Сложилось стойкое впечатление, что авторы Кодекса имеют весьма смутное представление об особенностях административного процесса, поскольку, судя по всему, им ближе гражданский процесс.
Например, введено понятие «административное исковое заявление» (ст. 4 КАС РФ); почему искового-то, если само понятие «иск» и «право на иск» пришло из римского права, как источнику цивилистических институтов, в том числе, и современной цивилистики.
Интересующихся отсылаю к фундаментальной работе по данной теме: «Гурвич, М. А., Право на иск /Отв. ред. А. Ф. Клейнман; Академия наук СССР. Институт права. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1949».
Из гражданского процесса «перенесены» в административный процесс понятия «истец» и «ответчик», правда, с добавлением слова «административный», а также трансформировавшийся из третьих лиц, как не заявляющих, так и заявляющих самостоятельные требования на предмет иска, «заинтересованные лица», под которыми понимаются лица, права и обязанности которых могут быть затронуты при разрешении административного дела (ч. 1 ст. 47 КАС РФ).
Права и обязанности, а также порядок вступления в дело заинтересованных лиц, практически тождественны соответствующим статьям о третьих лицах по ГПК РФ и АПК РФ.
Представительство, согласно Кодекса, также, во многом, в основе своей, базируется на статьях ГПК РФ и АПК РФ; например, если, согласно ст. 25.5. КоАП РФ, адвокат, участвующий в деле в качестве защитника или представителя, в подтверждение своих полномочий, предоставлял ордер соответствующего адвокатского образования, а полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверялись доверенностью, при этом, полномочия адвоката, как защитника или представителя, не требовали дополнительных письменных подтверждений, то с 15 сентября 2015 г., кроме ордера, адвокату нужно будет еще предоставлять и доверенность, что прямо вытекает из содержания ч. 1 ст. 56 Кодекса:
«В доверенности, выданной представляемым лицом, или ином документе должно быть специально оговорено право представителя на осуществление основных процессуальных действий, а также право на их осуществление самостоятельно или с согласия представляемого лица. В частности, в доверенности должно быть оговорено право представителя:
1) на подписание административного искового заявления и возражений на административное исковое заявление, подачу их в суд;
2) на заявление о применении мер предварительной защиты по административному иску;
3) на подачу встречного административного искового заявления;
4) на заключение соглашения о примирении сторон или соглашения сторон по фактическим обстоятельствам административного дела;
5) на полный либо частичный отказ от административного иска или на признание административного иска;
6) на изменение предмета или основания административного иска;
7) на передачу полномочий представителя другому лицу (передоверие);
8) на подписание заявления о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам;
9) на обжалование судебного акта;
10) на предъявление исполнительного документа к взысканию;
11) на получение присужденных денежных средств или иного имущества».При этом, согласно ч. 4 ст. 57 Кодекса — полномочия адвоката на ведение административного дела в суде удостоверяются в соответствии с федеральным законом.
Если же сравнить приведенную норму с ч. 1 ст. 6 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», согласно которой полномочия адвоката, участвующего в качестве представителя доверителя в … административном судопроизводстве, а также в качестве представителя или защитника доверителя … по делам об административных правонарушениях, регламентируются соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации,то, можно лишь догадываться, что имели в виду авторы данного Кодекса, явно находясь не в ладу с культурой законотворческого процесса.
Впрочем, это сугубо мое, субъективное мнение.
Под мерами о применении мер предварительной защиты по административному иску понимаются обеспечительные меры, дающие право суду приостановить полностью или в части действие оспариваемого решения, запретить совершать определенные действия, принять иные меры предварительной защиты по административному иску (ч. 2 ст. 85 Кодекса).
Зачем надо было заменять совершенно нормальное, по своему правовому содержанию «обеспечительные меры» на невнятные «меры предварительной защиты», остается загадкой.
Впервые, среди доказательств по делу, указаны аудио и видеозаписи на электронном или ином носителе, при этом лицо, их предоставившее либо заявляющее ходатайство об их истребовании, обязано указать, когда, кем и в каких условиях осуществлялись записи (ч. 1 ст. 76 Кодекса).
По причинам, только известным авторам Кодекса, даже после вступления в законную силу судебного решения по делу, носители аудио- и видеозаписей хранятся в суде и только в исключительных случаях, после вступления решения суда в законную силу, носители аудио- и видеозаписей могут быть возвращены лицу или организации, их предоставившим.
Упомянув слово «решение», я не оговорился – именно в такой форме выносится судебный акт по существу дела (Глава 15 Кодекса).
При этом вопрос о возмещении стоимости самого носителя его собственнику остается открытым, поскольку расходы на его приобретение должны быть признаны судом необходимыми (п. 7 ст. 106 Кодекса).
Интерес, с точки зрения пределов судейского усмотрения, вызывают статьи 118 и 119 Кодекса — Ограничение выступления участника судебного разбирательства, лишение участника судебного разбирательства слова и предупреждение и удаление из зала судебного заседания, соответственно.
Например, ограничить выступление участника судебного разбирательства или лишение его слова, возможно в случае нарушения участником судебного разбирательства правил выступления, при этом, как следует из п. 2 ст. 118 Кодекса, можно лишиться слова, если участник судебного разбирательства самовольно нарушает последовательность выступлений, дважды не исполняет требования председательствующего, допускает грубые выражения или оскорбительные высказывания либо призывает к осуществлению действий, преследуемых в соответствии с законом.
Т.е., если адвокат, по каким-либо надуманным председательствующим основаниям, дважды получал от председательствующего предупреждения, то остаток процесса он рискует просидеть молча, в противном случае, в силу ст. 119 Кодекса, может быть удален из зала суда.
При этом, в ст. 143 Кодекса возможность делать замечания на действия председательствующего, отсутствует…
Подытоживая, могу предположить, даже, на основе самого поверхностного взгляда, что принята очередная законодательная, сырая «болванка», которая, очень скоро, обрастет различными поправками, что привнесет в и без того не скучную жизнь юриста, свежую струю…