Авторы книги — российско-израильский социолог Алек Д. Эпштейн и московский математик Олег Васильев, ведущий блога «За свободное искусство», активист ряда правозащитных и либертарных организаций.
В книге одиннадцать глав, восемь из которых посвящены конкретным делам, заведенным на журналистов, гражданских активистов, творческих деятелей, правозащитников по так называемым «антиэкстремистским» статьям УК: 280 — публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, 282 – возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства, 282.1 – организация экстремистского сообщества и 282.2 – организация деятельности экстремистской организации.
Дела «экстремистского» характера, действительно, за последние годы наделали много шума. СМИ следили за судебными процессами блоггера Саввы Терентьева (возбуждение ненависти ли вражды к социальной группе милиция), журналиста Ирека Муртазина (впервые в российской судебной практике чиновники были признаны «социальной группой»), преподавателя университета и гражданского активиста Андрея Кутузова (публичные призывы к экстремистской деятельности) и другие. Рядом активистов и движений была организована кампания «Экстремизма нет». Судебные процессы проходили параллельно с митингами, требующими отменить «антиэкстремистское» законодательство. Эксперты, юристы стали отмечать расплывчатость понятия «экстремизм», слишком широкое применение термина «социальная группа». Например, независимый пресс-центр «СОВА» ежегодно представляет доклад о неправомерном применении «антиэкстремистского» законодательства. Весной этого года автор доклада Мария Розальская отмечала, что понятие «экстремизма» стало «резиновым», экстремистом теперь можно назвать практически любого. На такой волне выход книги про экстремизм актуален и закономерен.
Сами авторы признаются, что к написанию книги их подтолкнули два повода: ряд дел, «которые казались наступлением на наше личное культурное пространство» – кампания против издательства «Ультра.Культура», дела выставок «Запретное искусство-2006» и «Осторожно, религия», дело Бориса Стомахина, дела блоггеров – таких, как, например, Савва Терентьев или Ирек Муртазин, и ряд других. Другая причина, которую отмечают авторы, – создание и чрезвычайно быстрый рост российского Index Librorum Prohibitorum – так называемого списка экстремистских материалов (впервые в России был опубликован в 2007 году). «Даже он, введенный в 1559 году, в 1966 году был Ватиканом отменен, но российские власти и сейчас считают, что могут на полном серьезе контролировать, что читать, смотреть и слушать их согражданам», – говорят Алек Эпштейн и Олег Васильев.
Книга посвящена тому, каким образом с использованием так называемого «антиэкстремистского» законодательства подавляется независимая общественная и культурная деятельность самых разных направлений..
Кроме того, в книге рассматривается роль экспертного сообщества, участвующего в экстремистских делах. «Ряд экспертных заключений по наиболее громким и абсурдным делам подписан работниками крупнейших московских университетов и институтов РАН, таких, как написавшие заключение по делу Ирека Муртазина сотрудницы института психологии РГГУ или же авторы заключения по делу выставки «Запретное искусство-2006»: сотрудница института этнографии и антропологии РАН, института всеобщей истории РАН, института социально-экономических проблем народонаселения РАН. И никто из коллег-ученых не закричал «караул!», прочтя в «экспертном» заключении, будто «Условный рефлекс, вызванный картинкой (имеются в виду работы Олега Кулика), может навсегда превратить человека в зоофила»», — отмечают авторы.
Дания Гайсина
«Новая газета»
18.08.2011