Вот уже 50 лет Amnesty International занимается предотвращением пыток и укреплением правосудия. Основную часть средств Amnesty International получает за счёт членских взносов и добровольных пожертвований. Организация не принимает от правительств финансовых средств на расследование случаев нарушения прав человека и ведение кампаний, не зависит от каких-либо правительственных структур и не руководствуется какими бы то ни было политическими убеждениями, экономическими интересами или религиозными воззрениями.
Доклад Amnesty International 2011 содержит сведения о положении с правами человека в 157 странах и территориальных образованиях в 2010 году.
В разделе доклада о России освещаются проблемы в области соблюдения прав человека в нашей стране, выражается озабоченность структурными изъянами нашей правоохранительной и судебной системы, опасной обстановкой на Северном Кавказе.
Выводы экспертов основаны на серьезном исследовании и обобщении правоприменительной практики в России.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Глава государства: Дмитрий МедведевГлава правительства: Владимир Путин
Смертная казнь: на практике не применяется
Численность населения: 140,4 млн. чел.
Ожидаемая продолжительность жизни: 67,2 года
Смертность детей до 5 лет (м/ж): 18/14 на 1000
Уровень грамотности взрослого населения: 99,5%
Правозащитники и независимые журналисты по-прежнему сталкивались с угрозами, притеснениями и нападениями, а расследованияпочти не приносили конкретных результатов. Наступление на свободу собраний и выражения мнений продолжалось. Оно принимало такие формы, как запрет демонстраций, их жестокий разгон и уголовное преследование лиц на основании закона о борьбе с экстремизмом. Обстановка на Северном Кавказе оставалась нестабильной. В регионе не прекращались нападения вооружённых группировок и нарушения прав человека, в том числе убийства, насильственные исчезновения и пытки. Из всех регионов России часто поступали сообщения о пытках и других видах жестокого обращения со стороны сотрудников правоохранительных органов.
Краткая справка
По состоянию на конец года Россия, по всей видимости, выдержала экономический кризис, не испытав серьёзных социальных, экономических и политических потрясений. Отмечалось некоторое улучшение отношений с рядом сопредельных и западных стран.
Руководство страны продолжало подчёркивать свою приверженность модернизации, в том числе укреплению верховенства закона и реформированию судебной системы. Однако, по мнению широкой общественности, выполнению этой задачи препятствовали укоренившаяся коррупция и неэффективное разделение ветвей власти.
Год был отмечен активностью различных общественных движений во всех уголках страны, зачастую на местном уровне, по целому ряду проблем, в том числе нарушению гражданских и политических прав, защите окружающей среды и острым социальным нуждам. Протесты в Москве, Санкт-Петербурге и других городах в основном носили мирный характер, однако в ряде случаев сотрудники правоохранительных органов разгоняли несанкционированные акции, превысив силу.
Высказывалась озабоченность явной политической предвзятостью вещательных и печатных СМИ, однако электронные СМИ проявляли большую склонность к плюрализму. Видеоклипы и социальные сети изобретательно использовались для мобилизации единомышленников и изобличения нарушений прав человека. Государственные СМИ, в частности телевидение, нередко использовались с целью дискредитировать политиков-оппозиционеров, руководство сопредельных
стран и активистов гражданского общества.
Российские власти не проводили дальнейших расследований по фактам нарушений прав человека, совершённых вооружёнными силами в августе 2008 года во время конфликта с Грузией. Россия и фактические власти Южной Осетии не оказали содействия Совету Европы в расследовании судьбы без вести пропавших и не позаботились о допуске Наблюдательной миссии ЕС в зоны конфликта на территории Южной Осетии.
Пытки и другие виды жестокого обращения
Продолжали поступать сообщения о том, что сотрудники правоохранительных органов повсеместно прибегали к пыткам и другим видам жестокого обращения, чаще всего с целью, как утверждается, выбить признательные показания либо вымогая деньги. По общему мнению, коррупция и сговор милиции, следователей и прокуроров подрывали эффективность расследований и мешали уголовным преследованиям. Задержанные нередко сообщали о незаконных дисциплинарных наказаниях и отказе в предоставлении врачебной помощи.Ночью 31 августа в городе Кстово Нижегородской области работники милиции остановили 17-летнего Никиту Кафтасьева и его друга. Никита Кафтасьев утверждал, что их обоих избили милиционеры. Всю ночь их продержали в отделении милиции, продолжая избивать. Никита Кафтасьев получил тяжёлые травмы гениталий. На следующее утро он сообщил, что милиционеры отвезли его домой и попытались заставить его мать дать расписку в отсутствии претензий к милиции.
Судебная система
Реформу судебной системы продолжали преподносить как приоритетную задачу властей. Однако реформы проводились фрагментарно и лишь в незначительной степени затрагивали коренные структурные изъяны. Основные причины – поразившая судебную систему коррупция и подверженность политическому влиянию.После широкой критики милицейского произвола, в том числе исходившей из правоохранительных органов, власти представили новый законопроект о полиции. Правозащитные организации выразили озабоченность тем, что законопроект не предусматривал действенных механизмов, позволяющих привлекать сотрудников правоохранительных органов к ответу за произвол и нарушения прав человека.
Власти выразили намерение укрепить независимость расследований по уголовным делам, заявив в сентябре о преобразовании Следственного комитета в независимый следственный орган с 2011 года. Подчиняться он будет непосредственно президенту, а не Генеральной прокуратуре. Комитет был создан в 2007 году для разделения следственной и прокурорской функций.
В ответ на озабоченность широкой общественности случаями смерти в местах содержания под стражей из-за отказа в необходимой медицинской помощи были внесены поправки в закон, регулирующий предварительное заключение. В отношении лиц, подозреваемых в экономических преступлениях, введена мера пресечения в виде домашнего ареста и ограничено применение предварительного заключения. Генеральная прокуратура установила, что причиной смерти под стражей адвоката Сергея Магнитского в ноябре 2009 года стало неоказание должной медицинской помощи, хотя к уголовной отвественности за это никого не привлекли.
В ходе второго судебного разбирательства по делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева в связи с хищением добытой «ЮКОСом» нефти независимость прокуроров и судей вызывала всё большие сомнения. По всей видимости, выдвинутые против подсудимых обвинения имели политическую подоплёку. Тридцатого декабря их приговорили к 14 годам лишения свободы каждого по итогам несправедливого разбирательства, сопровождавшегося процессуальными нарушениями, в том числе притеснением свидетелей и отказом суда допросить главных свидетелей защиты.Таким образом, Михаил Ходорковский и Платон Лебедев должны выйти на свободу в 2017 году с учётом уже отбытого срока.
Свобода собраний
Продолжалось наступление на общественную деятельность, особенно на те организации, которые затрагивали болезненные вопросы, были способны мобилизовать инакомыслящих либо финансировались из-за рубежа. Организаторов акций нередко притесняли и запугивали, в том числе сотрудники правоохранительных органов и члены проправительственных организаций. Ряд мирных демонстраций в Москве и Санкт-Петербурге власти объявили несанкционированными и жестоко разогнали; при этом многих демонстрантов несколько часов продержали в отделениях милиции. Некоторых демонстрантов приговорили к нескольким суткам ареста исключительно за то,что они воспользовались своим правом на свободу собраний.
В октябре активистам в составе объединённого движения «Стратегия-31» наконец разрешили провести мирную демонстрацию на Триумфальной площади в Москве в поддержку свободы собраний. С мая 2009 года движению не менее 10 раз отказывали в санкции на проведение собрания на этой площади.
В результате широких общественных протестов против планов по строительству дороги через Химкинский лес в Подмосковье реализацию проекта приостановили на несколько месяцев, однако активистов притесняли и запугивали.
В ноябре неизвестные напали на Константина Фетисова – участника мирного протеста против осуществления данного проекта. Он получил тяжёлые травмы.
В октябре суд в Санкт-Петербурге принял беспрецедентное решение, постановив, что городские власти незаконно запретили парад активистов за права ЛГБТ. В том же месяце Европейский суд по правам человека постановил, что запрет гей-парадов московскими властями в 2006, 2007 и 2008 годах являлся нарушением права на свободу мирных собраний и что организаторы подверглись дискриминации по признаку сексуальной ориентации.
Свобода выражения мнений
Журналисты, активисты-экологи, политические оппозиционеры и правозащитники сталкивались с нападениями, притеснением и запугиванием. Власти по-прежнему демонстрировали двоякое отношение к свободе выражения мнений.С одной стороны, они обещали более уважительно относиться к журналистам и активистам гражданского общества и усилить их защиту, а с другой – занимались дискредитацией видных критиков правительства либо не пресекали подобные выступления.
В ноябре неизвестные напали на журналиста Олега Кашина в Москве, жестоко его избив. Это нападение вызвало массовое возмущение, и президент Медведев пообещал, что оно будет тщательно расследовано.
Расследования нападений на других видных правозащитников и журналистов практически не дали результатов, равно как и расследования их убийств. Следственный комитет продолжал называть тех же лиц подозреваемыми в убийстве журналистки и правозащитницы Анны Политковской, застреленной в октябре 2006 года, несмотря на то что их уже оправдали за недостатком улик.
К расплывчатым формулировкам закона о борьбе с экстремизмом нередко прибегали для ущемления свободы выражения мнений.
В январе Верховный суд Татарстана оставил в силе приговор, вынесенный бывшему пресс-секретарю президента республики Иреку Муртазину. В 2009 году его приговорили к полутора годам в колонии-поселении за возбуждение ненависти к власти. Он опубликовал книгу, в которой подверг критике власти Татарстана.
В июле Андрея Ерофеева и Юрия Самодурова признали виновными в возбуждении ненависти к православной церкви и оштрафовали. В 2007 году они организовали выставку под названием «Запретное искусство–2006», на которой выставлялись произведения современного искусства, удалённые из музеев и с выставок из-за спорного содержания.
В конце года в Горно-Алтайске последователь свидетелей Иеговы предстал перед судом по обвинению в возбуждении религиозной вражды после раздачи листовок о своём вероучении.
Правозащитники
Обстановка, в которой приходилось работать правозащитникам и независимым НПО, оставалась тяжёлой. Не прекращались угрозы, нападения, административные преследования и публичные нападки на их репутацию и достоинство с целью помешать их работе и подорвать доверие к ним со стороны общественности.В апреле Следственный комитет заявил, что установил личность убийц Натальи Эстемировой – правозащитницы из Чечни, погибшей 15 июля 2009 года. Согласно Следственному комитету, её убили члены вооружённой группировки. Это объяснение вызвало большие сомнения.
В мае правозащитника Алексея Соколова приговорили к пяти годам лишения свободы, признав виновным в грабеже и разбое. Во время разбирательства поступали сообщения о том, что судебный процесс по его делу был несправедливым.
В августе срок приговора сократили до трёх лет. Для отбывания наказания Алексея Соколова перевели из Свердловской области (его местожительство) в Красноярск. Как сообщалось, по пути в Красноярск его избивали и подвергали жестокому обращению. Его друзей и коллег по-прежнему тревожило то, что дело против него сфабриковали с целью пресечь его деятельность по защите задержанных.
В сентябре началось судебное разбирательство по уголовному делу против руководителя правозащитного центра «Мемориал» Олега Орлова. Он обвиняется в клевете в связи с высказыванием о том, что за убийство его коллеги Натальи Эстемировой в июле 2009 года несёт ответственность президент Чечни.
Расизм
Насилие на расовой почве оставалось серьёзной проблемой. По предварительным данным Информационно-аналитического центра «СОВА», 37 человек скончались в результате преступлений на почве ненависти. В апреле московского судью Эдуарда Чувашова убили, по имеющимся данным, члены экстремистской группировки после того, как тот приговорил нескольких виновных в преступлениях на почве ненависти к длительным срокам лишения свободы.В октябре 22-летнего Василия Кривца приговорили к пожизненному заключению за убийство 15 человек неславянской внешности. Срок содержания под стражей двух подозреваемых в убийстве в январе 2009 года адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой продлили до конца года. По заявлению следствия, двое подозреваемых принадлежат к крайне правой группировке; они планировали убить Станислава Маркелова после того, как тот стал представлять интересы родственников убитого антифашиста.
Опасная обстановка на Северном Кавказе
Обстановка на Северном Кавказе оставалась нестабильной. Насилие продолжало охватывать соседние с Чечнёй республики: Дагестан, Ингушетию, Кабардино-Балкарию и Северную Осетию. Власти публично признали, что меры по борьбе с вооружённым насилием оказались неэффективны. Множество сотрудников правоохранительных органов было убито в результате нападений вооружённых группировок. Последние также совершали целенаправленные неизбирательные нападения на гражданских лиц с участием смертников. В сентябре во Владикавказе (Северная Осетия–Алания) взорвался начинённый взрывчаткой автомобиль. Как сообщалось, при этом были убиты не менее 17 человек и более ста получили ранения.В различных частях Северного Кавказа сотрудников правоохранительных органов обвиняли в нарушениях прав человека. Среди обвинений фигурировали незаконные задержания, пытки, а в отдельных случаях и внесудебные казни лиц, подозреваемых в принадлежности к вооружённым группировкам. Эффективных расследований в связи с этими нарушениями прав человека не проводили и к ответственности никого не привлекали. Журналистов и правозащитников, сообщавших о подобном произволе, запугивали и притесняли.
На июньской сессии Парламентская ассамблея Совета Европы обсуждала эффективность применения правовых механизмов для борьбы с нарушениями прав человека на Северном Кавказе. Ассамблея призвала российские власти выполнить решения Европейского суда по правам человека и воздержаться от незаконных методов борьбы с вооружёнными группировками и терроризмом.
Чечня
Родственники подозреваемых участников вооружённых группировок продолжали утверждать, что их целенаправленно преследуют. Власти жёстко контролировали и запугивали журналистов и организации гражданского общества. Должностные лица препятствовали расследованиям насильственных исчезновений, пыток и незаконных задержаний, отказываясь содействовать следственным органам.В феврале сотрудники правоохранительных органов, по поступившим сведениям, умышленно убили не менее четырёх чеченских гражданских лиц, собиравших черемшу в районе чечено-ингушской границы. Власти заявили, что в ходе операции в оцепленной зоне были убиты бойцы вооружённых формирований, однако рассказы выживших сборщиков черемши из той же группы расходятся с заявлениями властей. По меньшей мере один из убитых скончался от удара ножом, а остальных расстреляли в упор.
В апреле освободили жителя Грозного Ислама Умарпашаева. Он содержался под стражей с декабря 2009 года без связи с внешним миром. Его держали прикованным цепью к батарее в неизвестном месте лица, которые, по предположениям, являлись сотрудниками правоохранительных органов. Никаких обвинений ему не предъявляли. Родственники Ислама Умарпашаева обратились с жалобами к властям и в Европейский суд по правам человека на незаконное содержание под стражей. На Ислама Умарпашаева, скрывающегося после освобождения, и его родственников оказывали жёсткое давление, добиваясь отзыва жалоб.
Очередным признаком того, что свобода выражения мнений женщин в Чечне всё более ущемляется, стали сообщения о ряде случаев, когда в женщин стреляли из пейнтбольного оружия, по всей видимости, за то, что те ходили с непокрытой головой.
Дагестан
По данным властей, количество нападений на сотрудников милиции и государственных органов выросло на 20%. По сообщениям российских правозащитных организаций, увеличилось число произвольных задержаний и насильственных исчезновений. Участились случаи притеснения и нападений на адвокатов, журналистов и правозащитников.Как сообщалось, в июне адвоката Сапият Магомедову жестоко избили сотрудники милиции, когда та пришла на свидание с клиенткой, содержавшейся под стражей в отделе внутренних дел города Хасавюрт. Позже ей предъявили обвинение в оскорблении сотрудников государственных органов.
По поступившим сведениям, в июле в отделе внутренних дел в Махачкале (столица Дагестана) адвоката Джамилю Тагирову избил следователь, когда та возразила против фальсификации показаний своего клиента в протоколе допроса, составленном следователем.
Как стало известно, сотрудники дагестанских правоохранительных органов избили ещё двоих женщин-адвокатов при исполнении ими профессиональных обязанностей в качестве законных представителей.
3 июня 2010 года Верховный суд Дагестана приговорил Расила Мамедризаева к 15 годам лишения свободы за убийство Фарида Бабаева, возглавлявшего дагестанское отделение партии «Яблоко». Фарид Бабаев привлекал внимание ко многим нарушениям прав человека в Дагестане и участвовал в выборах в Государственную Думу. Его застрелили в ноябре 2007 года.
В июле 14-летнего Махмуда Ахмедова задержали милиционеры. Он заявил, что его продержали под стражей в милиции всю ночь и подвергли пыткам и другим видам жестокого обращения, заставляя сознаться в краже электродрели. По этому факту возбудили уголовное дело и в декабре четырём милиционерам предъявили обвинения.
Ингушетия
Несмотря на усилия президента Ингушетии по поощрению диалога с независимыми правозащитными организациями, грубые нарушения прав человека не прекращались, а журналисты и правозащитники по-прежнему подвергались угрозам и нападениям.В июне группа милиционеров в масках задержала братьев Беслана и Адама Цечоевых у них дома. Их подвергали жестокому обращению и в течение шести дней удерживали без связи с внешним миром в Малгобекском РОВД. По состоянию на конец года Беслан Цечоев оставался под стражей. Несмотря на наличие документальных свидетельств его телесных повреждений, в том числе в заявлении уполномоченного по правам человека в Ингушетии, прокуратура отказалась возбудить уголовное дело.
Как утверждалось, в июле сотрудники правоохранительных органов подвергли внесудебной казни Мустафу Муцольгова и Ваху Сапралиева. Сообщалось, что их вытащили из машины, на которой они ехали, надели на них наручники и застрелили в упор. По поступившим данным, в августе сотрудники правоохранительных органов в масках избили и подвергли жестокому обращению отца Мустафы Муцольгова Алихана Муцольгова и увезли его 15-летнего брата Магомеда. Подростка пытали и подвергали другим видам жестокого обращения, заставив оговорить своего покойного брата. По состоянию на конец года родственники так и не получили подтверждения, что по их жалобам ведётся расследование.