Трансформация отечественного общественного строя в различных сферах будь то экономика, социальные отношения или политика привела к всплеску востребованности защиты законных прав и интересов граждан не только и не сколько в уголовном процессе, но и при решении споров в гражданско-правовых, административных делах, в арбитражном процессе. Появились новые и не всегда бесспорные квалификации юристов: риелторы, коллекторы, медиаторы, юристы-представители, юристы-консультанты и пр., подчас не имеющие высшего юридического образования.
Профессиональное сопровождение сделок, обеспечение сложной и многообразной предпринимательской деятельности компаний, составление успешных бизнес –проектов, разрешение корпоративных споров оказалось вообще немыслимо без квалифицированных и дипломированных юристов. Важная роль в оказании квалифицированной юридической помощи населению отведена адвокатскому сообществу как одному из самых профессиональных общественных объединений в области защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина в России.
Перманентно меняющееся законодательство Российской Федерации вносит свои сложности и коррективы в деятельность юристов как оказывающих юридические услуги физическим и юридическим лицам, так и государственных служащих, сотрудников правоохранительных органов и судов. В таком режиме решать правовые задачи способен только юрист, постоянно получающий новые знания, участвующий в различных юридических круглых столах, семинарах, конференциях, способный к профессиональному росту и обмену опытом, к занятию наукой в том числе.Современное юридическое образование — совокупность знаний о государстве, управлении, праве, наличие которых даёт основание для профессионального занятия юридической деятельностью.
Реформаторские преобразования в стране последних 25 лет существенно отразились на системе высшего профессионального, в том числе юридического, образования. Образование подверглось значительной трансформации и уже на эмпирическом уровне обнаруживает значительные количественные и качественные изменения. Указанные изменения по большей части происходили и отчасти продолжают происходить не как результат целенаправленной политики, а стихийным, спонтанным путем.
Сформировавшаяся таким образом система высшего юридического образования в современной России достаточно сильно отличается по основным параметрам от системы, действовавшей в советский период. Она, по мнению М.К. Горбатовой, высказанному еще в 2007 г., гораздо менее эффективна и внутренне противоречива, что дает основания оценивать ее состояние как кризисное [1].
Последнее десятилетие, несомненно, внесло коррективы в преодоление острых проблем высшего юридического образования в нашей стране, но состояние дел в этой сфере и поныне оставляет желать лучшего. Исследуем и проанализируем ряд некоторых проблем высшего юридического образовании в Российской Федерации.
1. Еще сорок лет тому назад в СССР прекрасно понимали, что «Основа всякой социальной системы — кадры, призванные осуществлять ответственные задачи, которые ставятся перед ними. Поэтому важнейшей проблемой совершенствования системы юридического образования в стране является проблема кадров.
Один из основных ее аспектов — обеспечение вузов квалифицированным профессорско-преподавательским составом» [2].
2. Вторая проблема, к сожалению и вполне закономерно, вытекает из первой: проблема качества юридического образования. Как отмечено выше, смена общественной формации, социальные, экономические и политические реформы требуют от системы юридического образования новых, современных подходов, во-первых.
Во-вторых, в связи с невысоким уровнем общеобразовательной подготовки абитуриентов сфера юридического образования остро нуждается в перестройке содержания и методов высшего юридического образования » [3].
Мы разделяем мнение профессора Уральской государственной юридической академии К.М. Левитана в том, что в настоящее время в нашей стране при «количественной избыточности традиционно обученных специалистов, поточно подготовленных по старым «образовательным лекалам» дефицит высококвалифицированных юристов, а также не решена проблема обеспечения качества обучения на каждом из этапов юридического образования: бакалавриат, магистратура, аспирантура, докторантура и все по той же причине недостаточного уровня «профессионально-педагогической компетентности профессорско-преподавательского состава многих юридических вузов» », а также недофинансированности юридических вузов и т.д. [4].
В 30-е годы прошлого века американский ученый Уолтер Шухарт разработал, а его ученик Эдвард Деминг усовершенствовал методологию, получившую название PDCA (Plan – Do – Check – Act – цикл улучшения качества процесса Шухарта – Деминга), которая позволяет формализовать содержание любого деятельностного процесса и применяется для постоянного улучшения его качества. В русском варианте этот цикл может быть представлен в следующем виде: «Планируй – Действуй – Проверяй – Воздействуй». При этом «Plan — Планируй» означает «что и как делать?», «Do — Действуй» — «делай то, что запланировано», «Check — Проверяй» — «как результаты соотносятся с планом?», «Act — Воздействуй» — «как улучшить?» [5].
Отечественная педагогическая наука выделяет следующие общие функции образования: а) когнитивную (познавательную), результатом реализации которой является система определенных компетенций;
б) воспитательную, способствующую становлению личностной системы ценностей учащихся, их мировоззрения, правосознания, мотивационной и поведенческой сферы; в) психического развития, реализующейся в новообразованиях в интеллектуальной сфере учащихся (восприятии, воображении, мышлении, речи), а также в их эмоциональной и волевой сферах; г) развития креативности, способствующей становлению творческих способностей учащихся; д) валеологическую, обеспечивающую ведение здорового образа жизни, профилактику и коррекцию неблагоприятного психического и физического развития обучающихся [6].
Из личного опыта преподавания правовых дисциплин и ориентации студентов юридических вузов Вологодской области на их будущую работу в качестве юристов мы бы уточнили результат воспитательной функции студента юридического вуза – формирование правосознания как мотива принятия решения в юридической и общегражданской деятельности.
3. Контроль качества образования. Оценка качества образования в юридических вузах, по нашему мнению, должна осуществляться не только в рамках общегосударственной системы аккредитации, но и с помощью общественных организаций, например, Ассоциации юристов России.
4. Одна из основных проблем совершенствования системы высшего юридического образования — улучшение порядка формирования студенческого и преподавательского контингента. Сложившийся порядок не соответствует роли, которую играют сейчас университеты, институты, академии. В современном мире, отмечалась еще на VI генеральной конференции Международной ассоциации университетов, деятельность университетов становится все более значимой в экономической и социальной жизни каждой страны.
Они осуществляют подготовку высококвалифицированных специалистов для всех отраслей материального производства и духовной жизни, вносят весомый «вклад в развитие общественного прогресса. Ведь юрист — это не просто специалист.
Он призван активно бороться за укрепление законности и правопорядка, должен быть умелым воспитателем и организатором [7].
14-17 ноября 2016 года в Бангкоке, столице Таиланда, состоялась 15-я Генеральная конференция Международной Ассоциации Университетов (International Association of Universities). Международная ассоциация университетов действует на базе ЮНЕСКО и объединяет более 600 вузов по всему миру. Тема конференции 2016 года — «Высшее образование — катализатор инновационного и устойчивого сообщества» [8].
Отсюда следует, что юрист — не просто специалист. Он призван активно бороться за укрепление законности и правопорядка, должен быть умелым воспитателем и организатором. Вот почему порядок подбора абитуриентов в юридические вузы вообще и на юридические факультеты в частности нуждается в совершенствовании. К сожалению, зачастую у нас отсутствуют научно обоснованные методики подбора абитуриентов в высшие юридические учебные заведения.
Подготовительные курсы для поступления в юридические вузы подчас носят формальный характер. В какой-то степени этот пробел восполняет репетиторство. Поэтому необходимо развивать сеть профильных лицеев, гимназий и средних школ именно с прицелом на подготовку абитуриентов- будущих юристов. За последние годы уменьшился приток на преподавательскую работу в юридические вузы практических работников.
Это в определенной мере связано с увеличением интенсивности их труда, а также с тем, что ставка преподавателя вуза в отдельных случаях ниже заработной платы квалифицированных работников государственного аппарата. Такое положение отрицательно сказывается на качестве подготовки юристов, ибо проведение практических занятий работниками суда, прокуратуры, органов внутренних дел дает ощутимый эффект.
Следовательно, одна из насущных задач — привлечение на работу в юридические вузы страны высококвалифицированных практических работников. 5. Учебная программа. Остро стоит вопрос более взвешенного и научно обоснованного выстраивании структуры дисциплин, включаемых в учебные планы, списке различных видов учебных занятий в зависимости от специализации, перечне письменных работ, выполняемый студентами и т. п.
Давно имеются возможности для того, чтобы из многочисленных вариантов учебного плана с помощью компьютера выбрать наиболее рациональный для тех условий, которые будут существовать в юридической практике через пять — десять лет когда сегодняшние студенты станут зрелыми специалистами [9].
В разработке перспективных планов, несомненно, должны принимать участие не только юристы и методические работники Министерства образования и науки РФ, но и работники государственных учреждений и частных фирм, где выпускникам юридических вузов предстоит осуществлять свою деятельность юриста. Шире должны привлекаться психологи, представители педагогической науки, прогнозисты, математики-программисты, физиологи и другие специалисты. Именно совместными усилиями представителей разных специальностей, сфер общественных отношений возможно создать учебные планы, отвечающие современным требованиям [10].
В Указе Президента РФ от 26.05.2009 № 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации» в числе основных задач предписано: обеспечить разработку и общественное обсуждение федеральных государственных стандартов высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) «юриспруденция», предусматривающих увеличение объема практической части основной образовательной программы.
Создание условий для эффективного развития российского образования, направленного на обеспечение доступности качественного образования, отвечающего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации определено приоритетным направлением в Федеральной целевой программе развития образования на 2016—2020 годы (утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2015 № 497) [13].
По нашему мнению, при обучении студента-юриста крайне необходимо в образовательном процессе обеспечить практическую направленность при изучении отраслевых правовых дисциплин. Важно при этом не ограничиваться моделированием в форме проведения учебных ролевых игр с распределением деловых качеств, но и расширять возможности производственной практики и стажировки студентов в правоохранительных органах, судах, адвокатских образованиях, госучреждениях и частных юридических компаниях в качестве помощников, стажеров, консультантов, секретарей, делопроизводителей, заведующих канцеляриями и пр.
Необходимо предоставить возможность будущим правоприменителям, как говорят профессионалы, поработать на земле, что обязательно должно сказаться на качестве и эффективности юридического профессионального образования, в целом, и вводе в профессию, в частности.
[1] См.: М.К. Горбатова. Высшее юридическое образование в современной России: теоретико-правовые аспекты развития: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. – Нижний Новгород., 2007. 27 с.
[2]См: Г.Ф.Горский, В.С. Основин. Проблемы совершенствования высшего юридического образования / Г. Ф. Горский, В. С. Основин // Правоведение. -1976. — № 3. — С. 15 – 22.
[3] См: К.М. Левитан, «Проблема качества юридического образования» // Современная наука. 2012. №3. Интернет-ресурс: http://www.nauteh-journal.ru/index.php/--gn12-03/447.
[4] Там же.
[5]Интернет-ресурс: http://www.eecutive.ru/...D0_цикл
[6] См.: К.М. Левитан. Юридическая педагогика. – М.: Норма, 2008. – С. 53-57.
[7] Интернет-ресурс: http://law.edu.ru/article/article.asp?articleID=1136242
[8] Интернет-ресурс: http://5top100.ru/events/recommended/31085/
[9]См.: Г.Ф.Горский, В.С. Основин. Проблемы совершенствования высшего юридического образования / Г. Ф. Горский, В. С. Основин. // Правоведение. -1976. — № 3. — С. 15 – 22.
[10] Там же. С. 18.
[11] См.: Интернет-ресурс: http://raexpert.ru/...versity/reputation_2015/tab06/
[12] См.: Интернет-ресурс: http://www.studfiles.ru/preview/6006295/page:21/[13] См.: Интернет-ресурс: http://минобрнауки.рф/gody.pdf