Это замечание моего преподавателя по термеху я нередко вспоминаю при проведении исследования видеограмм ДТП.
И дело не только и не столько в колейности наших дорог или ляпах строителей, а в наличии соответствующих строительным нормам поперечного уклона поверхности проезжей части от центра к краям (для стока воды) и поперечного уклона на виражах.
Величины уклонов для стока воды зависят от типа дороги и ее покрытия. Например, на общегородских он может составлять 50-60 ‰, или 5-6 см. на каждый метр ширины. Безуклонные участки дорог длиной не менее 10 м. расположены у ж/д переездов.
На практике это означает, что при определенном положении точки съемки (см. рисунки, ТВ-камера установлена на фасаде здания) угол между линией визирования ТВ-камеры и поверхностью дальнего «ската» дороги будет близок к нулю. Из-за чего получить достоверную информацию о положении автомобиля или пешехода по снятой такой ТВ-камерой видеограмме становится невозможным.
Попытки использования для определения удаленности объектов от ТВ-камеры законов линейной и «воздушной» перспективы (деградация размеров и качества изображения объектов по мере удаления от точки съемки) в таких условиях (L1 намного больше L2) также не дают положительных результатов.
Таким образом, при установлении обстоятельств ДТП по подобным видеограммам эксперт не имеет права делать допущение о том, что проезжая часть находится в одной плоскости.
В общем случае, чем ниже точка съемки находится над поверхностью дороги, тем больше погрешность определения размеров и расстояний, откладываемых вдоль оси визирования ТВ-камеры в плоскости проезжей части.