Главное – предлагаемый вариант административного судопроизводства, не имеет никакого отношения к делам об административных правонарушениях, а фактически заменяет собой положения главы 25 ГПК РФ.
На первый взгляд, законопроект Кодекса Административного Судопроизводства (КАС) РФ является компиляцией норм ГПК, УПК и КОАП, подвергшихся «косметической» переработке.В настоящей статье я хочу остановиться только на вопросах представительства в административном судопроизводстве, и его отличиях от существующих на сегодняшний день норм. Итак:
Статья 57. Требования к лицам, которые могут быть представителями в суде
1. Представителями в суде по административным делам могут быть лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование.2. Представителями в суде не могут быть судьи, следователи, прокуроры, иные лица, участие которых в судебном процессе не предусмотрено федеральным законом, за исключением случаев участия их в судебном процессе в качестве представителей соответствующих органов или законных представителей. Лица, содействующие осуществлению правосудия по административному делу, не могут быть представителями лиц, участвующих в этом деле.
3. Представители должны предъявить суду документы об их образовании, а также документы, удостоверяющие их статус и полномочия.
В отличие от ныне действующих норм, проект КАС РФ, содержит прямое указание на обязательность юридического образованияу всез представителей, кроме «законных» представителей юридических лиц, и граждан, не обладающих полной дееспособностью, что в целом, можно считать позитивной новеллой.
Статья 58. Полномочия представителя
1. Представитель вправе совершать от имени представляемого им лица все процессуальные действия, а при обязательном ведении дела в суде с участием представителя — совершать вместо представляемого лица все процессуальные действия, за исключением действий, связанных с получением объяснений и пояснений у самого представляемого лица и привлечением его к участию в осуществлении иных процессуальных прав, если суд признает это необходимым.2. В доверенности, выданной представляемым лицом, или ином документе должно быть специально оговорено право представителя на осуществление основных процессуальных действий, а также право на их осуществление самостоятельно или с согласия представляемого лица. В частности, в доверенности должно быть оговорено право представителя:
1) на подписание административного искового заявления и возражений на административное исковое заявление, подачу их в суд;
2) на заявление о применении мер предварительной защиты по административному исковому заявлению;
3) на подачу встречного административного искового заявления;
4) на заключение соглашения о примирении сторон или соглашения сторон по фактическим обстоятельствам дела;
5) на полный либо частичный отказ от административного искового заявления или на признание административного искового заявления;
6) на изменение предмета или основания административного иска;
7) на передачу полномочий представителя другому лицу (передоверие);
8) на подписание заявления о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам;
9) на обжалование судебного акта;
10) на предъявление исполнительного документа к взысканию;
11) на получение присужденных денежных средств или иного имущества.На мой взгляд, указание в ч. 1 ст. 58 проекта КАС РФ, на необходимость ПРИЗНАНИЯ судом некоторых полномочий представителя, даёт слишком широкие и совершенно неоправданные возможности для судебного усмотрения, что может привести к совершенно непредсказуемым последствиям, и ограничению процессуальных возможностей представляемого лица.
Статья 59. Оформление и подтверждение полномочий представителя
1. Полномочия законных представителей подтверждаются представленными ими суду документами, удостоверяющими их статус и полномочия.2. Полномочия руководителей органов государственной власти, иных государственных органов и органов местного самоуправления подтверждаются представляемыми ими суду документами, удостоверяющими их служебное положение.
3. Полномочия руководителей организаций, действующих от имени организаций в пределах полномочий, предусмотренных федеральным законом, иным нормативным правовым актом или учредительными документами, подтверждаются представляемыми ими суду документами, удостоверяющими их служебное положение, а также учредительными и иными документами.
4. Полномочия адвоката на ведение дела в суде удостоверяются в соответствии с федеральным законом.
5. Полномочия других представителей на ведение дела в суде должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с федеральным законом, а в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом, — в ином документе. Полномочия представителя также могут быть выражены в заявлении представляемого лица, сделанном в судебном заседании в устной форме, на что указывается в протоколе судебного заседания, или в представленном в суд в письменной форме. При предъявлении к представителю квалификационных требований представитель должен представить в суд соответствующие документы, подтверждающие выполнение этих требований.
6. Доверенность от имени организации должна быть подписана ее руководителем или иным уполномоченным на это ее учредительными документами лицом и скреплена печатью организации.
7. Доверенность от имени индивидуального предпринимателя должна быть им подписана и скреплена его печатью или может быть удостоверена в соответствии с частью 8 настоящей статьи.
8. Доверенности, выдаваемые гражданами на ведение дела, удостоверяются нотариально или должностным лицом организации, в которой доверитель учится, работает, проходит службу, а также товариществом собственников жилья, жилищным, жилищностроительным или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющим управление многоквартирным домом, управляющей организацией по месту жительства доверителя, администрацией учреждения социальной защиты населения, в котором находится доверитель, и стационарного лечебного учреждения, в котором доверитель находится на излечении. Доверенности, выданные военнослужащими, работниками воинских частей, соединений, учреждений, военно-учебных заведений или членами их семей, удостоверяются командиром (начальником) соответствующей части, соединения, учреждения, военно-учебного заведения. Доверенности лиц, находящихся в местах содержания под стражей или в местах лишения свободы, удостоверяются начальником соответствующего учреждения.
Статья 60. Проверка полномочий лиц, участвующих в административном деле, и их представителей
1. Суд обязан проверить полномочия лиц, участвующих в административном деле, и их представителей.2. Суд решает вопрос о признании полномочий лиц, участвующих в административном деле, и их представителей и допуске их к участию в судебном заседании на основании исследования документов, предъявленных суду указанными лицами.
3. Документы, подтверждающие полномочия указанных лиц, или их копии при необходимости приобщаются к материалам административного дела, либо сведения о них заносятся в протокол судебного заседания.
4. В случае непредставления лицом, участвующим в административном деле, или его представителем необходимых документов в подтверждение их полномочий или представления документов, не соответствующих требованиям, установленным настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также в случае нарушения правил о представительстве, установленных статьями 56 — 57 настоящего Кодекса, суд отказывает в признании полномочий соответствующего лица на участие в деле, на что указывается в протоколе судебного заседания.
5. В случае, если лицо, участвующее в административном деле и не обладающее административной процессуальной дееспособностью, не имеет представителя, а также если законный представитель такого лица не вправе вести дела в суде по основаниям, предусмотренным законом, суд приостанавливает производство по административному делу и инициирует перед соответствующими органами и лицами вопрос о назначении представителя либо о замене законного представителя.
Из содержания ст.ст. 59 и 60 проекта КАС РФ, следует, что суд может по своему усмотрению, руководствуясь только своими внутренними убеждениями, как допустить к участию в процессе представителя по устному ходатайству, так и не признать полномочия представителя, изложенные в доверенности, и попросту не допустить его к участию в судебном заседании.
Открытым остаётся и вопрос о толковании ч. 4 ст. 59 проекта КАС РФ, содержащей отсылочную норму к федеральному закону, хотя закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» прямо указывает на необходимость оформления доверенности, либо ордера, вследствие чего данная норма представляется мне неоправданно избыточной.
В целом, содержание проекта КАС РФ, вызывает скорее недоумение, т.к. введение такой формы судопроизводства, само по себе вряд-ли изменит общее впечатление граждан от наблюдаемого ими процесса отправления правосудия.
Хотя… принятие КАС РФ наверняка повлечет за собой увеличение как штатов судов общей юрисдикции, так и размеров их финансирования, а это уже может сказать очень о многом…