Дело в том, что в нашей стране клиенты предпочитают платить юристу не за то, что он делает свою работу в их интересах, а за то, что он достигает успеха. Разница существенная, сами знаете. И несмотря на усилия Конституционного и Высшего арбитражного судов, которые в своих актах указывают, что юрист в принципе должен получать деньги за фактически оказанные услуги, а не за выигранные дела, граждане и руководители предприятий часто неумолимы. Они готовы заплатить юристу, но хотят оплачивать результат, а не работу. И пример с врачами, которые получают зарплату вне зависимости от того, вылечили они своего пациента или нет, их не убеждает.
Именно поэтому я люблю работать с ответчиками. Для них положительный результат по делу, как правило, отождествляется с вынесением судебного акта об отказе в иске. Вот в суде рассматривается дело – есть риск потерять деньги; вот юристы помогли выиграть дело или снизили сумму долга – результат налицо! Истцы же пошли грамотные и понимают, что в условиях суровой Российской действительности решение о взыскании миллиона рублей совсем не есть то же самое, что этот же миллион рублей наличными. И поэтому для них выигрыш дела – это поступившие им на счет или в карман реально взысканные денежные средства, а не бумага с громким названием «Исполнительный лист».
Нигде так сильно, как в подразделении службы судебных приставов, не ощущаешь, что с государственной властью в нашей стране случилась беда.
Поэтому для того, чтобы что-то взыскать, самому юристу приходиться работать в разы больше, чем приставам, а то и вообще обходиться без их сомнительной помощи. Заключая договор с условием о том, что основную часть оплаты моя компания получает после поступления взысканной суммы на счет истца, я фактически ставлю свои деньги в зависимость от работы приставов.
А таким ненадежным людям я не очень-то доверяю. Часто бывает, что ты бы и рад помочь клиенту, и дело выиграть легко, но очевидно, что взыскать долг практически нереально. А на голубом глазу обещать клиенту взыскание, когда сам прекрасно понимаешь, НАСКОЛЬКО это будет сложно, я считаю недопустимым.
Именно со слабостью современной системы исполнения судебных актов и связаны мои предпочтения по части клиентов. Понятно, что когда в интересах клиента нужно защитить его имущество от неправомерных действий по взысканию, «беззубость» судебных приставов-исполнителей облегчает работу. Но в целом неисполнимость судебных актов — существенный порок современной российской государственности.