Я призову в свидетели и Эйнштейна, и Достоевского. Так как скажу сейчас нечто, за что меня будут «пинать».
Ст. 119 Конституции РФ гласит что: «Судьями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет…»
На мой непрофессиональный взгляд все положения данной статьи неумны и во многом противоречат основам конституционного строя, правам и свободам человека и гражданина. С гражданством понятно – это единственный здравый пункт. Раз уж судья выносит решения и приговоры от имени России, гражданство одного только этого государства он должен иметь. Но 25 лет?! Откуда человек в столь нежном возрасте наберется жизненного опыта? Кто втолкует ему откровения из нагорной проповеди Спасителя: «Не судите, да не судимы будете. Ибо каким судом судите, таким и будете судимы и какою мерою меряете, такой и вам будет отмеряно»?
Да, есть самородки, которые и к 20 годам проникаются милосердием, человеколюбием и действуют исключительно по совести. Беда в том, что они, инвалиды детства, обладатели светлых голов и обнаженной совести не могут получить стаж работы по юридической профессии – ну не особенно их берут на любую работу! Проблема же нашей судейской системы в том, что совесть в кодексы вписали, но про Страшный Суд объяснить забыли.
Что такое судья, прокурор следователь и любое процессуальное лицо? Это в идеале человек, который знает «что такое хорошо и что такое плохо» на генном уровне, да плюс вооружен кое-какими специфическими знаниями. Объем знаний крайне невелик и во многих странах профессионального юриста готовят в колледже со сроком обучения в два-три года.
Человек, получивший любое высшее образование чаще всего умеет читать, писать и пользоваться первоисточниками. А что еще нужно будущему юристу? Ничего! Знать что и в каком законе прочесть, какой закон приоритетен а какой второстепенен. Вся недолга! Я – профессорский сынок, мой отец – кандидат геолого-минералогичечских наук. Стопудово он мог бы быть судьей и по уровню образованности и по уровню образования, если бы захотел, конечно. Но он был подлинным ученым, его интересовала наука и его хобби – та же самая геология. Батя первую диссертацию писал семь лет и все семь лет не вылезал из экспедиций. Вот это я понимаю – наука, тесно связанная с практикой.
А что за наука юриспруденция? Показывал уже в качестве примера д.ю.н., профессора, советника КС, судью ВС, соискательницу места судьи ЕСПЧ от России Ольгу Николаевну Ведерникову. Простейшее дело, дело уровня студента-первокурсника новосибирской консерватории, по закону рассмотреть не смогла! Если человек не брал на себя обязательств по соблюдению подписки о невыезде и надлежащем поведении, как он мог ее нарушить? А ведь можно было применить простой житейский опыт: завтра следователь Пупкин изберет к примеру мне брак со своей отошедший в мир иной бабушкой и потребует вступления в наследство на мою квартиру. И предъявит свидетельство о браке между мною и гражданкой Пупкиной и выписку из книги записи актов гражданского состояния. А то, что нет моей подписи, удостоверяющей, что точно, по своей воле сдуру или спьяну вступил я в брак со старушкой, так это профессора от юриспруденции не волнует. Пардон, но если профессор так относится к своей науке, может это и не наука вовсе?
Катастрофа Як-42 в Ярославле. СМИ рассказывают, что расследование взял под личный контроль председатель СК, а в Ярославль выехала следственная группа. Ну не идиотизм? Чем поможет в расследовании юрист, который не знает, отчего самолет летает, а крыльями не машет? Ясно, что пока спецы из Межгосударственного авиационного комитета и взрывотехники ФСБ работали на месте катастрофы весь этот «юридический десант» в лучшем случае изображал оцепление. Но какой юрист после своего «параллельного» с МАК расследования укажет, что в катастрофе свою роль сыграло и то, что среди прокуроров транспортной прокуратуры Ярославской области нет специалистов имеющих высшее инженерное образование в области любого вида транспорта?
Нельзя ни в каком институте научить ни Адвоката, ни Судью, ни Журналиста. Ты либо умеешь писать и тебя читают, либо нет! Тебе либо доверят Судить и Защищать, либо нет! Учи тебя, ни учи, а то, что заложено родителями и школой – определяющее!
Сейчас в какую сторону не плюнь, попадешь в «юриста», а на круг юристов-то раз-два и кончились. Но с другой стороны, посидел три месяца в СИЗО и что я увидел как юрист-любитель? Четверть сидельцев нужно выгнать сразу, ни о чем не спрашивая. Другую четверть выгнать за не доказанностью – ну не могут «юристы-профессионалы» из МВД и СК собирать доказательную базу, хоть ты тресни! Следующую четверть осудить, сняв обвинения по навешанным на них «висякам». Ну и наконец, последнюю четверть – не выпускать из-за колючки ни при каких обстоятельствах. А чтобы СИЗО российские не пустовали, на нары надо посадить многих и многих «юристов» из МВД, СК, Госнаркокортеля, прокуратуры и судов! Вот где преступники!
И вот еще наблюденьице – 90% из тех что сидят, как дети неразумные и «понятия» у них подобные. Их дома не тому учили и в школе не выучили. Так что я против чисто юридического «высшего» образования! Любой философ, историк, инженер вполне может быть и адвокатом, и судьей и прокурором и следователем, если есть у него к тому задатки, если сдаст он юридический ЕГЭ, и, в идеале, если выберут его на пост судьи или прокурора сограждане. А вот чтобы преступность снизилась, платить надо не судье, а учителю!
«Юридические знания» при ближайшем рассмотрении – чисто механическое запоминание статей и норм всевозможных законов. Месяц посидел в качестве зрителя в суде, посмотрел на какие нормы ссылаются стороны и ты – запросто ориентируешься в уголовном праве. Еще месяц в арбитраже и вовсе замечательно. А помнить все статьи не нужно: еще Эйнштейн, когда его спросили какова скорость света сказал: «Не знаю, мне нет нужды запоминать то, что есть в любом справочнике».
Сотни выпускников журфака МГУ никак себя не проявили и не проявят никогда. Десятки выпускников литературного института им. Горького не написали ничего, что было бы достойно издания. Тысячи обладателей дипломов о высшем юридическом образовании – бездари, которых на пушечный выстрел нельзя допускать ни к защите, ни к обвинению, ни к следствию, ни, тем паче к председательствованию в процессах.
По мне выход один – прямая и непосредственная выборность судей и прокуроров в регионах и стране в целом среди лиц, имеющих высшее образование (любое), сдавших экзамен на юриста, причем исключительно на платформе ЕГЭ и занимающихся юридической профессией. Если инженер ЖКХ, выпускник «ассенизаторского» факультета открыл в себе способности адвоката, к нему тянутся люди, он выигрывает в судах, почему он не может быть выбран судьей или прокурором? А если судья четыре-шесть лет просидел в мантии и явил себя конченым подонком, почему его сограждане не могут его заменить на того же «ассенизатора»?
Знаете, я когда-то был стюардом. Бортпроводников учили по-разному – в среднем авиационном училище четыре года или два месяца в учебно-тренировочном отряде и, в случае перехода на международные авиалинии, еще пару месяцев английскому. Я проучился в УТО. Но интенсивный двухмесячный курс позволил мне впоследствии дважды провести реанимацию, сделать трахеоскопию и принять роды. Так вот я – за среднее юридическое образование для милиционеров и следователей. Но только такое, чтобы любой получивший такое специальное образование мог вернуть человека с того света, остановить артериальное кровотечение и, наоборот, если человек забыл как дышать, правильно «перерезать» ему горло. И чтобы юрист после магистратуры знал что законно, а что нет. Понимал, что за нарушение закона он получит по всей строгости. Ну а если ему понравилась «юридическая наука» он может и должен идти выше, придумывать новое в диссертациях и публикациях, а не изобретая «доказательства» в уголовных делах.
Но пока нет этой науки! Потому что сами ее носители от нее отходят. Примеры? Их есть у меня! Возьмем судью самого наинизшего квалификационного класса. Он сидит в районном суде, в котором всего 3-4 судьи. Сегодня он рассмотрел два административных дела, одно гражданское и одно уголовное. Завтра уже три уголовных и одно наследственное. Он юн и не опытен, но он держит в своих руках все нити права! Он понравился или просто лизнул председателю областного суда и наступила лофа! Наш судья имеет уже третий квалификационный класс, но сидит в коллегии по, скажем, уголовным делам. Ему полезно, но ни к чему знать, какие новшества внесены в КоАП, в ГК и ГПК. Ему не надо вникать в дела, по которым он не докладчик. Работы меньше, статус выше. А если дальше ему повезло еще больше, и он попал в верховный суд? У него высший квалификационный класс, а работать и развивать собственные знания и вовсе не надо – он сидит в коллегии по надзорному производству и достаточно на любую жалобу в порядке надзора писать под копирку «из вашей жалобы не усматривается» и все – даже дело запрашивать не надо! Вывод: «юридическая наука» стремится к ничегонеделанию! Другой такой науки я не знаю!
Достоевский, конечно, писал и до приговора к смертной казни. Но пришел с каторги и выдал в мировую литературу такое, чего там отродясь не было! Достоевский знал, что есть совесть! Но высшее юридическое образование и, в особенности «широкая юридическая практика», совесть убивают.
А механизма поддержания совести у нас нет! И нигде нет! Но кое-где судей и прокуроров выбирают раз в четыре года, а кое-где судьи знают, что они независимы ото всех, кроме Закона, а Закон нарушений с их стороны не приемлет и тому в тюремных камерах сидят зримые доказательства, сменившие мантию на робу. Так для чего «высшее юридическое» если не переизбранный на новый срок судья не найдет работы по «специальности»?
Опять же, введи выборность судей, прокуроров, верни выборы «сити-менеджеров», губернаторов и депутатов, глядишь появится судебная журналистика, глядишь политика, журналистика и юриспруденция перестанут соревноваться за право называться второй древнейшей профессией.