Ушла в прошлое советская эпоха, когда юридические профессии юриста – консультанта, адвоката или нотариуса условно были отнесены к мелкобуржуазным занятиям. Не всегда спасала и приставка к статусу «советский».

Трансформация отечественного общественного строя в различных сферах будь то экономика, социальные отношения или политика привела к всплеску востребованности защиты законных прав и интересов граждан не только и не сколько в уголовном процессе, но и при решении споров в гражданско-правовых, административных делах, в арбитражном процессе. Появились новые и не всегда бесспорные квалификации юристов: риелторы, коллекторы, медиаторы, юристы-представители, юристы-консультанты и пр., подчас не имеющие высшего юридического образования.

Профессиональное сопровождение сделок, обеспечение сложной и многообразной предпринимательской деятельности компаний, составление успешных бизнес –проектов, разрешение корпоративных споров оказалось вообще немыслимо без квалифицированных и дипломированных юристов. Важная роль в оказании квалифицированной юридической помощи населению отведена адвокатскому сообществу как одному из самых профессиональных общественных объединений в области защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина в России.

Перманентно меняющееся законодательство Российской Федерации вносит свои сложности и коррективы в деятельность юристов как оказывающих юридические услуги физическим и юридическим лицам, так и государственных служащих, сотрудников правоохранительных органов и судов. В таком режиме решать правовые задачи способен только юрист, постоянно получающий новые знания, участвующий в различных юридических круглых столах, семинарах, конференциях, способный к профессиональному росту и обмену опытом, к занятию наукой в том числе.Современное юридическое образование — совокупность знаний о государстве, управлении, праве, наличие которых даёт основание для профессионального занятия юридической деятельностью.

Реформаторские преобразования в стране последних 25 лет существенно отразились на системе высшего профессионального, в том числе юридического, образования. Образование подверглось значительной трансформации и уже на эмпирическом уровне обнаруживает значительные количественные и качественные изменения. Указанные изменения по большей части происходили и отчасти продолжают происходить не как результат целенаправленной политики, а стихийным, спонтанным путем.

Сформировавшаяся таким образом система высшего юридического образования в современной России достаточно сильно отличается по основным параметрам от системы, действовавшей в советский период. Она, по мнению М.К. Горбатовой, высказанному еще в 2007 г., гораздо менее эффективна и внутренне противоречива, что дает основания оценивать ее состояние как кризисное [1].

Последнее десятилетие, несомненно, внесло коррективы в преодоление острых проблем высшего юридического образования в нашей стране, но состояние дел в этой сфере и поныне оставляет желать лучшего. Исследуем и проанализируем ряд некоторых проблем высшего юридического образовании в Российской Федерации.

1. Еще сорок лет тому назад в СССР прекрасно понимали, что «Основа всякой социальной системы — кадры, призванные осуще­ствлять ответственные задачи, которые ставятся перед ними. Поэтому важнейшей проблемой совершенствования системы юридического образования в стране является проблема кадров.

Один из основных ее аспектов — обеспечение вузов квалифицированным профессорско-преподавательским составом» [2].

2. Вторая проблема, к сожалению и вполне закономерно, вытекает из первой: проблема качества юридического образования. Как отмечено выше, смена общественной формации, социальные, экономические и политические реформы требуют от системы юридического образования новых, современных подходов, во-первых.

Во-вторых, в связи с невысоким уровнем общеобразовательной подготовки абитуриентов сфера юридического образования остро нуждается в перестройке содержания и методов высшего юридического образования » [3].

Мы разделяем мнение профессора Уральской государственной юридической академии К.М. Левитана в том, что в настоящее время в нашей стране при «количественной избыточности традиционно обученных специалистов, поточно подготовленных по старым «образовательным лекалам» дефицит высококвалифицированных юристов, а также не решена проблема обеспечения качества обучения на каждом из этапов юридического образования: бакалавриат, магистратура, аспирантура, докторантура и все по той же причине недостаточного уровня «профессионально-педагогической компетентности профессорско-преподавательского состава многих юридических вузов» », а также недофинансированности юридических вузов и т.д. [4].

В 30-е годы прошлого века американский ученый Уолтер Шухарт разработал, а его ученик Эдвард Деминг усовершенствовал методологию, получившую название PDCA (Plan – Do – Check – Act – цикл улучшения качества процесса Шухарта – Деминга), которая позволяет формализовать содержание любого деятельностного процесса и применяется для постоянного улучшения его качества. В русском варианте этот цикл может быть представлен в следующем виде: «Планируй – Действуй – Проверяй – Воздействуй». При этом «Plan — Планируй» означает «что и как делать?», «Do — Действуй» — «делай то, что запланировано», «Check — Проверяй» — «как результаты соотносятся с планом?», «Act — Воздействуй» — «как улучшить?» [5].

Отечественная педагогическая наука выделяет следующие общие функции образования: а) когнитивную (познавательную), результатом реализации которой является система определенных компетенций;

б) воспитательную, способствующую становлению личностной системы ценностей учащихся, их мировоззрения, правосознания, мотивационной и поведенческой сферы; в) психического развития, реализующейся в новообразованиях в интеллектуальной сфере учащихся (восприятии, воображении, мышлении, речи), а также в их эмоциональной и волевой сферах; г) развития креативности, способствующей становлению творческих способностей учащихся; д) валеологическую, обеспечивающую ведение здорового образа жизни, профилактику и коррекцию неблагоприятного психического и физического развития обучающихся [6].

Из личного опыта преподавания правовых дисциплин и ориентации студентов юридических вузов Вологодской области на их будущую работу в качестве юристов мы бы уточнили результат воспитательной функции студента юридического вуза – формирование правосознания как мотива принятия решения в юридической и общегражданской деятельности.

3. Контроль качества образования. Оценка качества образования в юридических вузах, по нашему мнению, должна осуществляться не только в рамках общегосударственной системы аккредитации, но и с помощью общественных организаций, например, Ассоциации юристов России.

4. Одна из основных проблем совершенствования системы высшего юридического образования — улучшение порядка формирования студенческо­го и преподавательского контингента. Сложившийся порядок не соответствует роли, которую играют сейчас университеты, институты, академии. В современном мире, отмечалась еще на VI генераль­ной конференции Международной ассоциации университетов, деятель­ность университетов становится все более значимой в экономической и социальной жизни каждой страны.

Они осуществляют подготовку высококвалифицированных специалистов для всех отраслей материаль­ного производства и духовной жизни, вносят весомый «вклад в разви­тие общественного прогресса. Ведь юрист — это не просто специалист.

Он призван активно бороть­ся за укрепление законности и правопорядка, должен быть умелым воспитателем и организатором [7].

14-17 ноября 2016 года в Бангкоке, столице Таиланда, состоялась 15-я Генеральная конференция Международной Ассоциации Университетов (International Association of Universities). Международная ассоциация университетов действует на базе ЮНЕСКО и объединяет более 600 вузов по всему миру. Тема конференции 2016 года — «Высшее образование — катализатор инновационного и устойчивого сообщества» [8].

Отсюда следует, что юрист — не просто специалист. Он призван активно бороть­ся за укрепление законности и правопорядка, должен быть умелым воспитателем и организатором. Вот почему порядок подбора абитуриентов в юридические вузы вообще и на юридические факультеты в частности нуждается в совер­шенствовании. К сожалению, зачастую у нас отсутствуют научно обоснованные методики подбора абитуриентов в высшие юридические учебные заведения.

Подготовительные курсы для поступления в юридические вузы подчас носят формальный характер. В какой-то степени этот пробел восполняет репетиторство. Поэтому необходимо развивать сеть профильных лицеев, гимназий и средних школ именно с прицелом на подготовку абитуриентов- будущих юристов. За последние годы уменьшился приток на преподавательскую ра­боту в юридические вузы практических работников.

Это в определен­ной мере связано с увеличением интенсивности их труда, а также с тем, что ставка преподавателя вуза в отдельных случаях ниже зара­ботной платы квалифицированных работников государственного аппа­рата. Такое положение отрицательно сказывается на качестве подго­товки юристов, ибо проведение практических занятий работниками суда, прокуратуры, органов внутренних дел дает ощутимый эффект.

Следовательно, одна из насущных задач — привлечение на работу в юри­дические вузы страны высококвалифицированных практических работ­ников. 5. Учебная программа. Остро стоит вопрос более взвешенного и научно обос­нованного выстраивании структуры дисциплин, включаемых в учебные планы, списке различных видов учебных занятий в зави­симости от специализации, перечне письменных работ, выполняемый студентами и т. п.

Давно имеются возможности для того, чтобы из многочисленных вариантов учебного плана с помощью компьютера выбрать наиболее рациональный для тех условий, которые бу­дут существовать в юридической практике через пять — десять лет когда сегодняшние студенты станут зрелыми специалистами [9].

В разработке перспективных планов, несомненно, должны принимать участие не только юристы и методические работники Министерства образования и науки РФ, но и работники государственных учреждений и частных фирм, где выпускникам юридических вузов предстоит осуществлять свою деятельность юриста. Шире должны привлекаться психологи, представители педагогической науки, прогнозисты, математики-программисты, физиологи и другие специалисты. Именно совместными усилиями представителей разных специальностей, сфер общественных отношений возможно создать учебные планы, отвечающие современным требованиям [10].

В Указе Президента РФ от 26.05.2009 № 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации» в числе основных задач предписано: обеспечить разработку и общественное обсуждение федеральных государственных стандартов высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) «юриспруденция», предусматривающих увеличение объема практической части основной образовательной программы.

Создание условий для эффективного развития российского образования, направленного на обеспечение доступности качественного образования, отвечающего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации определено приоритетным направлением в Федеральной целевой программе развития образования на 2016—2020 годы (утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2015 № 497) [13].

По нашему мнению, при обучении студента-юриста крайне необходимо в образовательном процессе обеспечить практическую направленность при изучении отраслевых правовых дисциплин. Важно при этом не ограничиваться моделированием в форме проведения учебных ролевых игр с распределением деловых качеств, но и расширять возможности производственной практики и стажировки студентов в правоохранительных органах, судах, адвокатских образованиях, госучреждениях и частных юридических компаниях в качестве помощников, стажеров, консультантов, секретарей, делопроизводителей, заведующих канцеляриями и пр.

Необходимо предоставить возможность будущим правоприменителям, как говорят профессионалы, поработать на земле, что обязательно должно сказаться на качестве и эффективности юридического профессионального образования, в целом, и вводе в профессию, в частности.
[1] См.: М.К. Горбатова. Высшее юридическое образование в современной России: теоретико-правовые аспекты развития: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. – Нижний Новгород., 2007. 27 с.

[2]См: Г.Ф.Горский, В.С. Основин. Проблемы совершенствования высшего юридического образования / Г. Ф. Горский, В. С. Основин // Правоведение. -1976. — № 3. — С. 15 – 22.

[3] См: К.М. Левитан, «Проблема качества юридического образования» // Современная наука. 2012. №3. Интернет-ресурс: http://www.nauteh-journal.ru/index.php/--gn12-03/447.

[4] Там же.

[5]Интернет-ресурс: http://www.eecutive.ru/...D0_цикл

[6] См.: К.М. Левитан. Юридическая педагогика. – М.: Норма, 2008. – С. 53-57.

[7] Интернет-ресурс: http://law.edu.ru/article/article.asp?articleID=1136242

[8] Интернет-ресурс: http://5top100.ru/events/recommended/31085/

[9]См.: Г.Ф.Горский, В.С. Основин. Проблемы совершенствования высшего юридического образования / Г. Ф. Горский, В. С. Основин. // Правоведение. -1976. — № 3. — С. 15 – 22.

[10] Там же. С. 18.

[11] См.: Интернет-ресурс: http://raexpert.ru/...versity/reputation_2015/tab06/

[12] См.: Интернет-ресурс: http://www.studfiles.ru/preview/6006295/page:21/[13] См.: Интернет-ресурс: http://минобрнауки.рф/gody.pdf

Да 10 10

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Морохин Иван, donets180852, petrovsg, cygankov, Федоровская Наталья, strijak, evgeniia, vladimir-verhoshanskii, Рисевец Алёна, Николаев Андрей, Беляев Максим, Ширшов Игорь, sander5836
  • 07 Декабря 2016, 03:35 #

    Уважаемый Сергей Петрович, на мой взгляд, проблема низкого качества юридического образования в нашей стране, проистекает, с одной стороны, из широчайшей его доступности, а с другой — из низкой (точнее никакой) ответственности ВУЗов, за последующую деятельность своих выпускников. 

    Для меня это конечно удивительно, но многие выпускники, ведущих ВУЗов страны ведут себя как полные профаны, и к сожалению, к этому многие уже привыкли…

    +3
    • 07 Декабря 2016, 09:41 #

      Уважаемый Иван Николаевич, благодарю за интерес к моей скромной статье. Что касается абзацев, то это несовершенство самого редактирования текста при его загрузке. Удачи Вам!

      +1
    • 07 Декабря 2016, 10:18 #

      Уважаемый Иван Николаевич, в дополнение к Вашей теории, внесу практическую информацию, — расскажу, хотя Вы, наверное, и сами знаете о внутренних правилах сдачи экзаменов в ВУЗах. 
      Так было у нас и во многих юр. факультетах СПб. Чтобы сдать зачет и некоторые экзамены, нужно всего-лишь посещать занятия или сделать так, чтобы староста внесла фамилию в список пришедших и тогда зачет, и экзамен (экзамен, если «удовл.» устраивает) ставят «автоматом».
      А как проходят лекции, если не успел занять место в первых трех рядах, думаю, можете себе представить. 
      И ещё, так сказать, внесу «коррупционную оговорку», при поступлении задал вопрос декану: «Возможно ли на бюджет попасть?», на что получил прямой ответ с усмешкой, —  Умерьте пыл, милок! Места на бюджет уже как год заняты!
      Так что, даже, если студент хочет получить достойное образование — не получится! Только если сам не займется дополнительным, самостоятельным изучением науки.
      И ещё! Тот, случай, когда я понял, что в стране бардЕль.
      Было это на первом курсе. Идет лекция по истории. Преподаватель (кстати, весьма известный и Уважаемый, к сожалению уже умер), чтобы понять кто есть кто, задает вопрос и говорит, что за правильный ответ, сразу ставлю зачёт.
      Вопрос такой: «Назовите настоящую фамилию Ленина». Т.к. я по характеру не из тех, которые сразу «руку тянут», да и подумал, — ну и вопрос, конечно все знают...
      А в ответ — тишина! Поворачиваюсь, все молчат)) Ну, думаю, — наверное разыгрывают преподавателя. Решил ответить: «Ульянов», Вы бы видели как расцвёл преподаватель, как покраснели будущие «коллеги».
      В общем-то, образование Хреновое.

      +7
      • 07 Декабря 2016, 10:26 #

        Уважаемый Станислав Георгиевич, ну анекдот же про фамилию?
        А контрольный зачет по правоведению: «Какой цвет стен перед аудиторией снаружи?(headbang)

        +3
        • 07 Декабря 2016, 10:31 #

          Уважаемый Владимир Михайлович, не анекдот, так и было. Может преподаватель и рассчитывал воспользоваться приёмом анекдота, но результат оказался плачевным.
          А контрольный зачет по правоведению: «Какой цвет стен перед аудиторией снаружи?Или вопрос преподавателя студенту: «Назовите мои Ф.И.О.», или «Как полностью называется предмет, который Вы сдаёте?».
          Конечно, не Все такие преподаватели, в основном молодёжь, преподаватели старой закалки, если видят, что ты пришел учиться, то и спрашивают соответствующим образом.
          Но основа на юрфаках (по-другому не назвать) соответствует названию —
           «ЮрФак».
          P.S. т.к. не могу добавить к своему первому комментарию, дополняю в этом.
          Один из тех, который не знал фамилию Ленина, а это говорит о многом, сейчас стал КЮН, а что его сподвигнуло? Правильно — отсрочка от армии.
          Вот и вся подноготная российского образования.

          +4
          • 07 Декабря 2016, 12:50 #

            Уважаемый Станислав Георгиевич, ну Вы жжете! И еще КЮН… Может студенты были просто обескуражены вопросом? Такое бывает.

            +2
            • 07 Декабря 2016, 13:12 #

              Уважаемая Евгения, говорю как есть, причём без преувеличений. Насколько понимаю слово «обескуражен», т.е. растерян, — не думаю, что нормальный человек может растеряться и «проглотить язык» от подобных вопросов.

              +4
          • 07 Декабря 2016, 13:10 #

            Уважаемый Станислав Георгиевич, Один из тех, который не знал фамилию Ленина, а это говорит о многом
            А м.б. промолчал, из понимания простоты вопроса, это же не экзамен был, где нужно обязательно отвечать?

            +1
            • 07 Декабря 2016, 13:20 #

              Уважаемый Владимир Михайлович, может и так, кто знает!? Вам виднее.

              0
              • 07 Декабря 2016, 13:45 #

                Уважаемый Станислав Георгиевич, я не знаю, но и не делаю выводов, потому как именно не знаю.

                +1
                • 07 Декабря 2016, 13:51 #

                  Уважаемый Владимир Михайлович, я искренне рад тому, что Вы занимаетесь самостоятельно Логикой или хорошо помните эту науку,
                  я не знаю, но и не делаю выводов, потому как именно не знаю.видимо сейчас Вы в теме логических парадоксов?;) Точку опоры выводов нужно взять другую(handshake)

                  +1
                  • 07 Декабря 2016, 15:19 #

                    Уважаемый Станислав Георгиевич, все гораздо проще — в детстве я любил перечитывать книгу "Золотая цепь", так герою книги «друзья» выкололи тату «я все знаю».
                    Я не хочу такую наколку.8)

                    +1
                    • 07 Декабря 2016, 15:51 #

                      Уважаемый Владимир Михайлович, не сторонник кратких содержаний, придётся прочесть полностью, заинтересовали)

                      +1
                      • 08 Декабря 2016, 07:06 #

                        Уважаемый Станислав Георгиевич, так я много могу чего порекомендовать. Книг-то уйма и по сути в них излагаются практически одинаковые заповеди. Вопрос только в том, какие книги выбрать и поставить себе на полку. Допустим, я для себя принял, что книги, несущие добро, гораздо пользительнее, чем те, которые можно поставить на полку «все плохо». )))

                        +1
          • 08 Декабря 2016, 10:55 #

            Уважаемый Станислав Георгиевич, не надо мазать все одним цветом. Престиж науки и образования таков, что не всегда там оседают лучшие умы. На то есть разные причины (про метеориты -молчок!) Во-первых. Во-вторых, студент, правильно заметили, если себя уважает, то хотя бы фамилию Ленина знал, а не только гипотезу Пуанкаре.
            По поводу Вашего кюн могу только сожалеть.

            +1
  • 07 Декабря 2016, 10:59 #

    По нашему мнению, при обучении студента-юриста крайне необходимо в образовательном процессе обеспечить практическую направленность при изучении отраслевых правовых дисциплин. Важно при этом не ограничиваться моделированием в форме проведения учебных ролевых игр с распределением деловых качеств, но и расширять возможности производственной практики и стажировки студентов в правоохранительных органах, судах, адвокатских образованиях, госучреждениях и частных юридических компаниях в качестве помощников, стажеров, консультантов, секретарей, делопроизводителей, заведующих канцеляриями и пр.Уважаемый Сергей Петрович, и с этим трудно не согласиться. На мой взгляд, это самое главное в формировании будущего профессионала.
    Но, к сожалению, у нас на сегодня, многие и многие преподаватели ВУЗов, полностью оторваны от реальности и сами плохо понимают и теорию, и практику. И потому, научить будущих правоведов мало чему могут.
    Более того, учат их совсем не тому…

    +5
    • 07 Декабря 2016, 16:17 #

      Уважаемая Наталья Руслановна, учат то «тому», а вот только учатся «не так». 
      Я еще могу поверить, что «бюджетники» (вернее, часть их) учатся, потому что существует «рычаг» — не успеваешь-отчисление. Другая часть — это дети тех, кто «оплатил» бюджетное место. Думаю, что размер оплаты близок к стоимости коммерческого обучения.
      Но в коммерческих вузах то нет смысла отчислять за неуспеваемость, т.к. целью комм. вуза является получение прибыли, а обучение.- как получится.
      Вот и получается: преподаватели «начитывают» часы, а студенты получают диплом независимо от наличия знаний.
      Одного студента из своей группы я не видел ни разу за шесть лет. Сколько таких было в институте — неизвестно.

      +3
      • 08 Декабря 2016, 10:57 #

        Уважаемый Владимир Александрович, за что боролись. Договор: вуз-студент. Каждый получает свое: вуз — финансирование. Студент — диплом, а правосознания — 0. Кто виноват?

        +1
        • 13 Декабря 2016, 09:43 #

          Уважаемый Сергей Петрович, мне кажется, что правосознание — это не то, чему научают в вузе. Мне довелось прочитать «Философию права» Нерсесянца. Причем дважды. Если первый раз очень «туго» входило, то второй раз читалось с удовольствием. Там несколько другое видение достижения правосознания — через собственно знания приходит правопонимание, а только потом — правосознание. 
          Это долгий путь. Не каждый может пройти его до конца. Многие сходят с «дистанции».:)

          +1
          • 13 Декабря 2016, 14:55 #

            Уважаемый Владимир Александрович, для начала надо разобраться с сущностью правосознания как явления. По сути, оно носит идеальный (нематериальный) характер и непосредственно не на¬блюдается. Оно представляет собой сферу или область сознания, отражающую правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализа¬ции.
            ↓ Читать полностью ↓

            Следовательно, знания должны присутствовать при формировании положительного с точки зрения сложившихся общественных отношений правосознания. А как быть с естественным правом, например, на жизнь, с равенством, свободой, справедливостью? Оно существует вне норм позитивного права и для воспитания правосознания в идеале не требует овладения нормами права (знанием закона). И всегда ли позитивное право – отражение естественного права?

            Само правосознание возникает в процессе правовой деятельности и проявляется в ней. Поэтому функции или назначение правового сознания могут быть опосредованно поняты из результатов деятельности субъектов права – адвокатов, стороной обвинения, судом.

            Основные функции правосознания — познавательная, оце¬ночная и регулятивная. Все другие функции практически охватыва¬ются ими, в частности информативная, прогностическая.

            Правовая подготовка людей не исчерпывается их формальны¬ми юридическими знаниями. Можно обладать знаниями, но не уметь ими пользоваться. Или пользоваться во вред обществу (профессиональное мошенничество, например).

            Экспериментальные исследования правосознания различных групп и слоев населения, как известно, показали, что центральным компонентом правосознания, определяющим соответствие поведения (деятель¬ности) нормам права, являются ценностные отношения к закону. Для юристов-профессионалов наряду с отношением к закону оди¬наково значимыми являются правовые знания и умение приме¬нять их, что требует целенаправленных и осмысленных усилий. Следовательно, профессиональное правосознание – это средство применения норм права на практике.

            Правосознание, по мнению ученых, существует «до», «после» права и «параллель¬но» с ним и является, во-первых, его источником, отражающим объективные потребности развития общества, во-вторых, одним из обязательных механизмов (инструментов) реализации, вопло¬щения в жизнь, в-третьих, средством оценки соответствия пове¬дения (деятельности) нормам права.

            Оценка результатов деятельности и каждого решения в пра¬вовой сфере также производится с помощью правового сознания.

            С точки зрения глубины отражения правовой деятельности обычно выделяют
            три уровня правосознания:
            обыденное (эмпири¬ческое),
            научное (теоретическое) и
            профессиональное.

            Юриста-профессионала должно отличать устойчиво положи¬тельное отношение к праву и практике его применения, что пред¬полагает максимально высокую степень согласия с правовой нор¬мой (с законодателем), понимание полезности, необходимости и справедливости ее применения, привычку соблюдать закон. Вот воспитанию этой самой привычки – соблюдать закон, быть законопослушным и должны быть посвящены образовательные программы в области права.

            В общем и целом правосознание юриста должно пред¬ставлять собой результат трансформации культуры — общей, специальной или профессиональной и индивидуальной (личност¬ной). Один за всех и все за одного, но не на основе понятий, а закона. И корпоративная этика не должна служить индульгенцией для нерадивых членов юридического сообщества.

            Важнейшим признаком правового государства, обязатель¬ным условием его построения является высокий уровень правовой культуры населения, профессиональной культуры правоохранителей и других должностных лиц, в том числе и адвокатов.

            И я с Вами совершенно согласен, Владимир Александрович, что многие юристы так и сходят с дистанции, ограничившись бытовым правосознанием, так как их ученические знания права не переросли в «религию права».

            +1
    • 08 Декабря 2016, 10:11 #

      Уважаемая Наталья Руслановна, если говорить проще, то будущему «сутяге» уже во время учебы необходима основательная практика на «производстве». Формально она есть и лучше дело с практикой обстоит в ведомственных юридических вузах ФСИН, МВД и пр. Но деятельность юриста гораздо шире, чем оперативная работа. Это только одна проблема — формальная практика (можно согласиться, что это часто зависит от руководителей практики и наставников, да и самих студентов, курсантов).
      Гораздо сложнее с преподавательскими кадрами. Эта тема затронута в статье. Преподают в некоторых случаях  или «теоретики»,  знающие производство понаслышке или практики — внешние совместители, не очень отвечающие педагогическим и научным требованиям  — пригласили, подработать и т.д.
      Ведь никто не допустит самостоятельно оперировать больного того специалиста, который не прошел весь курс теории и практики под руководством опытных врачей и уже сам под присмотром! оперировал во время учебы. Как же допускать юриста в решение реальных проблем, затрагивающих права и свободы человека и гражданина, к действиям, которые могут перевернуть всю жизнь? Хотелось бы от коллег услышать свои предложения по этому поводу. Спасибо за отклик.

      +1
  • 07 Декабря 2016, 11:16 #

    Необходимо предоставить возможность будущим правоприменителям, как говорят профессионалы, поработать на земле, что обязательно должно сказаться на качестве и эффективности юридического профессионального образования, в целом, и вводе в профессию, в частности.Да, и с детства прививать тягу к труду.
    https://youtu.be/B-FsEGUj1Rs

    +4
    • 08 Декабря 2016, 10:32 #

      Уважаемый Андрей Валерьевич, блеск! Это как разговор о том, что люди ошибаются в призвании: кто сам по себе, кто по глупости, кто — по принуждению. Увы. Советский ролик актуален и сегодня! А ведь право — это те же математические формулы норм права. Их надо уметь толковать и применять по букве и духу закона — в совокупности всех обстоятельств дела. Расчет математика, грамотность лингвиста, мудрость философа и гуманность и профессионализм врача должны быть качествами профессионального юриста.

      +3
  • 08 Декабря 2016, 07:00 #

    Уважаемый Сергей Петрович, я любила ходить на лекции тех преподавателей, которые не только теоретики, но и практики. К сожалению, таких у нас в ВУЗе было мало. Но их лекции я никогда не пропускала и садилась всегда на первый ряд, потому как у таких преподавателей лекции  динамичны, примеры интересные.

    А вот гражданский процесс преподавала совсем молоденькая девушка, лекции были как в учебнике и ГПК. Скучно.|-)

    +2
    • 08 Декабря 2016, 10:21 #

      Уважаемая Алёна Александровна, спасибо за понимание. Именно так. Мало того, я детям не только преподношу теорию и примеры из практики, но еще пытаюсь привить вкус к профессии. Это не качестве самолюбования, а в продолжение рассуждений о нашем образовании. Если тебе неинтересен преподаватель, то и предмет не очень по душе. Увы. Скажите, что не так. Можно и сопромат с делопроизводством преподавать так, что за уши не оттянешь, а можно уголовное право и криминологию так излагать, что «тошно станет».  Иногда ребятам признаюсь: «Общение с вами удерживает не прекращать преподавательскую работу». Не знаю, верят или нет, но хотелось бы, чтобы верили.

      +2
  • 08 Декабря 2016, 20:49 #

    Уважаемый Сергей Петрович, не могу с Вами согласиться по целому ряду пунктов.
    ↓ Читать полностью ↓
    Ушла в прошлое советская эпоха, когда юридические профессии юриста – консультанта, адвоката или нотариуса условно были отнесены к мелкобуржуазным занятиям.
    Кем? Когда?! Нас-то учили, исходя из того, что юрист — профессия элитарная. Этой точки зрения придерживались мои любимые профессора, такие, как Рясенцев Владимир Александрович, Шакарян Мария Сумбатовна. И о том, что в советское время юрист — мелокобуржуазное занятие, я услышал впервые...
    Важная роль в оказании квалифицированной юридической помощи населению отведена адвокатскому сообществу как одному из самых профессиональных общественных объединений в области защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина в России.
    В некой параллельной вселенной — возможно. Чтобы убедиться в правильности этого утверждения, достаточно побывать на двух-трех судебных заседаниях, например, по делам о продлении срока содержания под стражей; Вы поразитесь, насколько Ваше утверждение идет вразрез с тем, что Вы там увидите.
    Современное юридическое образование — совокупность знаний о государстве, управлении, праве, наличие которых даёт основание для профессионального занятия юридической деятельностью.
    Только современное? А 20, 50, 100 лет назад юридическое образование не было совокупностью тех же знаний?
    Отсюда следует, что юрист — не просто специалист. Он призван активно бороть­ся за укрепление законности и правопорядка, должен быть умелым воспитателем и организатором.
    Простите — совсем не следует — такие задачи более свойственны не юристам, а отдельным должностным лицам, имеющим юридическое образование — прокурорам, например. А задача адвокатов несколько иная, да и боремся мы не за укрепление абстрактных законности и правопорядка, а за то, чтобы, в рамках закона оказать юридическую помощь конкретному человеку, что, согласитесь, не одно и тоже.
    Мог бы продолжать и дальше, но… Хотите повысить качество юридического образования? Для начала, повысьте качество общего среднего, чтобы абитуриенты юридических ВУЗов, хотя бы, в слове «палисадник» не делали четыре ошибки, закройте, и запретите создавать юридические факультеты в непрофильных ВУЗах — могу еще перечислить пару-тройку пунктов для того, чтобы вернуть юридическому образованию его былую элитарность.

    +3
    • 08 Декабря 2016, 23:33 #

      Уважаемый Андрей Юрьевич,
      и запретите создавать юридические факультеты в непрофильных ВУЗахДа почему ж никому покою не дают юридические факультеты непрофильных вузов?...

      Ну что плохого в том, что какой нибудь чиновник районной или поселковой администрации (у которого нет денег на элитное высшее юридическое образование в профильном вузе) за доступные деньги получит не элитное, а простое второе юридическое образование и хотя бы мало-мальски начнет ориентироваться в тех «премудростях», которые в избытке сейчас ваяются  законодательными  органами.

      Все равно доступ в адвокатуру, судьи лежит через квалификационные экзамены. И если кто-то из непрофильного вуза пройдет через них, может он этого достоин?   В прокуратуру и следственный комитет можно с окончивших профильный вуз на работу принимать, но  каждого участкового элитным юридическим образованием не обеспечишь.

      «Шарашкины конторы»  конечно нужно прикрывать.
      Но в некоторых непрофильных вузах юридическое образование по соотношению цена/качество вполне оптимально.

      +1
      • 09 Декабря 2016, 10:14 #

        Уважаемый Игорь Михайлович, Вы затронули проблему введения Болонской системы образования. На сегодня существует три формы высшего юридического образования: специалитет (отживающая форма), бакалавриат и магистратура. Это продиктовано потребностями рынка. Если проще, то можно сравнить с формулой: цена — качество. Например, участковому инспектору достаточно бакалавриата. Я бы сюда еще  нотариуса, зав. канцелярией мирового судьи, секретаря, помощника судьи, судебного пристава, пристава исполнителя, среднего уровня сотрудников правоохранительных органов, сотрудников гражданской службы различных ведомств также не руководящего уровня и т.п. добавил. Судьи уже определились с образованием: только магистратура (сначала профильный бакалавриат), прокуратура, возможно, также будет отказывать бакалаврам (непроверенные слухи?), То есть рынок рабочей силы (определение какое!), работодатели  при выборе кандидатов на определенные должности уже априори настроены несколько против бакалавриата с его 4 (четырехлетним образованием). Подавай магистра! Но магистерские программы нужно еще так разработать, чтобы они помогли судье стать судьей (внутреннее убеждение и совесть — это не к программе), прокурору — прокурором (переживать за невинно привлеченных к уголовной ответственности тоже программа не научит, увы), адвокату — высококлассным адвокатом с кодексом чести за душой.
        Вообще-то тема интересная. И меня радует неравнодушие коллег к этой проблеме. Если у сталевара (шутили в советское время!) — сила в плавках (стали, например), то у нашего брата юриста — в классном образовании тож. При этом не надо забывать, что не только вуз, но и сам студент должен мотивировать себя (будущий адвокат и подавно!) на получение твердых знаний и правильных навыков в адвокатской деятельности, чему наш «Правдоруб», по моему мнению, и служит. А еще портал должен учить нас толерантности (немодное, но точное выражение) и терпимости. Успехов Вам!

        +2
      • 09 Декабря 2016, 10:27 #

        Уважаемый Игорь Михайлович, Ну что плохого в том, что какой нибудь чиновник районной или поселковой администрации (у которого нет денег на элитное высшее юридическое образование… Тут без комментариев — лично я таких безденежных чиновников не встречал. Если знаете, где такие водятся — сводите на экскурсию:) Впрочем, ни наличие денег, ни высшего образования, еще ума никому не прибавили…
        Все равно доступ в адвокатуру, судьи лежит через квалификационные экзамены. Ага — судя по уровню современного судейского, да и нередко адвокатского корпуса — они, экзамены, ну, очень серьезный «фильтр»:)
        Ежели серьезно, то мне приходилось, по просьбе знакомых, владеющих небольшими предприятиями, оказывать помощь в создании юридических подразделений. Так вот — когда приходили кандидаты с дипломами всех этих таинственных «академий», «университетов», а также разных пищевых, текстильных, и т.п. ВУЗов, обзаведшихся юридическими факультетами, результат собеседования с ними вызывал эмоции, от «чисто поржать», до грустных раздумий о будущем юридического образования в России.

        +6
        • 09 Декабря 2016, 12:18 #

          Уважаемый Андрей Юрьевич, 
          Тут без комментариев — лично я таких безденежных чиновников не встречал. Если знаете, где такие водятся — сводите на экскурсиюПриезжайте к нам а глубинку, я Вам покажу таких людей много. На которых валят и валят мониторинги, отчеты, новые законы, постановления,  бесконечные жалобы граждан и проверки контролирующих органов и все «удовольствие» оплачивается в 10-15 тыс. в месяц. Самое начальство живет конечно получше. Но пока в начальники выбьешься или зубы сточишь, или более высокому начальству языком вылизывать известные места  устанешь и т.п.Так вот — когда приходили кандидаты с дипломами всех этих таинственных «академий», «университетов», а также разных пищевых, текстильных, и т.п. ВУЗов, обзаведшихся юридическими факультетами, результат собеседования с ними вызывал эмоции, от «чисто поржать», до грустных раздумий о будущем юридического образования в России.
          Тут палка о двух концах. Я встречал людей с классическим юридическим образованием престижного вуза, общение с которыми у меня вызывало аналогичные эмоции. 
          Например у меня на одном из предыдущих мест работы была коллега — выпускница  МГЮА. По каким то семейным обстоятельствам ее занесло в наш небольшой районный центр Ивановской области.
          На память определения  и статьи различных кодексов она  воспроизводила с блеском. Но применить в практической деятельности удавалось мягко говоря с трудом. И потом она боялась всякой ответственности. При упоминании в ее присутствии слов: трудовая инспекция, прокуратура, ФСБ ее охватывала паника. Отправить ее туда даже с целью передать ответ на запрос было невозможно — она бы наверно упала в обморок.
          Полагаю что наличие элитного образования не является гарантией успешности будущего юриста.

          +2
          • 09 Декабря 2016, 12:49 #

            Уважаемый Игорь Михайлович, бывал и в «глубинке» — приглашали, как адвоката. Тем не менее перечисленных Вами «бессеребренников» не встречал и там, к тому же, не могу не спросить — коль так нелегок и низкооплачиваем чиновный труд — стоит ли так себя мучить?:) В чем не могу с Вами не согласиться, так это с тем, что традиционно готовящие юридические кадры ВУЗы, тот же МГЮА (когда-то «правильный» ВЮЗИ), вместо того, чтобы подтягивать остальных до своего уровня, опустились до уровня этих самых остальных.

            +4
            • 09 Декабря 2016, 15:09 #

              Уважаемый Андрей Юрьевич,
              бывал и в «глубинке» — приглашали, как адвоката. Тем не менее перечисленных Вами «бессеребренников» не встречал и там,Я думаю секрет в том, что «бессеребренникам» Вы  не по карману:).
              Вы можете не верить, но они есть и их много. Достаточно открыть информацию о доходах муниципальных служащих на сайте любой городской (районной, поселковой) администрации в каком-нибудь депрессивном регионе. И там Вы увидите полную гамму в оплате труда: от миллионов — у руководителей, и 15о тыр. в год и меньше у «рабочих лошадок».

              к тому же, не могу не спросить — коль так нелегок и низкооплачиваем чиновный труд — стоит ли так себя мучить?Это вопрос риторический. Честно говоря я не знаю на него ответа, т.к. сам не являюсь государственным (муниципальным) служащим  и никогда им не был. Только есть одно наблюдение: на смену специалистам своего дела старой закалки зачастую приходит молодежь, от общения с которой, как Вы уже отмечали, возникают:
              эмоции, от «чисто поржать», до грустных раздумий о будущемА что: дешево и сердито!

              +1
              • 10 Декабря 2016, 15:02 #

                Уважаемый Игорь Михайлович, Достаточно открыть информацию о доходах муниципальных служащих на сайте любой городской (районной, поселковой) администрации в каком-нибудь депрессивном регионе. Будь оно так на самом деле, волна голодных обмороков давно накрыла бы чиновный мир, посетителей встречали бы истощенные граждане с лихорадочным блеском в глазах и шепотом, из последних сил — «Хлеба, дайте хлеба...». В общем, начался бы массовый падеж среди чиновников:)
                Только есть одно наблюдение: на смену специалистам своего дела старой закалки зачастую приходит молодежь...
                Так, это коснулось всех сфер деятельности, и адвокатуру не обошло…

                +2
      • 09 Декабря 2016, 11:20 #

        Уважаемый Игорь Михайлович, буквально свежие новости от светил науки.
        Я полагаю, что учиться юридической науке нужно столь же тщательно, как и медицине.

        +3
        • 09 Декабря 2016, 12:23 #

          Уважаемый Владимир Михайлович,
          Я полагаю, что учиться юридической науке нужно столь же тщательно, как и медицине.
          Согласен с Вами. Учиться (учить себя), в т.ч. заниматься самообразованием для юриста не менее важно, чем для врача.

          +2
    • 09 Декабря 2016, 10:22 #

      Уважаемый Андрей Юрьевич, чуть позже я Вам пошагово отвечу. Спасибо за проявленное внимание к моей скромной статье.

      +2
      • 09 Декабря 2016, 10:28 #

        Уважаемый Сергей Петрович, извольте — обожаю дискуссии с умными оппонентами:)

        +4
        • 09 Декабря 2016, 22:04 #

          Уважаемый Андрей Юрьевич, знали бы Вы как и мне приятно общаться с умными читателями. Отвечаю на Ваши комментарии.
          ↓ Читать полностью ↓
          Первый вопрос о мелкобуржуазном занятии советских адвокатов и нотариусов.
          Общеизвестна двойная бухгалтерия советского образа жизни: на партсобраниях, и советских законах – одно. В жизни другое. Стоит ли это объяснять уважаемому оппоненту? Обратимся к источникам.
          «В целом же, проанализировав историю становления советской адвока¬туры, начавшуюся с разгона ее профессионального дореволюционного ядра, добавив воспоминания о господстве в течение десятилетий представления об адвокатуре, как об организации чуждой социалистическим идеа¬лам, нетрудно представить ту суть, с какой она вошла в период судебно-правовой реформы 90-х годов XX столетия: государственная ангажирован¬ность, малочисленность коллегий, невысокий профессиональный уровень, робость в отстаивании интересов доверителя и подзащитного.
          Считалось, что адвокаты наиболее автономны в юридической профессии, их близость к государству меньше, чем у представителей других юридических профессий. Например, эффективность работы адвоката в суде была ограничена в определенной степени заинтересованностью государства в обеспечении высокого уровня осуждения, затрудненным доступом к клиентам и к материалам дела до процесса и иногда во время процесса. Сами адвокаты, их внимание к соблюдению процессуальных норм рассматривались как помехи для проведения расследования и причин запутывания уголовного дела. Следователи и прокуроры обычно побеждали в этой игре, особенно на стадии досудебного разбирательства. Адвокаты выступали в суде по 70% уголовных дел, но присутствовали лишь на одной трети предварительных расследований. Статистические данные Министерства Юстиции показывают, что в 1970-1980 гг. более 70% ходатайств и заявлений адвокатов РСФСР были отклонены следователями». (Источник — http://www.inmoment.ru/.../history-legal-profession.html)
          Как же без Ленина? «Мелкобуржуазные элементы колеблются между старым обществом и новым. Они не могут быть ни двигателями старого общества, ни двигателями нового». Ленин, VIII съезд РКП(б). Долго после 1917 г. юристы (нотариусы, адвокаты) и не только юристы вызывали подозрение у советской власти своей старорежимной инаковостью и ученостью. Конечно, их воспитывали и окружали членами партии ВКПб. Подвергали перековке.
          Цитата: «В 1935г. адвокатура пострадала от чистки проходившей по всей стране с разной степенью интенсивности и влияния.Но правда, в ноябре 1936г., может быть, потому, что адвокатов признали неизбежным злом, был образован отдел правовой защиты в Комиссариате Юстиции СССР (хотя поначалу он не имел большого влияния). Проводилась кампания по увеличению численности адвокатов, особенно из числа трудящихся. Но эта кампания не была полностью успешной, так как многие адвокаты были все еще буржуазными специалистами. Законопроект 1937г. оказался слишком либеральным, так как содержал некоторые намеки на сословие. После перетряски руководства Комиссариата Юстиции в 1938 г. контроль захватили Консерваторы. Вторая чистка в 1938г. вновь не смогла создать новое соотношение социальных сил среди адвокатов и значительно увеличить влияние Коммунистической партии. Сама структура адвокатуры, право ее рядовых членов избирать членов президиума и председателя – все это затрудняло контроль над ней ( Источник: Адвокатура и нотариат, Становление адвокатуры в РФ: Учебное пособие. Авторский коллектив Allpravo ru. 2003.).
          И потом, определение элитарное вовсе не означает что-то превосходное, не подлежащее критике или не склонное к мелкобуржуазным, частнособственническим интересам. Но согласитесь, что в сознании гегемона общества советского общества – пролетариата – адвокаты в хороших замшевых костюмах, при галстуках, шляпах и очках в тонкой оправе никак не ассоциировались с наследниками революции.
          Второй вопрос о роли в оказании квалифицированной юридической помощи населению, которая отведена адвокатскому сообществу как одному из самых профессиональных общественных объединений в области защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина в России.
          Не вижу смысла убеждать оппонента в обратном. Согласен лишь в том, что наше адвокатское сообщество в смысле профессионализма еще далеко от идеала. Но здесь надо не ерничать, а прилагать собственные усилия для поднятия авторитета адвокатуры в целом.
          Третий вопрос по поводу определения понятия юридического образования «Современное юридическое образование — совокупность знаний о государстве, управлении, праве, наличие которых даёт основание для профессионального занятия юридической деятельностью». 100 лет назад юриста учили тому же. Со временем стали выхолащивать классическое образование. Почитайте труды Н.С.Таганцева или Н.Д. Сергеевского, не говоря о А.Ф. Кони, и вы будете приятно удивлены глубиной исследований и научной мысли. Достойных продолжателей дела наших классиков достаточно, но та научная глубина еще не достижима. Вот об этом у меня и идет речь.
          Четвертый вопрос о правосознании юриста. Это святое дело. Иначе – уходи из профессии. Что касается качеств организатора и воспитателя, то можно согласиться с оппонентом: Что позволено Юпитеру, то не позволено быку. Quod licet Jovi, поп licet bovi Не каждому юристу дано быть руководителем. Но каждый руководитель должен быть хоть немного юристом (шутка?)
          Пятый вопрос о качестве образования. Частично на него в статье уже дан ответ. В этом случае у нас с оппонентом полное единодушие. Давайте вместе содействовать повышению уровня профессионального образования юристов. Лично 20 лет прилагаю для этого усилия на юридическом факультете Вологодского государственного университета и в адвокатских образованиях АП Вологодской области.

          +1
          • 10 Декабря 2016, 11:47 #

            Уважаемый Сергей Петрович, оставим в покое «двойную бухгалтерию советского образа жизни» — по сравнению с состоянием морально-нравственного климата в современной России, та «двойная бухгалтерия» — детский сад.
            ↓ Читать полностью ↓
            Прочитал то, что Вы предложили по ссылке; ну, то, что статья расположена на женском сайте — не беда. Это личное дело автора — где хочу, там и располагаю. Замечу лишь, что данная статья не открыла ничего нового — в качестве курсовой работы вполне приемлемо, но, лично для себя, ничего интересного я в ней не обнаружил. Что же касается «мелокобуржуазности» адвокатуры, так, известное — «а еще шляпу и очки надел», как рудимент «классового правосознания», относилось не то, что адвокату, а к любому прилично одетому человеку; наверное помните, что в фильмах 50-х был такой штамп — коль герой в костюме, при галстуке и в шляпе, точно — бросит жену с младенцем и покажет себя полным отщепенцем в дружном пролетарском коллективе.
            Если взять ранний период нашей истории, приходящейся на ломку старой общественно-политической формации, так, помилуйте — какая адвокатура в период обострения классовой борьбы? Адвокатура может существовать только в период «затишья» — как только начинается какая-то заваруха, будь то Великая французская, или Великая Октябрьская революции — право заменяется «правом сильного»  и те же адвокаты, еще вчера витийствовали в судах, сегодня отправляют на гильотину, как это делал адвокат Робеспьер, или же дают формулировки диктатуры пролетариата, от которых мороз по коже, как это делал присяжный поверенный Ульянов. Не поленитесь — перечитайте  — презанимательное чтение, скажу я Вам.
            «Прилагать собственные усилия для поднятия авторитета адвокатуры в целом» — это, простите, как? Что-то вроде борьбы за «освобождение трудящихся всех стран? Чур меня, чур — вполне достаточно того, каждый будет делать на своем месте то, что должно, основываясь на понимании того, что юрист учится всю жизнь и руководствуясь  общепринятыми правилами приличия не ставя перед собой задачи, достойной голливудского героя — спасти весь мир. В данном случае — юридический.
            Почитайте труды Н.С.Таганцева или Н.Д. Сергеевского, не говоря о А.Ф. Кони — не поверите, но читал. И не только перечисленных Вами авторов, но еще и многих других, как наших, так и зарубежных — Гарриса, например — »Школа адвокатуры", можно сказать, настольная книга. Хотя и М.Е.Салтыков-Щедрин с его «Современной идиллией» и образом адвоката Балалайкина, тоже не обойден моим вниманием.
            Четвертый вопрос о правосознании юриста. Это святое дело. Иначе – уходи из профессии. Извините, у Вас, первоначально, несколько иная формулировка — по Вашему юрист… призван активно бороть­ся за укрепление законности и правопорядкаПравосознание и присвоение функций должностного лица, установленных законом,   как-то несовместимо — не находите? 
            По поводу полного единодушия в качестве юридического образования у нас, как мне кажется, у нас с Вами расхождения в самом подходе к путям его улучшения; ни в коей мере не отрицая необходимости большей практической направленности в методике преподавания, был и остаюсь противником, так называемой Болонской системы образования, считая ее полной профанацией и попыткой привить помидор на «антоновку». Никогда не соглашусь и с тем, что получение образование — услуга, поскольку считаю, что организация системы образования (а советскую систему считаю эталонной), есть важнейшая внутренняя функция государства, разумеется, если оно претендует на сколь-нибудь значимую роль в мире.

            +3
            • 10 Декабря 2016, 19:41 #

              Уважаемый Андрей Юрьевич, слава Богу и модератору за критическую оценку моей статьи: есть над чем работать и не останавливаться на достигнутом. Первое. Второе. Ценю в человеке чувство юмора и начитанность. Эти качества стали редкостью в наше время.
              ↓ Читать полностью ↓

              Третье. Рад несовпадению мнений: следовательно, не все еще потеряно в нашем мире.

              Четвертое. Ментальность советских граждан – совершенно отдельная и необозримая в комментариях тема. Даже Франсуа де Ларошфуко здесь не помощник с его блестящими афоризмами: например, «Большинство людей отвечает не на чужие суждения, а на собственные мысли». Помог бы Мераб Мамардашвили с его определением: философия – не только собрание диковинных идей, но еще и техника, позволяющая человеку понять самого себя»

              Пятое. С «мелкобуржуазным» флером советских адвокатов, в частности, интеллигентов вообще, в сознании советских людей трудно не согласиться. Вся художественная литература, театр, кино страны Советов именно таким изображают адвоката, если не еще хлеще! Выше я об этом уже сказал в моих ответах 09.12. 16 г.
              .
              Филиппики в отношении Робеспьера, Ленина и Керенского ничего нам не скажут об истинной адвокатуре. Вот ранняя биография якобинца Робеспьера наведет нас на современные параллели с глянцевыми адвокатами, «элитарными», преуспевающими, успешными и не только и не сколько в адвокатской деятельности. Примеров тьма. Россия знает своих «героев».

              Биография Робеспьера. «8 ноября 1782 года Робеспьер был принят в коллегию адвокатов при Совете Артуа. Энциклопедисты, Шарль-Луи Монтескье и в особенности Жан-Жак Руссо с одной стороны, условная манерность сентиментализма — с другой, вот почва, воспитавшая Робеспьера. Вместе с Фуше и Лазаром Карно входил в литературное общество «Розати», объединявшее, как указывалось в его уставе, молодых людей, связанных любовью к стихам, цветам и вину. Он писал много стихотворений в сентиментальном духе, часто посвящая их дамам Арраса, и в 1783 году был избран членом аррасской Академии литературы, наук и искусств. Довольно быстро он стал постоянным и любимым оратором, и в 1786 году его избрали президентом академии.
              Дальше – больше. Какой адвокат Робеспьер? В 1789 г. он полностью окунается в депутатскую деятельность. На новоприбывшего провинциального депутата с его резким северным говором и старомодными манерами поначалу никто не обращает особого внимания. Газетные отчёты о заседаниях Генеральных Штатов постоянно перевирают его фамилию — то Робертпиер, Роберц, Робер-пьер. Но постепенно, он привлекает всё больше внимания своим участием в дебатах. Только в 1789 году он произносит 69 речей, в 1790 году — сто двадцать пять, в 1791 году — триста двадцать восемь выступлений и равнодушие сменяется вниманием. Именно к этому времени относится замечание Мирабо о Робеспьере — «Он далеко пойдёт, потому что верит в то, что говорит». Он и пошел, но не как адвокат.

              Надеюсь, на биографию присяжного поверенного Ульянова и адвоката Керенского не стоит ссылаться.

              Шестое. Относительно поднятия авторитета адвокатуры своим примером. Вот здесь не надо передергивать, уважаемый Андрей Юрьевич!

              Цитата из моего Вам ответа 09.12. 16 г.: «Второй вопрос о роли в оказании квалифицированной юридической помощи населению, которая отведена адвокатскому сообществу как одному из самых профессиональных общественных объединений в области защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина в России. Не вижу смысла убеждать оппонента в обратном. Согласен лишь с тем, что наше адвокатское сообщество в смысле профессионализма еще далеко от идеала. Но здесь надо не ерничать, а прилагать собственные усилия для поднятия авторитета адвокатуры в целом». Как, Вы спрашиваете.- На своем примере квалифицированного и порядочного адвоката, соблюдающего конституцию РФ, законы РФ и кодекс профессиональной этики адвоката.

              Седьмое. Ваш пассаж, Андрей Юрьевич,  в отношении несовместимости правосознания и укрепления законности и правопорядка меня просто обескуражил. Полагаю, что на этом следует поставить точку.

              P.S. Андрей Юрьевич, Вы еще затронули проблему юридического образования. См. мой ответ 09.12.16 г. Ширшову Игорю Михайловичу. Всего доброго!

              +1
              • 11 Декабря 2016, 11:15 #

                Что же Уважаемый Сергей Петрович, подытожим.И начнем мы с Вашего упрека в мой адрес о «передергивании». Я, всего лишь, сопоставил две Ваши цитаты — из статьи, и из комментария — что-то не так? 
                ↓ Читать полностью ↓
                Рискую Вас обескуражить еще больше, но, тем не менее не могу не отметить, что меня всегда настораживали призывы выйти на борьбу «за освобождение трудящихся, за победу демократии, за наведение конституционного порядка», и т.д., поскольку, как показывает история, в выигрыше всегда остается тот, кто призывает, с интересом естествоиспытателя и легким сожалением глядя на результаты своих призывов, хорошо проиллюстрированных Верещагиным в картине «Апофеоз войны»… Так что, Уважаемый Сергей Петрович, коль Вы ставите такую глобальную задачу, как борьба «за укрепление законности и правопорядка» — Вам и начинать, а я уж со своим отсталым правосознанием и убеждением в том, что «выигранная схватка, не начатая схватка» — буду отстаивать интересы конкретного человека, с коим у меня есть соглашение.
                Далее — Вы совершенно напрасно утруждали себя кратким пересказом биографии Робеспьера; была такая замечательная серия — «ЖЗЛ» (Жизнь замечательных людей), читателем которой я являюсь и по сей день. Так, одна из книг посвящена именно биографии Робеспьера, и, говоря о нем, как об адвокате, я имел ввиду его статус, а не то, чем он занимался в действительности. Ведь и у нас не все адвокаты сидят часами в коридорах судов, стоят с «рассвета до заката» в очередях в СИЗО, или читают ахинею, которую им присылают в ответ на заявляемые ходатайства и жалобы — многие из адвокатов давно занимаются преподавательской деятельностью, ведут общественную работу, или заняты в составе руководства адвокатских палат — они же от этого не перестают быть адвокатами, не правда ли? 
                В чем Вы безусловно правы, так это в том, что не стоит здесь обсуждать причины особенностей и отличий в мировосприятии, как отдельных граждан, так и социальных групп; «Праворуб» — не кафедра философского факультета, да и «поединки на цитатах» мне не близки. Нет, сидя у камина за рюмкой кофе, в охотку, можно порассуждать о «категорическом императиве», проецируя философию Канта на «Диалектику природы Энгельса», особенно, в обществе прекрасных дам, но в ходе дискуссии о проблемах юридического образования в России — увольте.
                За сим откланиваюсь.

                +2
                • 11 Декабря 2016, 12:21 #

                  Уважаемый Андрей Юрьевич, охота к рассуждениям, охватывающим Вселенную, постановка извечных вопросов «Кто виноват?» и «Что делать» — национальная болезнь русской интеллигенции. Это не нами создавалось и не на нас, слава Богу, закончится!
                  Вы безусловно правы, надо не парить в эмпиреях с красивыми цитатами и авторитетными авторами, а опускаться на нашу грешную землю и заниматься рутинным трудом душеприказчика, скромного сутяги, свято помнящего аппетит своего многочисленного семейства (не к присутствующим). 
                  Что касается философии с кружкой лимонада у камина, то милости прошу: http://www.stihi.ru/avtor/druc167; http://www.proza.ru/avtor/don52

                  +1
  • 08 Декабря 2016, 23:00 #

    Уважаемый Сергей Петрович, спасибо за публикацию, но на мой взгляд, к сожалению, все перечисленные способы в настоящее время не приведут к повышению качества образования.

    Начинать нужно с формировании культуры самого человека, формировать у него определенное мышление, правосознание, и делать это нужно на самом высоком уровне, и меняя всю систему, и не только образования.

    +3
    • 09 Декабря 2016, 10:20 #

      Уважаемый Максим Юрьевич, я бы  добавил, что надо еще в детстве читать хорошие книжки. Спасибо за неравнодушие.

      +3
  • 13 Декабря 2016, 18:42 #

    Уважаемый Сергей Петрович, даже не знаю как реагировать на вашу публикацию! Какую цель Вы преследовали, какие задачи выдвигали...? Если Вы знаете современное положение дел с подготовкой юристов в наших вузах, то можно было выделить более конкретные проблемы. Не идут преподавать опытные практики не только из-за низкой зарплаты, а, главным образом, из-за того, что из преподавателя, который умел развить у студента интерес к будущей профессии; который сам занимался наукой и стимулировал к научным поискам своих студентов, — сделали исключительно робота, который на ставку должен проводить по 4 пары ежедневно. Часы учитываются исключительно за аудиторные занятия, а не как раньше: за подготовку лекций, семинаров, публикации, руководство научной работой студентов… Кроме того, постоянные требования по переработке рабочих программ, учебных планов, подготовке УМК, учебных пособий, издание монографий, публикаций в ВАКовских журналах и т.п. После многочасовых аудиторных занятий преподам уже не до науки! Если так пойдет дальше, то беспокоиться о подходах к преподаванию юридических дисциплин вообще будет не нужно: какой бы ресурс здоровья ни был бы у преподавателя — он быстро исчерпает себя. Интенсификация процесса преподавания приведет к тому, что преподаватели будут вынуждены оставить свою профессию. Придется приглашать иностранцев, которые уже сами будут выдвигать приемлемые для них условия… Как говорится — доурегулировали учебный процесс до крайней степени!

    +1
    • 13 Декабря 2016, 19:28 #

      Уважаемый Александр Владимирович, Вы замечательно отреагировали! Действительно, у нашего высшего образования после недавнего реформирования возникла масса проблем. Проблема с кадрами, их поиском, подготовкой, финансированием – основная. Это головная боль администрации. Загруженность, отчетность и система оплаты труда преподавателей – головная боль преподавателей. На ставку, верно, загруженность большая. А тут еще наукой напрягают. Вот приходится ежемесячно по статье публиковать в журналы с РИНЦ, две-три статьи ВАК или в список журналов web of science и scopus, а еще монографии и методическая литература, работа над диссертациями, да участие в конференциях, круглых столах, да еще надо следить за индексом научного цитирования – Хирша. Рабочие программы, курсы лекций. Тяжело стало на деревне без нагана (шутка). Но от всех этих заслуг зависит стимулирование оплаты. Что делать? Пока держусь. Ставка 0,5, чтобы не утратить квалификацию плюс адвокатская практика, проведение занятий на курсах повышения квалификации адвокатов. Еще литература: http://www.stihi.ru/avtor/druc167. Спасибо за внимание!

      +1

Да 10 10

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Высшее юридическое образование в современной России: теория и практика» 2 звезд из 5 на основе 10 оценок.
Адвокат Фищук Александр Алексеевич
Краснодар, Россия
+7 (926) 004-7837
Персональная консультация
Банкротство, арбитражный управляющий: списание, взыскание долгов, оспаривание сделок, субсидиарная ответственность. Абонентское сопровождение бизнеса. Арбитраж, СОЮ, защита по налоговым преступлениям
https://fishchuk.pravorub.ru/
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/

Похожие публикации

Продвигаемые публикации