Итак, уголовное дело по сбыту поступило в суд. Следствие было столь стремительным и тихим, что никто не «заметил» самого главного — провокации. Причем не замечать ее, конечно, особое искусство.
Ну с полицейскими понятно-такой уклад… понимаю. С прокурором посложней. Соблюдали процедуру утверждения обвинения, морщили лбы… подписали.
К моменту передачи дела в районный суд, мне уже были известны все подробности десятиминутной (!) оперативной разработки и некогда мгновенной реализации весьма загадочной «оперативной информации». Конечно на отсутствие зарегистрированного хоть как-то сообщения о преступлении перед мероприятием я обратил внимание сразу, однако следователю решил не сообщать и подождать, что же из всего этого выйдет. В итоге сегодня группа экспериментаторов судит человека даже без первичного заявления. А вмененный ему факт преступной деятельности, за который он и подвергся аресту не зарегистрирован до сих пор!
Это один из немногих хороших и ярких маркеров полицейской провокации. Он свидетельствует о том, что весь ОРМ (результаты оперативно-розыскной деятельности) создан уже намного позднее осуществления самой провокации. Ну а если копнуть поглубже, то и сама по себе провокация будет детским лепетом по сравнению с истинным положением дел.
Так вышло и здесь.
Официальная версия звучит так: сотрудники полиции коротали вечер в своем отделении. Около 23-00 в дверь постучали. За дверью стоял жаждущий изобличений, ранее неизвестный никому гражданин.
Гражданин сообщил полицейским о том, что знает матерого сбытчика. О том, что сбытчик (ранее неизвестный полицейским) завалил весь город своим наркотиком, и конечно же, гражданин изъявил добровольное согласие на участие в «проверочной закупке». Полицейские воспрянули, и несмотря на то, что от их околотка до Управления минут 20 езды на автомобиле, они уже через пять минут получили там санкцию на проведение спецоперации.
Еще через пять минут все необходимые документы были составлены, понятые томились при пометке денежных купюр, Команда начала движение в сторону точки сбыта. Еще несколько мгновений понадобилось для того, чтобы произвести задержание, изъятие и арест. В 23-40 все было кончено… В СИЗО отправился весьма молодой человек. (И да, эта чушь прошла в суд).
Результаты независимого расследования показали: За пару суток до известных событий, криминальные полицейские охотились на всякого рода преступные элементы. И к вечеру, порядком подустав, они повстречали весьма подозрительного гражданина. Задержали. Выпотрошив карманы, обнаружили у него совсем немного запрещенной дряни.
Потащили его в отдел, но оформлять наркотики не стали, а приуныли… (ведь для оперативников такие «раскрытия» не пойдут показатель зачтется участковому производившему изъятие, родится глухой сбыт и будут их гонять еще сильней… Операм нужен сбыт или особо крупный размер. т. н. палочная система раскрытий в одном подразделении).
Но в унынии они находились недолго. Заколотив негодяя в клетку, стали они его хорошенько пытать да допытывать. Да так увлеклись, что не заметили как прошли сутки. А так как от «злодея» как с поганой овцы, хоть шерсти клок… вступили они с ним в сделку.
Ну попинали для ускорения, конечно, и выдвинули условия (с лимитом времени). Позови друга, постой с ним чуток, и может быть даже отдай денег если должен, а потом подойди к понятым и скажи что купил у него наркотики.
На следующее утро операция началась. Только срок задержания (48 ч.) истекал, а друзья никак не хотели приходить на встречу. И начал пленник лихорадочно названивать всем и требовать встречи.
Тут и появился мой подзащитный. Откликнулся к вечеру, ну а потом в 23-40 всё было кончено… Наркотик был подложен повторно, как «приобретенный».
Закупщик (бедняга) освобожден. Жаль и этого парня.
Полицейские поощрены. О чем молчим? Как и полагается молчим о телефонных распечатках (полученных законным путем), о письменном обращении и объяснении закупщика, о подтвержденной информации по раннему задержанию, да много о чем… молчим про то что это имитация и уже даже далеко не провокация.
Юноши ходят в погонах не более года, страшно за их темпы. Страшно за прокурора который молчит, и жмурясь надеется, что судья вытянет приговор без него… Страшно, что судья понимает, а ребенок продолжает сидеть.
По обвинению весом в один грамм...
Маркеры провокации в этом деле:
— Отсутствует заявление о преступной деятельности подсудимого по обращению изобличителя.
— Отсутствуют предшествующие постановлению о проведении «проверочной закупки» оперативные документы. (рапорта, справки, наблюдения)
— Постановление о проведении «Проверочной закупки» вынесено в отношении неизвестного лица.
— Отсутствуют сведения о преступной деятельности подсудимого вообще. (Личность установлена спустя сутки после задержания)
— Отсутствуют сведения о деле оперативного учета (в соотв. со ст. 10 ФЗ об ОРД)
— Отсутствует постановление о рассекречивании материалов оперативно-розыскной деятельности (их нет)
Маркеры имитации (подброса наркотика) в этом деле:
— Сокрыты сведения о раннем задержании закупщика.
— Использованы «штатные» понятые.
— Понятые не видели даже факта встречи. Присутствовали только в отделе полиции при первичном оформлении ОРМ и в конце при изъятии
— При выезде на место сбыта (в момент «совершения преступления») полицейский приказал им лечь на пол автомобиля.
— При допросе в суде полицейские не помнят происходящего с ними. От раннего задержания открещиваются.
— в материалах дела фигурируют различные упаковки наркотика (заменялись).
Первичные попытки суда сгладить ситуацию в этом деле:
— Факт отсутствия заявлений и оперативной информации в деле обусловлен секретностью деятельности оперативников.
Противодействие:
— Закон о Государственной тайне РФ, Порядок рассекречивания и передачи (Инструкция), ст. 10 ФЗ об ОРД
Защитник по данному делу,
Алексей Трофимов.
Санкт-Петербург, 2014!!! год.