Развод – катастрофа или праздник жизни?
Не очень серьезно о расторжении брака.Опыт профессиональной иронии (1, 2).
Divorce — a catastrophe or a celebration of life?
Lightly about divorce. Experience of professional irony (1, 2).

Содержание.
Вступление. Брак, а затем развод – с. 1
1. Развод и история – с. 3
2. Развод и Церковь – с. 8
3. Развод и женщина – с. 12
4. Развод и человек – с. 14
5. Развод и общество – с. 15
6. Развод и государство – с. 21
7. Развод и Храм богини Фемиды – с. 22
8. Развод и адвокат – с. 24
9. Развод и дети – с. 25
10.Развод и прокурор – с. 25
11.Развод и приставы – с. 26
12.Развод. Куда идем? Почти серьезно – с. 26
13.Приложения – с. 29
14.Примечания – с. 38
15.Литература – с. 39


«…Мировой судья сунул ноги в башмаки, из уважения к своему званию, и поднялся …
Затем с заметным физическим и умственным напряжением нацарапал на четвертушке листа постановление о разводе … «Сим доводится до всеобщего сведения, что Рэнси Билбро и его жена Эриэла Билбро, будучи в здравом уме и твердой памяти, лично предстали сегодня передо мной и дали обещание отныне и впредь не любить и не почитать друг друга и ни в чем друг другу не повиноваться, ни в радости, ни в горе, после чего и были привлечены к суду для расторжения брака в интересах соблюдения общественного спокойствия и достоинства штата. От слова не отступать, и да поможет вам Бог. Бинаджа Уидепп, мировой судья…»
О.Генри. Писатель. 1910.

На свете есть столь серьезные вещи, что говорить о них можно только шутя.
Бор Нильс. Физик. Философ.1960.

Вступление. Брак, а затем развод.

Брак, если уж говорить правду, зло, но необходимое зло.
Сократ. Философ. IV век до н.э.

Брак есть зло прежде всего для души. Ибо ничто так не пагубно для добродетели, как плотское сожитие.
Фома Аквинский. Философ. Богослов. Святой. 1271.

Брак холостит душу.
Пушкин Александр. Поэт. Наше все. 1832.

Ангелы называют это небесной отрадой,
Черти адской мукой, а Люди – любовью.
Гейне Генрих. Правовед. Мыслитель. Поэт. 1846.

Вы заключаете брак: смотрите же, чтобы не стал он для вас заключением! …
Слишком торопитесь вы, заключая брак, и вот следствие — расторжение брачных уз!
Ницше Фридрих. Философ. Психолог. 1897.

Брак — это попытка создать нечто прочное и долговременное из случайного эпизода.
Эйнштейн Альберт. Физик. Философ. Создатель теории относительности. Просто гений. 1951.

Жизнь коротка и надо уметь уходить с плохого фильма.
Бросать плохую книгу. Уходить от плохого человека.
Их много. Даже от посредственности уходить. Их много.
Время дороже. Лучше поспать. Лучше поесть.
Лучше посмотреть на огонь, на ребенка, на женщину,
на воду.
Жванецкий Михаил. Почти философ. 2015.

Potior visa est periculosa libertas quieto servitio (3).

Что есть расторжение брака? Зло или добродетель? Горе или радость? Неизбежность или роковая случайность? Конец жизни или новое начало?
Почему то преобладает мнение, что развод это катастрофа. Трагедия (4). Что это больше чем пожар и наводнение вместе взятые. Почти как цунами или конец света, который только что наступил.
Все, что вас так привычно окружало внезапно закружилось и полетело куда то вниз. Как падающая в бездну карусель. Вы. Ваш дом. Ваши дети. Ваши звери. Ваше имущество. Ваша работа. Ваши друзья и родственники. Ваши привычки. Муж. Родственники мужа и его друзья. Коллеги. Соседи. Просто знакомые. Юристы и адвокаты. Переговоры. Иски. Гонорары и пошлины. Канцелярии. Судебные коридоры. Ожидания. Заседания и заседания. Слезы. Экспертизы и эксперты. Психологи и гадалки. Время и нервы. «Ваша честь» (которая чаще «Ваше безразличие»). Секретари. Прокуроры. Опека. Оценка. Справки и свидетели. Развод. Раздел имущества. Определение порядка воспитания детей. ЗАГС. До брачная фамилия. Жалобы. Судебные коридоры. Ожидания. Заседания. Слезы. Решения, которые так до конца и не решают. Исполнительные листы. Приставы не исполнители. Переговоры. Нервы. Пустота. Катарсис?
Существует теория войны полов, в которой брак рассматривается лишь как временное вооруженное перемирие. Бывает и так.

Однажды под вечер, бросив задумчивый взор в светлеющий потолок, почесав пальцем сильно поредевшую в судебных баталиях макушку и поразмыслив, автор пришел к выводу, что эту катастрофу мы устраиваем себе сами.
Куда плывет наш большой Корабль не знает никто. Наш Капитан молчит. Может быть и он не знает тоже. Штурмана не видно. Лоцманы разбежались. Наши капелланы заняты очень важными делами в капитанской рубке. Возможно поэтому на окормление простых смертных путников времени у них не хватает. Духовность нашего общества – призрачная субстанция, о которой вслух говорить как то не принято.
Вера и Доверие, Дружба и Любовь – настоящие человеческие ценности, — истины аксиоматические. Они не материальны и не требуют доказательств. Но мы об этом даже и не задумываемся.
Мы забыли простые истины. Мы стали мелочны и суетны. Перестали уважать себя и потому не уважаем ближнего своего. Нашему обществу наплевать на нашу личную жизнь. Государство наше ведет себя похоже, надувает щеки и пытается что то регулировать (в области брака и семьи), что то нам запрещать и за что то нас наказывать. Не получается. И не может получиться.
А может быть, все таки, развод это на самом деле начало новой жизни, счастливой и успешной? Новые возможности и новые ощущения. Новая самоидентификация. И новая реальность.
Автор давно предлагает брать пример с древних римлян – сделать развод полностью свободным, устраивать его как праздник свободы и благодарности бывшему супругу, так же пышно, весело и радостно (как и сами свадьбы), но пока остается в одиночестве.
1. Развод и история.
История – это Великая Книга,
которую Бог пишет вместе с нами.Мудрецы Каббалы. XII век.
Развод, вероятно, почти столь же стар, как и брак.
Хотя я полагаю, что брак на несколько недель древнее.
Вольтер (Аруэ Франсуа). Философ. Правозащитник. 1749.

Ничто так не содействует взаимной привязанности, как возможность развода…
де Монтескье Шарль Луи. Философ. Правовед. 1750.

Nib sub sole novum (6).
Как известно, Адам пытался убежать от Евы. И шел он два дня. И построил себе шалаш в уединенном месте. И постарался как можно тщательнее скрыть следы. Но, она его нашла… Это была самая древняя попытка развода в истории человечества.
Изменился ли человек с тех давних пор, когда он жил в каменной пещере, носил шкуру убитого им на охоте мамонта и враждовал с дикарями из соседнего леса? Оптимист ответит «да, конечно!». Автор же только ухмыльнется. И что с того, что в руке у человека сейчас мобильник, а не дубина? А его конь стал железным? Живет он по прежнему в каменном жилище и враждует с соседями. И шкала жизненных ценностей у него все та же, — в самом ее верху общественное признание, самореализация, и любимая женщина. Чаще – несколько любимых женщин, чередующихся между собой. А вот способы расставания с любимыми женщинами изменились радикально.
Имея в виду древний мир, говорить о разводе можно достаточно условно. Женщина, чаще всего, рассматривалась как имущество (наравне с домашними животными), принадлежащее мужчине, которым он мог распоряжаться по своему усмотрению.

В Междуречье, в XXI веке до н.э., свод законов царства шумеров гласил – «Если жена возненавидит мужа и скажет – «ты не мой муж!», ее следует предать реке.» Муж мог продать свою жену или передать ее кредиторам для отработки долга.
Законы древней Ассирии гласили, что за измену жене надлежало отрезать нос.
Китай. Конфуцианская мораль запрещала древнему китайцу оказывать знаки внимания своей жене. Он должен был быть к ней подчеркнуто равнодушен.
Конфуций (VI-V в. до н.э.) писал – «В доме труднее всего иметь дело с женщинами и слугами. Если их приблизить, они становятся дерзкими. Если отдалить – озлобляются.»
В Средние века китайцу надлежало развестись со своей женой, если она плохо обращалась с родителями мужа, была ревнива или болтлива.
Япония. Философ Кайбаро Экикена (XVII в.) составил поучения для женщин, на основе которых была написана (ставшая официальным пособием) книга «Наука для женщин» — «Пять самых дурных болезней духа присущи женщине: непослушание, вечное недовольство, любовь к клевете, ревность и глупость… Так велика ее прирожденная глупость, что ей надлежит во всех случаях не доверять себе самой и слушаться своего мужа.»
Армянский судебник Смбата (1265) разрешал мужу развестись с женой из-за ее сварливости, нечистоплотности, дурного запаха. При этом он должен был разделить с ней имущество.
Грузинский царь Георгий V (1335) издал Уложение, в котором содержался запрет на оставление безвинных жен.

У древних евреев в области расторжения брака царила полная свобода. Муж мог изгнать жену из дома в любой момент и по любому поводу. Моисей (XV-XIII в.в. до н.э.), еврейский пророк и законодатель, произвел революцию в семейном праве древних евреев, в корне изменив принципы построения семьи и отношений между мужчиной и женщиной. В Пятикнижии Моисея впервые изложено учение о расторжении брака, указаны условия, при которых оно допустимо.
«Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-либо противное, и напишет разводное письмо и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего…» (Библия. Ветхий Завет. Второзаконие. 24:1-4).
То, что до сих пор (до Моисея) было в представлении еврейского мужчины в древности легко и просто (что может быть проще — указать надоевшей жене на дверь безо всяких излишних формальностей?), становится для многих трудно выполнимым. Законодатель вводит ограничения для начала процедуры развода (строго определенные законом поводы). Сама процедура развода из частной становилась публичной. Из свободной — строго формальной и продолжительной.
Муж должен публично указать на (перечисленные в законе) такие качества жены, которые делают невозможным дальнейшее существование брака. Для этого мужу необходимо обратиться за советом к ученым раввинам. Мужу требуется составить разводное письмо определенной формы. Исполнить его по всем правилам может только ученый — левит. Разводное письмо нужно передать жене. Делать это нужно публично, в присутствии третьих лиц (раввина, писца, свидетелей, присутствующих). Развод становится платным – инициатору развода нужно оплатить работу раввина, писца, свидетелей, стоимость письменных принадлежностей. Развод становился продолжительным по времени. После развода муж обязан был выплатить жене денежную сумму, указанную в брачном договоре.
Небольшое несоблюдение установленной процедуры развода делает расторжение брака недействительным. Следовательно, влечет за собой сохранение обязанности мужа по соблюдению условий древней брачной клятвы – обеспечивать жену пищей, одеждой и супружеским сожитием.
По Пятикнижию Моисея жена получила право требовать развод в трех случаях: если муж лишает ее пищи, одежды и супружеского сожития.
Таким образом, в XIII в. до н.э., может быть впервые в истории человечества, древний закон образовал целостную систему прав женщины в семье и предусмотрел порядок их защиты (16).
Принципы брачного права древних евреев легли в основу христианского брачного права, а затем и современного европейского брачного права. (16,17).

В Древней Европе развод (в виде изгнания, отравления, заговора, пострижения в монастырь и, изредка, — признания брака недействительным) был обычным явлением. Которое в обществе не осуждалось.
Анна Киевская — дочь киевского князя Ярослава Мудрого (Рюриковича) – в 1051 году стала королевой Франции, выйдя замуж за Генриха I. Приехав во Францию она писала отцу – «в какую варварскую страну ты меня послал! Здесь жилища мрачны, церкви безобразны и нравы ужасны!». Анна родила троих сыновей и дочь. В 1060 году король умер. Анна ушла в монастырь, но была похищена из него графом Раулем де Крепи. Они обвенчались и стали соправителями Франции. Однако, вскоре обнаружилась жена графа Алиенора, с которой тот забыл развестись. Алиенора обратилась к папе римскому Александру II с просьбой вернуть мужа. Папа признал брак Анны и Рауля недействительным. А затем отлучил де Крепи от церкви. Новый папа римский Григорий VII в 1074 г. признал брак Анны и Рауля законным. Но в тот же год де Крепи умер. Анна как королева мать еще некоторое время правила Францией вместе со своим сыном королем Филиппом I. Дальнейшие ее следы были уничтожены Великой Французской Революцией.
Алиенора Аквитанская (XII век), женщина удивительной красоты и характера, 15 лет была королевой Франции (1137-1152 г.г.), женой Людовика VII, лично участвовала во втором крестовом походе (1146 г.). Но однажды, встретив Генриха Анжуйского, воспылала к нему страстью. Алиенора потребовала у Церкви признать ее брак недействительным, т.к. приходилась королю дальней родственницей. Папа Адриан IV признал их брак недействительным. Людовик был взбешен, но поздно. В 1152 г. была их свадьба. Вскоре Генрих Анжуйский стал королем Англии Генрихом II Плантагенетом, а Алиенора королевой (и была ей на протяжении 35 лет – 1154-1189 г.г.). Она родила десятерых детей, в т.ч. двух будущих королей Англии — Ричарда Львиное Сердце и Иоанна Безземельного. Через некоторое время Генрих II обратился к папе римскому с требованием признать их брак недействительным, но папа отказался это сделать. Затем Алиенора с сыновьями организовала заговор против короля, но была брошена им в замок и провела там 16 лет. В 1189 г. ее сын Ричард Львиное Сердце освободил ее, после чего она опять правила Англией, пока Ричард был в военных походах. Окончила свою жизнь она во Франции, в бенедиктинском монастыре, в возрасте 82 лет. Похоронена Алиенора в Англии, в одном склепе с Генрихом II.
Тамара, царица Грузии (из династии Багратионов, 1166-1213) правила в золотой век грузинской истории. В 1185 году ее мужем стал Георгий Боголюбский, князь Владимирский. Однако, проявил себя князь пьяницей и совершил «много неприличных дел». За что был изгнан Тамарой из страны. Второй муж Тамары – Давид Сослан, в 1207 году был убит в результате заговора. Существуют древние легенды, будто у Тамары были многочисленные любовники, которых она убивала и бросала в Терек.
Папа римский Иоанн XXIII (1370-1419 г.г.), от которого Католическая Церковь сейчас пытается откреститься, в миру звался Бальтазар Косса. С 13 лет он занимался семейным бизнесом – пиратством. С 17 лет учился в университете Болоньи на факультетах права и теологии и мечтал стать адвокатом. Но не успел. Скрываясь от инквизиции, он спрятался во дворце кардинала ди Санта Кьяру, там отбил у него подругу – красавицу делла Скала. Долго пытался получить согласие Церкви на брак с ней, но безуспешно, поскольку Святая Инквизиция признала эту женщину ведьмой. Пытаясь избежать костра инквизиции, снова стал пиратом. И занимался этим ремеслом, вместе со своей подругой, очень успешно. В 1402 г. заручившись покровительством папы Бонифация IX, был посвящен в кардиналы. В 1410 г. был избран папой. Сделал много славных дел. Боролся с ведьмами и ересью. Лично участвовал в аресте Яна Гуса. В 1415 г. был обвинен в изнасиловании трехсот монахинь, торговле епископскими кафедрами, отлучениями и индульгенциями о недействительности брака. Совет кардиналов признал недавнего папу «закоренелым грешником, безнравственным негодяем, симонистом, поджигателем, изменником, убийцей и растлителем» и заключил его в крепость Мангейм. Ненадолго. Вскоре папа Мартин V освободил его, возвратил ему сан кардинала и назначил епископом Тускуланским. Всю оставшуюся жизнь папа Иоанн посвятил служению Церкви, замаливанию грехов и с женщинами дела не имел.
Великий князь литовский, русский, жемайтский Ягайло (король польский Владислав, 1362 – 1434 г.г.) официально был женат четыре раза. В 1384 году Ягайло заключил договор с князем московским Дмитрием о династическом браке князя и дочери Дмитрия и крещении Литвы по православному обряду. Однако, в 1385 году князь Ягайло заключил Кревскую унию (союз с Польским королевством). Ради брака с польской королевой Ядвигой, в 1387 г. крестил Литву по католической традиции, и вскоре стал королем Польши.
Король Англии Генрих VIII (получивший богословское образование, писавший трактаты о святости брака и имевший шесть жен) в 1532 году принял решение о запрете католической церкви (всем католическим священникам было предъявлено обвинение в государственной измене) в ответ на отказ папы римского Климента VII признать недействительным брак короля и Екатерины Арагонской. В 1533 году папа Климент VII отлучил Генриха от церкви. В 1534 году парламент назначил Генриха VIII главой английской церкви. Так появилась Англиканская церковь.
Королева Англии и Ирландии Елизавета I (1533 – 1603), дочь Генриха VIII, в два года лишилась матери. Анну Болейн казнили по обвинению в государственной измене. Смерть на плахе (так же за государственную измену) пятой жены короля Генриха — Кейт Говард – так потрясла девятилетнюю Елизавету, что она дала обет безбрачия и сдержала его. Видимо поэтому правление Елизаветы I считают «золотым веком» Англии.
В 1653 г. лорд протектор Англии, Шотландии и Ирландии Оливер Кромвель (правовед, выпускник юридического факультета Кембриджского университета) ввел обязательный гражданский брак в суде. С конца XVII в. англичане получили возможность обращаться за разводом в парламент. Но простые англичане, из экономии, поступали иначе – они выводили жену на рынок, где торговали скотом, привязывали ее к столбу вместе с овцами и коровами и продавали. Это продолжалось и в XVIII-XIX в.в. С 1857 г. англичане получили возможность разводиться в суде.
Великая Французская Революция (1789-1799 г.г.), прошедшая под девизом «Свобода, равенство и братство», объявила свободу разводов. Лидеры революции (преимущественно адвокаты — Дантон, Робеспьер, Демулен, Бюзо, Петион, Барнав, Дюпор и мн.др.) в 1789 г. провозгласили «Декларацию прав человека и гражданина», утверждавшую равенство всех перед законом, неотчуждаемость «естественных» прав, свободу взглядов, принцип «разрешено все, что не запрещено». Однако, вскоре, в 1804 г. император всех французов Наполеон Бонапарт существенно ограничил право на развод. Вернувшиеся на трон в 1814 г. Бурбоны разводы запретили. И только в 1975 году расторжение брака во Франции стало свободным.
В Италии развод был разрешен только в 1970 г. Однако, до начала процедуры развода супруги должны три года жить раздельно.

Языческая Русь (V-X в.) имела свое воззрение на брак и развод. Древляне «похищали» девиц «у воды». Родимичи и вятичи умыкали жен на играх между селами. У полян существовал обычай приведения невесты в дом жениха. Чаще всего это происходило по уговору между женихом и невестой. Обряд расторжения брака был схожим. Расторгнуть брак по своей воле свободно могли и муж и жена.
Христианство появилось на Руси в I веке, со времени апостольской миссии святого Андрея (поднявшегося со своими спутниками от гор Кавказа до Ладожского озера), и с образованием новых общин постепенно ограниченно распространялось по Южной и Западной Руси. Одновременно распространялась христианская мораль и христианские воззрения на брак и развод (брак это прежде всего духовный союз между мужчиной и женщиной, идеал — моногамная патриархальная семья, цель семьи — появление потомства, развод в строго ограниченных случаях).
Однако до конца X века (и даже далее) брак на Руси в основном оставался языческим. Развод еще очень долго проходил по языческой традиции либо при помощи грубой силы (изгнание, отравление, организация заговоров, насильственное помещение в монастырь).
Князь Новгородский Рюрик (… — 879) в соответствии с языческой традицией имел многих жен. Одна из них, норвежская княжна Ефанда, стала матерью князя Игоря.
Великая княгиня Ольга (894 – 969), первая из правителей Руси принявшая христианство, для нашей темы пример обратного рода. В 945 году древляне убили ее мужа князя Игоря. Ольга становится правителем Киевской Руси. Жестоко мстит за смерть мужа. И далее до конца своих дней остается ему верна. В 955 г. в Константинополе она проходит обряд крещения и с этого времени (и до конца своего правления в 969 г.) впервые проповедует христианскую мораль.
Внук Ольги, великий князь Киевский Владимир (960 – 1015) в 988 году крестил Русь и стал правоверным христианином. Но до того, прославился совсем другими делами.
Он имел 7 официальных жен (княжна Рогнеда, чешская княжна Олава, болгарская княжна Милолика, вдова брата Ярополка грекиня Предислава, греческая монахиня, чешская княжна Мальфрида, византийская царевна Анна) и множество неофициальных. Летописец монах Нестор пишет — «Беже Володимер побежен похотью женьскою». И сообщает о том, что у князя было 300 наложниц в Вышгороде, 300 наложниц в Белгороде, 200 в Берестове. «И бе не сыт блуда, и приводя к себе мужские жены и девицы растляя» (монах Нестор). Историк Карамзин Н. писал – «Всякая прелестная жена и девица страшилась его любострастного взора. Он презирал святость брачных союзов и невинности.» За что получил в европейских странах прозвище «Форникатор максимус».
Приняв христианство, Владимир сильно изменился. Впервые в мире он осуществил массовый развод — отпустил несколько сотен своих наложниц, предложив им выбрать себе других мужей.
Заповедь «не убий» так впечатлила князя, что он перестал карать преступников смертной казнью. Началось бесплатное кормление киевской бедноты. Телеги с мясом, хлебом и рыбой катились по улицам города. А по воскресеньям любой мог зайти во дворец Владимира на застолье. С этого же времени на Руси началось распространение книжности.
Начиная с конца X века руководство семейными делами на Руси было передано Церкви. Устав князя Владимира «О десятинах, судах и людях церковных» (конец X в.) передал в ведение церковного суда многие категории дел, в том числе дела семейные.
Российские юристы часто ругают великого князя крепкими словами — переняв от Византии православную веру, Владимир так и не принял византийского права (фактически — римского права, самого совершенного в то время). А это могло дать мощный толчок к развитию России.

Великий князь киевский Ярослав Мудрый (978 – 1054) имел двух законных жен (норвежская принцесса Анна, захвачена в плен и угнана в Польшу в 1018 г. польским королем Болеславом; шведская принцесса Ингегерда).
В начале XI века Ярослав Мудрый утвердил Церковный Устав. В разделе «О делах брачных» устанавливались пять поводов к разводу – 1. если жена, узнав о заговоре против князя, скроет это от мужа; 2. доказанное прелюбодеяние жены; 3. если жена, узнав о заговоре против мужа, не предупредит его об этом; 4. разгульная жизнь жены, даже несмотря на вразумления со стороны мужа; 5. если жена будет подстрекать мужа на кражу или сама украдёт и передаст другим, или же, услышав о чьём-либо желании обокрасть церковь, не объявит об этом мужу.
Развод считался незаконным, если совершён без согласия или вины жены, за что на виновного накладывается пеня, исходя из его общественного положения. Самовольный развод, совершенный по согласию супругов, считался незаконным. А если брак был заключён без совершения таинства брака (брак языческий), взымался штраф в пользу церкви. Мужей вступавших во второй брак, не расторгнув первый, насильно возвращали в первую семью. А их вторых жен отправляли в монастырь.
Устав Ярослава запрещал супругам разводиться если муж болен, если жену поразил лихой недуг, слепота или долгая болезнь, если она замечена в чародействе и изготовлении зелий. Т.е. с женами-ведьмами разводиться запрещалось, мужья должны были их перевоспитывать сами.
Устав предлагал развестись с женой, которая без согласия мужа ходит с чужими людьми, пьет, ест с ними, ходит по игрищам, спит без мужа.
У жен права на развод не было. Третий брак Уставом запрещался.
Великий князь киевский Владимир Мономах (1053 – 1125 г.г.) имел трех законных жен (принцесса Гита Уэссекская, дочь короля Гарольда II Английского; греческая принцесса Евфимия; и половецкая принцесса).
Великий князь киевский Юрий Долгорукий (1090 – 1157 г.г.), основатель Москвы (1147 г.), имел двух законных жен (половецкая княжна и византийская принцесса из рода Комниных), и множество жен незаконных.
Татищев В. писал, что «сей великий князь был … великий любитель женщин, сладкой пищи и пития; более о веселиях, нежели об управлении и воинстве прилежал, но всё оное состояло во власти и смотрении вельмож его и любимцев… Сам мало что делал, всё больше дети и князи союзные…»
Разводов великий князь не признавал, видимо по этой причине в 1161 г. вторая жена сбежала от него к родителям, в Византию и случился большой дипломатический скандал.
Великий князь владимирский Андрей Боголюбский (… – 1174 г.г.) имел одну законную жену (Улита, дочь боярина Кучки), которая возглавила заговор против него и была казнена в 1175 г.

В XV веке Церковь разрешила вступать в третий брак, если от первых двух не было детей. Развод был разрешен жене, если муж в течении трех лет не возвращался с войны. Можно было развестись при поступлении одного супруга в монастырь. Именно с этого времени началась массовая ссылка неугодных жен в монастыри. Количество женских монастырей на Руси выросло многократно.
Ферраро-Флорентийский собор (1438-1445) по предложению Византийского императора принял решение о единении (унии) католической и православной христианских церквей (булла Папы римского от 6 июля 1439 года). Вопросы расторжения брака на Руси с этого времени должны были решаться в соответствии с традицией католической церкви. Но не тут то было.
Государь всея Руси Иван III (1440-1505), создатель второго русского государства, в 1457 году обвенчался с Марией, княжной Тверской. Но в 1467 году она внезапно умерла, и по слухам была отравлена. Иван участия в похоронах не принимал.
В 1472 году Иван III, по предложению Папы Римского Павла II, обвенчался с греческой принцессой Софьей Палеолог, племянницей последнего императора Византии Константина XI (выросшей в Риме под покровительством Папы, ученицей Виссариона Никейского, основателя римской Академии Платона). Венчание было заочным и проходило в Риме в соборе Петра и Павла. Папа римский рассчитывал на помощь Софии в признании Иваном унии Церквей. Но Софья оказалась мудрее. Она привезла на Русь только византийский герб – двуглавого орла, оставшись верной вере своих предков – православию.
Семейная жизнь Софии была долгой, она родила Ивану девятерых детей. Однако, в 1497 году был раскрыт большой заговор против Ивана и Софья попала в опалу. В 1503 году она умерла. И снова возникла версия о ее отравлении.

В XVI веке, в царствование Иоанна IV (Ивана Грозного — 1530-1584), Церковь резко ограничила поводы к разводу.
Иван Грозный, похоронил первых трех жен (Анастасию Романовну Захарьину 1547-1560, Марию Кученей Темрюковну 1561-1569, и Марфу Собакину 1571 – которая умерла через две недели после свадьбы).
В 1560 г. Иван сватался к польской принцессе Екатерине, но получил отказ якобы из за различия в вероисповедовании. Это его оскорбило. Вскоре Екатерину выдали за шведского принца Иоганна (правителя Финляндии). Ивана это задело, он сделал королю Швеции Эрику предложение об обмене принцессы Екатерины на часть Прибалтики. То, что Екатерина в это время была замужем и сам Иван был женат, для него тогда значения не имело. Случился большой международный скандал и Иван получил отказ. Через несколько лет принц Иоганн стал королем Швеции. Иван обратился к королю Иоганну и повторил предложение об обмене королевы на часть русского царства. И опять получил отказ. С этих пор шведский король стал злейшим врагом Ивана.
В 1572 году Иван сватался к английской королеве Елизавете. Однако, дипломаты доложили царю, что Елизавета «пошлая девица» (т.е. старая дева) и Иван охладел к ней, однако, потом долго с ней переписывался. И переписка эта представляет большой интерес.
С трудом получил Иван разрешение специально созванного церковного собора на четвертое венчание. В 1572 году четвертая жена (Анна Колтовская), через полгода после свадьбы, отправилась в монастырь.
Более Церковь разрешения на брак царю не давала. А митрополит каждый новый брак накладывал на царя епитимью. И следующие четыре жены царя (Мария Долгорукая — 1573, утонула вместе с каретой на следующее утро после свадьбы; Анна Васильчикова — 1574-1575, через несколько месяцев сослана в монастырь; Василиса Мелентьева, мужа которой казнили опричники по приказу царя — 1575-1577, насильно пострижена в монахини; и Мария Нагая — 1580-1584) были гражданскими (невенчанными) женами. Ивана из них пережила одна только Мария Нагая.
В 1582 году Федор Писемский, посол России в Англии, получил задание царя присмотреться к Марии Гастингс (племяннице королевы), узнать «тельна» ли она, и не слишком ли «суха». Англичане, узнав про то и испугавшись, писали царю, что Мария «рожей не красна». Писемский так же сообщил Ивану, что Мария «тонка». И царь потерял к ней интерес.
В 1584 году Иван Грозный постригся в монахи и женщинами более не интересовался.

Принцесса Сююмбике, правительница Казанского ханства (1516-1557) была замужем три раза. Первый муж, Джан-Али, был убит в 1535 году в результате заговора (при участии в нем родителей самой принцессы). Второй муж – Сафа-Гирей погиб в 1549 году при странных обстоятельствах. В 1551 году принцесса сдалась войскам Ивана Грозного (вместе с сыном и казанской казной). И была сослана в город Касимов. Третий муж – Шах Али умер в 1566 году в Касимове при неизвестных обстоятельствах.

Император Всероссийский Петр I (1672 – 1725) официально был женат два раза. В 1689 г. он женился на Евдокии Лопухиной. В 1698 г. она была сослана в монастырь, в связи со стрелецким бунтом. В 1703 г. Петр встретил Катерину Скавронскую. Официальное венчание состоялось в 1712 г.
На протяжении 12 лет фавориткой Петра была Анна Монс (1675 – 1714). В 1704 г. последовал разрыв отношений в связи с романом Анны и саксонского посланника Ф. Кенигсека. В 1706 г. Анна была обвинена в колдовстве, направленном на Петра. Дело на протяжении двух лет вела Тайная канцелярия, по нему было арестовано около 30 человек. Все имущество Анны было конфисковано. В 1714 г. Анна внезапно умерла.
В 1721 г. Петр I начал церковную реформу (которой руководил архиепископ Феофан (Прокопович) – поэт, философ, богослов, видный масон, хорошо знакомый с Каббалой). Было ликвидировано патриаршество и учрежден Святейший Синод, фактически – министерство по делам религий. Так Петр устранил чрезмерное влияние старого клира на общество и освободил дорогу реформам. Однако, в Церкви духовный отец по призванию был заменен на священника по должности (с фиксированным окладом жалования). А духовное пастырство начало сводиться к формальному действу (что часто происходит и сейчас). Это вскоре стало сказываться на общественной морали.
С начала XVIII века процедура развода усложнилась. Развод по взаимному согласию был запрещен. Разрешался развод в случае прелюбодеяния (в этом случае виновной стороне повторный брак был запрещен), с душевнобольными и нехристианами, с осужденными на вечные каторжные работы, при неспособности к брачному сожительству. При жестоком обращении с женой следовало разлучение супругов (регистрация другого брака в этом случае была невозможна).
Императрица Всероссийская Екатерина II Великая (1729-1796) устроила развод со своим супругом императором Петром III просто – организовав, с помощью посланника Англии, заговор против него.
Священный Синод (1721 – 1917) смотрел на расторжение брака очень строго. Многочисленны решения Синода о публичном наказании супругов розгами за «самовольно совершенное разлучение от сожительства друг с другом», осуждении на принудительные работы и к уплате штрафов. Единственной реальной возможностью развестись от времен Петра 1 и до Советской власти стало прелюбодеяние супруга. Это обстоятельство заставляло супругов выслеживать друг друга, устраивать провокации и прилюдно поливать друг друга грязью (эта славная традиция сохранилась у нас до сих пор). Но даже при этом развод был очень сложен, долог, дорог, недоступен и обставлен множеством унизительных процедур.
Декрет ВЦИК и СНК РСФСР «О расторжении брака» в 1917 году установил свободу расторжения брака по воле любого из супругов.
2. Развод и Церковь.
Библия – есть Книга непрерывного
разочарования Творца в собственном замысле.
Мудрецы Каббалы. XII век.

То, что сделала Церковь — не прощаемое преступление. Любовь ко Христу она заменила страхом перед дьяволом…
Абеляр Пьер. Богослов. Философ. Поэт. 1141.

А верховные первосвященники, которые заступают место самого Христа? Если бы они попробовали подражать его жизни, а именно бедности, трудам, учительству, крестной смерти, презрению к жизни, если бы задумались над значением своих титулов – папы, иначе говоря, отца и святейшества, — чья участь в целом свете оказалась бы печальнее? …
Сколь многих выгод лишился бы папский престол, если б на него хоть раз вступила Мудрость? … Пусть не Мудрость даже, а хотя бы крупица той соли о которой говорил Христос.
Что осталось бы тогда от всех этих богатств, почестей, владычества, побед, должностей, диспенсаций, сборов, индульгенций, коней, мулов, телохранителей, наслаждений?
Их место заняли бы бдения, посты, слезы, проповеди, молитвенные собрания, ученые занятия, покаянные вздохи, и тысяча других столь же горестных тягот…
Но еще бесчеловечнее, еще ужаснее, еще нестерпимее было бы пожелание, чтобы верховные князья церкви, эти истинные светочи мира, снова взялись за суму и посох…
Роттердамский Эразм. Богослов. Философ. 1509

Врач видит человека во всей его слабости,
Юрист видит человека во всей его гнусности, Священник видит человека во всей его глупости.
Шопенгауэр Артур. Философ. 1854.

Homo proponit, sed Deus disponit (7).
Большую часть истории человечества именно Церковь (христианская, иудейская, в исламе, буддийская и др.) вершила делами семейными. Вершила по собственному разумению. Не спрашивая человека.
Римская церковь с момента своего создания (1 в.) рекомендовала своим служителям – священникам безбрачие. А тем, кто все же женился – рекомендовалось склонить жен к монашеству или жить с ними как с сестрами, чтобы супружество из плотского переходило в духовное.
Апостол Павел (1 в.) рассуждал о браке и разводе так (Нов. Завет, 1 посл. коринф., 7:26-34) -
«Относительно девства … даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным.
По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так.
Соединен ли ты с женой? не ищи развод

Документы

1.Развод Х312.8 KB

Все документы в данном разделе доступны только профессиональным участникам портала. Автор публикации может дополнительно установить доступ к некоторым документам только для обладателей PRO-аккаунта.

Для доступа к документам необходимо авторизоваться

Да 17 17

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Стрижак Андрей, Цыганков Владимир, Матвеев Олег, Александр А, Гукасян Ирина

Да 17 17

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Развод – катастрофа или праздник жизни? Не очень серьезно о расторжении брака. Опыт профессиональной иронии » 3 звезд из 5 на основе 17 оценок.

Другие публикации автора

Похожие публикации

Продвигаемые публикации