из P.S. скажу простому читателю – подходите максимально серьёзно к выбору своего защитника и представителя. Андрей, кстати, сначала обратился за юридической помощью к неким тюменским юрологам, которые за 26 тысяч написали ему заявление в орган опеки и на том их работа была завершена… После чего он и оказался у нас в Бюро.