Михаил Ходорковский и Платон Лебедев приговором Хамовнического суда были признаны виновными в хищении всей нефти, добытой ЮКОСом в период с 1998 по 2003 год, и легализации полученных доходов и приговорены к тринадцати с половиной годам заключения каждый.
С учетом же сроков, полученных ими по первому делу, рассмотренному Мещанским судом, Хамовнический суд путем частичного сложения наказаний приговорил их к 14 годам заключения.
Вчера Мосгорсуд рассмотрел кассационные жалобы экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского и бывшего руководителя МФО МЕНАТЕП Платона Лебедева, а также их защиты на приговор Хамовнического райсуда, назначившего им с учетом первого, не до конца отбытого срока, по 14 лет заключения.
В своих кассационных жалобах подсудимые и их защитники просили Мосгорсуд приговор Хамовнического суда от 30 декабря 2011 года отменить как необоснованный, а дело прекратить за недоказанностью.
При этом защита и осужденные ссылались на то, что в ходе процесса по делу о хищении нефти и отмывании доходов в Хамовническом суде не было доказано причинение ущерба потерпевшим (дочерним компаниям НК ЮКОС), были проигнорированы показания свидетелей защиты, а также не учтен тот факт, что в Хамовническом суде Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, по сути, судили за те же деяния, что и в Мещанском пятью годами ранее, но с различной юридической квалификацией. А это, по версии обвиняемой стороны, являлось явным нарушением закона.
Когда судья завершила доклад о сути дела, слово дали Михаилу Ходорковскому.
В завершение своего выступления Михаил Ходорковский призвал суд объективно оценить доводы защиты, поскольку «правовое государство не только не бывает без честного суда, а, напротив, с него начинается». «За отсутствие правового государства наш народ уже заплатил миллионами жизней,— заявил экс-глава ЮКОСа.— Считаю, что уже хватит! Ведь крушение права уничтожит будущее страны. Но этому нет извинения!»
Адвокат Ходорковского Алексей Мирошниченко, еще раз напомнив судебной тройке, что в деле о хищении нефти и отмывании доходов фактически не было потерпевших, пожелал суду успехов в разрешении этих «противоречий», поскольку, как выразился защитник, «сохранить лицо суда может только отмена приговора и прекращение дела».
Адвокат Платона Лебедева Константин Ривкин обратил внимание суда на «жульническое манипулирование цифрами в обжалуемом деле». «Если суммировать приведенные в нем сведения о стоимости похищенной за каждый год в период 2001-2003 годы нефти,— заметил господин Ривкин,— выходит, что нефти было похищено на 811 млрд руб., что на 260 млрд больше, чем в обвинении!». Все это, как и приговор Хамовнического суда в целом, господин Ривкин расценил как «глумление над истиной».
Адвокаты Ходорковского Вадим Клювгант и Юрий Шмидт обратили внимание суда на то, что такие компании, как «Роснефть»,— так же как и ЮКОС, закупали на российском рынке нефть у добывающих «дочек» по цене ниже экспортной.
Платон Лебедев, как всегда, выступил эмоционально. «Нам вменяют, что мы закупали нефть у „дочек“ по заниженной цене на российском рынке,— возмутился он.— Но ведь никого не удивляет, что цена бананов в Африке ниже, чем на рынке в Москве!». К тому же, отметил осужденный Лебедев, «большая часть дохода от экспорта нефти уходит на уплату экспортной пошлины и расходы на транспортировку».
Прокуроры, естественно, просили оставить приговор Хамовнического суда в силе.
Результатом рассмотрения жалоб Ходорковского и Лебедева явилось уменьшение срока заключения лишь на один год. Кроме этого из обвинения было исключено присвоение Ходорковским и Лебедевым имущества ОАО «Самаранефтегаз», ОАО «Юганскнефтегаз» и ОАО «Томскнефтегаз» в виде 128 824 773,13 тонн нефти на общую сумму 68 млрд 320 млн руб. и последующую легализацию данной суммы.
Из приговора коллегия убрала и упоминание о том, что Михаил Ходорковский осуществлял руководство организованной им группой через адвокатов, заменив слово «адвокатов» на «других лиц».
Действия Ходорковского и Лебедева с пунктов «а», «б» ч. 3 ст. 160 УК РФ (в редакции федерального закона от 13 июня 1996 года) были переквалифицированы на ч. 4 ст. 160 (в редакции закона от 7 марта 2011 года), по которой они осуждены уже не за присвоение с использованием служебного положения, а за то же преступление, совершенное организованной группой на семь лет и шесть месяцев каждый.
Одновременно на новую редакцию закона были переквалифицированы и действия подсудимых по ч. 3 ст. 174-1 УК РФ. За отмывание им назначили по восемь лет и шесть месяцев.
Путем частичного сложения наказаний по данным статьям суд назначил Ходорковскому и Лебедеву 12 лет и 6 месяцев заключения. Затем это наказание было «присоединено» к неотбытому ими сроку по первому делу.
Таким образом, срок заключения в колонии общего режима им был сокращен с 14 до 13 лет.
В остальной части судебная коллегия оставила приговор Хамовнического суда «без изменения, а кассационные жалобы адвокатов и осужденных — без удовлетворения».
Более подробно здесь.