Русских во Франции не так уж мало.
Но реальную количественную оценку дать довольно сложно, так как их состав очень неоднороден. Кроме того, что они приехали в разное время, различны как мотивы их иммиграции (брак с французами, беженство), так и степень связей с исторической Родиной. Если не считать так называемых «белых» эмигрантов, то их общее число, по разным оценкам, — от сорока до ста тысяч человек.
Много русских туристов. В Париже их часто можно встретить в универмаге «Галлери Ляфайет» и в Лувре — россияне с удовольствием скупают в Париже люксовые товары по почти «бросовой» цене.
Какая-то часть россиян, преимущественно из числа нелегалов, работает на стройках. Кто-то трудится в небольших компаниях, так или иначе связанных с Россией. Много студентов, которые по окончании учебы заключают трудовые контракты с различными французскими фирмами.
Официальный резидентский статус, то есть десятилетнее право проживания с возможностью продления этого срока, можно получить, прожив во Франции более пяти лет. Но такое резидентство за исключением, например, случаев замужества автоматически не предоставляется.
Резидентом можно стать, оформив «золотую» бизнес-карту. Для ее получения потребуется на длительный срок инвестировать во французскую экономику от 10 млн. евро, либо создать 50 рабочих мест. Поэтому претендентов на получение такой карты обычно не очень много.
Несмотря на то, что здесь, как и повсюду в мире, люди предпочитают группироваться по языково-этническому принципу, к иностранцам французы относятся весьма радушно. Это — одно из основных правил главенствующего здесь принципа политкорректности. А выдворение из страны нелегалов, да еще с детьми, обычно вызывает массовое общественное негодование, вплоть до организации пикетов.
Продажа недвижимости во Франции не регламентирована. И всякий иностранец по своему выбору может купить любой объект жилой или коммерческой недвижимости. Открытие бизнеса также возможно для всех желающих. Исключение — некоторые виды лицензированной деятельности, например, риэлторы по недвижимости. Здесь уже обязательно потребуется наличие гражданства Евросоюза или резидентский статус во Франции.
Налоги довольно высокие. Например, налог на корпоративную прибыль для бизнеса составляет 33,33%. Пониженная ставка (15%) применяется в том случае, если годовая прибыль не превышает 38120 евро.
Российским гражданам для ведения бизнеса нужно получить «карту коммерсанта», что весьма непросто. Но главное — даже не это. Практически для любого иностранца, желающего вести бизнес в чужой стране, путь к «звездам» пролегает через тернии.
Как правило, такой бизнесмен встречается с невероятным количеством разномастных мошенников. В результате — есть шанс не только серьезно раскошелиться, но и приобрести массу специфических проблем. Мне часто приходилось заниматься такими делами, и сейчас я уже могу назвать себя «специалистом по спасению» таких бизнесменов во Франции.
Иностранные специалисты на французском рынке труда встречаются не редко.
Здесь все не так просто: в общем случае, при официальном найме на работу иностранца, потенциальный работодатель должен убедиться, что во Франции на это место нет других кандидатов. Его зарплата «брутто» должна составлять как минимум 1,5 минимального уровня, то есть превышать 2 тыс. евро в месяц. «Зеленый коридор» предоставляется высокооплачиваемым работникам с месячной зарплатой от 5 тыс. евро.
Уровень безработицы во Франции — около 10 %
Соответственно переизбыток специалистов имеется почти во всех областях. Тем не менее, обычно востребованы высококлассные айтишники, строители и медперсонал.
Следует учесть, что во Франции на работе обычно разговаривают только по-французски, и недостаточное владение языком часто является ощутимым препятствием для трудоустройства. Кроме этого, доступ, например, иностранных медицинских работников к рынку труда ограничен требованием наличия французского диплома.
Разброс в зарплатах очень большой. Если иметь в виду месячный заработок при 35-часовой рабочей неделе, то минимальная гарантированная зарплата для малоквалифицированных работников из любых сфер составит 1 398 евро. Высококвалифицированные работники зарабатывают 3-4 тыс. евро, руководители — свыше 6 тыс. евро. Менеджеры в крупных компаниях обычно получают свыше 15 тыс. евро в месяц. Та же самая тенденция прослеживается в зарплатах чиновников.
Но уровень доходов обычно сложно отследить, так как к основной зарплате часто добавляются дивиденды и различные пособия.
Проживание в центре Парижа стоит дорого, порядка 500-700 евро в месяц за квартиру в 25 кв. м. Квартира большей площади, допустим, 60 кв. м., обойдется в 2 тыс. евро. На периферии и в провинции цены существенно ниже: 3-комнатную квартиру вполне можно снять за 700 евро.
Подержанная, но приличная машина («Фольксваген Гольф») обойдется приблизительно в 10 тыс. евро.
Медицина во Франции — почти бесплатная, так как всё, включая лекарства, оплачивается через общий социальный страховой фонд и частные кассы взаимопомощи.
Однако размеры обязательных и дополнительных отчислений с работающих лиц в эти кассы непрестанно растут.
Месячный абонемент на Интернет — 30 евро. Мобильная связь от 50 евро. Однако месяц назад во Франции появился новый оператор мобильной связи Free, который позволяет безлимитно звонить по Франции, в США и на стационарные телефоны Западной и Центральной Европы за 20 евро в месяц.
Питание для семьи из 3-х человек обходится примерно от 300 до 1000 евро в месяц. Цены на питание по французским меркам вполне доступные. Большинство делает покупки в супермаркетах. На рынке продукты хоть и свежее, но дороже.
Если сравнивать французские цены с российскими, то во Франции заметно дороже бензин (примерно в 2,5 раза), сэндвичи в «Макдональдсе» и плиточный шоколад (в 2 раза), в 1,5 — 2 раза — элитная женская стрижка и, например, свежий картофель и яйца.
Российский белый батон обойдется дешевле французского багета в 2 раза, а булка черного хлеба — в 7 — 10 раз.
Я часто вижу, насколько различаются привычная для нас советско-русская и западная, в частности французская, ментальность и правила поведения.
Наглядный пример — семейные отношения.
Франция — страна индивидуализма. Особенно это заметно в Париже. Один мой знакомый парижанин спокойно оставил дома горячо любимого 1,5 месячного сына с матерью, поскольку ему представилась оказия на неделю задешево съездить в Майами на какое-то светское мероприятие.
Хоть и не особо часто, но все же встречаются ситуации, когда взрослые дети судятся со своими родителями с тем, чтобы те обеспечили их денежным пособием для продолжения учебы. При этом у ребенка уже может быть один вузовский диплом, но предполагается, что тогда он «ошибся» в выборе профессии и теперь решил переучиться. Такое пособие включает расходы на проживание, учебу и каникулы. Был случай, когда дочь отсудила у безработной матери пособие в размере 10 евро.
В повседневных правилах вежливости также имеются свои «неписаные» законы. У французов принято здороваться повсеместно, даже с незнакомыми людьми, если они оказываются вместе с ними — например, в лифте. Если вы возвращаете одолженный у француза даже небольшой предмет, допустим, ручку, то он обязательно вас поблагодарит. Очень дурным тоном считается звонить людям после 21 часа. Даже очень хороший приятель может из-за этого сделать вам замечание. Правда, в меньшей мере это распространяется на звонки по мобильному телефону.
Современная мода на феминизм сыграла с французской галантностью злую шутку: молодому поколению открыть даме дверь в машине, подать пальто или поднести тяжелую сумку возможным не представляется, разве что если она об этом не попросит сама, то есть если она русская. Многие француженки заявляют, что все это, равно как и позволить мужчине платить за себя в ресторане, их унижает. Французы очень любят употреблять выражения «русские горки» (которые в России называют «американскими») и «русская рулетка» (та самая азартная игра с револьвером, заряженным одним патроном), чтобы обозначить безрассудные действия. Они также все едва ли не поголовно считают, что проживающие во Франции россияне должны быть не только привычными к холоду и морозам, но также и любить их.
Водку французы пьют из рюмок размером с наперсток, маленькими глоточками и при этом дико морщатся. Они почему-то считают, что все русские женщины обожают водку. Эквивалента празднику 8 марта во Франции не существует. Совсем до недавнего времени о нем здесь никто не слышал. Один мой коллега очень возмутился, когда узнал, что в этот день следует дарить дамам цветы.
Однако несколько лет назад об этом празднике заговорили и во Франции. Тем не менее, ему придается исключительно политический смысл — женщины должны бороться за равноправие с мужчинами, и день 8 марта должен служить напоминанием о том, что эта борьба не завершена. Но, увы — там, где равноправие, цветов нет.
Ирина Сидорова,
адвокат Парижской коллегии
www.avocatsidorova.fr
и президент Ассоциации
франко-русских адвокатов и юристов
www.aajfr.org