Вступление.  

Древнейшее право всякого народа состоит в теснейшей связи с религией; право человеческое не отделяется от права божеского. Мысль древних, не будучи еще в состоянии понять причины и характер человеческого общежития, сводила все к повелениям божества: боги создали общество и боги устраивают его, поэтому те основы, на которых общество зиждется, суть законы божества. Не подлежит сомнению, что так было первоначально и в Риме…

Покровский И.А. Русский ученый, правовед конца XIX – начала XX века (3.с.67)  
Религиозный римский дух отличается прагматизмом, интересом к созидательной силе и, почти всегда, «сакрализацией» общностей – семьи, рода, родины. Знаменитая римская дисциплинированность, верность данному слову…, преданность интересам государства, возведение права в ранг религии…
Мирча Элиаде. Историк религии, философ XXвека. (2.с.100)  

«Всюду, где право впервые выступает в истории, является оно в связи с другой силой, которая, давая ему печать высшего посвящения, избавляет его от  смены интересов и целей, от критики разума и от произвола голой силы, отодвигает его в известную благоговейную, недосягаемую даль – всюду является оно в связи с религией. Повеления права выдаются за повеления Божества, или только некоторые, особенной нравственной важности и веса, или же все. Не то, чтобы здесь действовали намерение, расчет, благочестивый обман, нет, сознание нравственной природы права, будучи субъективно внимаемо религиозно настроенной натурой, как голос Божества, объективно выражает свои внушения и воззрения как божественные откровения… Оно (право) приносит с собой уже при первом своем появлении противоположность  fas  и jus (божественного права и права человеческого), в которой выражено это разделение, как будто хотел доказать этим тотчас с самого начала свое призвание к миру права и свою разлагающую способность. Fasесть религиозное, священное или откровенное право.Fasзаключает в себе как религию, насколько она принимает правовую форму, следовательно, говоря теперешним языком, церковное право, так и частное и публичное право, насколько оно имеет религиозное отношение… Jusесть установление человеческое, потому изменчиво, способно к развитию.» (Рудольф Иеринг, немецкий ученый, правовед XIXвека.1.с.230)

Римляне уже очень рано стали отделять право светское, человеческое … от права божеского. Но даже при этом, очень нелегко было определить линию разделяющую светские и сакральные правоотношения. К тому же, при неразвитости светского права, многие отношения регулировались только божеским (сакральным) правом.  Можно утверждать, что в царский период и в период ранней республики, право божеское преобладало над правом человеческим. Затем ситуация изменилась. В период республики и в период империи сакральная сфера общественных отношений была подчинена сфере политической. (9.) Соответственно изменилось соотношение и в праве. Однако, основополагающий принцип существования общества «мир с богами» (paxdeorum) остался до конца Римской империи. Отсюда, большое влияние сакральной сферы (в т.ч. божеского права) на решение важнейших политических вопросов оставалось неизменным. Магистратская власть – это «несомненно то, что после организации религиозной жизни более всего сохраняет республику». (Марк Тулий Цицерон. Delegibus.)  

Об исторической взаимосвязи религии и права.
 
Религия — может быть предварительно определена как организованное поклонение высшим силам. Такое поклонение — будь то поклонение чувственное, материальное, или же служение в духе и истине — предполагает несомненную для верующего сознания реальность тех высших сил, которым оказывается почитание. Вместе с тем оно предполагает веру, т. е. религиозное настроение, выражающееся в определенной системе культа и системе представлений о божественном. Самая вера не сводится к разуму, чувству или определению воли, но обнимает собой все эти способности нашего духа, если только она действительно подчиняет себе всего человека. Энциклопедический словарь Ф.Брокгауза и  И. Ефрона. 1890-1907.  

Право есть совокупность правил (норм), определяющих обязательные взаимные отношения людей в обществе… Право имеет своей задачей регулировать взаимные отношения людей, живущих в обществе, путем установления правил поведения («юридических норм»), поддерживаемых принудительным воздействием со стороны государственной или общественной власти. Энциклопедический словарь Ф.Брокгауза и  И. Ефрона. 1890-1907.  

Римляне, как и все древние народы, были политеистами (язычниками), поклонялись многим богам и духам. Они верили, что мир одушевлен и движется какой-то неведомой могучей силой…От этой скрытой в природе силы зависит и происхождение и существование человека, счастье и несчастие в жизни, успех и неудача в его предприятиях… В случае, если он забудется и прогневает владыческую силу, последняя напоминает ему о себе бурями, землетрясениями, вулканическими извержениями, или же наказывает войной, голодом, мором, другими общественными бедствиями… Видя себя отовсюду окруженным проявлениями божественной силы, чувствуя себя в полной зависимости от нее, римлянин примиряется с существующим неотвратимым фактом, принимает предписанные ему условия благополучного существования. Он чутко прислушивается ко всем велениям божественной силы, испрашивает ее совета всякий раз, как что-нибудь предпринимает, приносит угодные ей жертвы, совершает установленные церемонии. (13.с.1)

В отличие от древних греков, рано сформировавших свой пантеон, римляне в ранний период своей истории имели несложную иерархию, куда входила архаичная триада Юпитер — Марс — Квирин, а так же Янус и Веста. Янус как бог – покровитель всяческих начал стоял первым в списке, а Веста, покровительница Древнего Рима, его замыкала. … с начала республики ассимиляция греческих божеств происходит очень быстро – Диоскура ок. 499 г., Меркурия ок. 495 г., Апполона ок. 431 г. до н.э. … Венеру отождествили с греческой Афродитой … Диана пришла в Рим из Альба Лонги и позднее отождествилась с Артемидой. Прибл. в 396 г. состоялась церемония приглашения в Рим Юноны Регины… во II  Пунической войне на карту было поставлено существование римского государства, произошли глубокие перемены и в религии. Рим обратился ко всем богам: уже некогда было выбирать какой бог лучше… прибл. в 205-204 г.г. до н.э. … Рим ввел в свой пантеон первое божество азиатского происхождения – Кибелу, Великую Мать из Пессинунта (2.с.115)

Спустя некоторое время после изгнания из Древнего Рима последнего этрусского царя и утверждения республики, прибл. В 196 г. до н.э., у подножия Авентинского холма был воздвигнут храм новой божественной триады Церера — Либер — Либера. (2.с.115)

Богиня правосудия Феми́да в древнегреческой мифологии — титанида, вторая супруга Зевса. От союза с Зевсом Фемида родила трех Ор: Эвномию (благозаконие), Дике (справедливость), Эйрену (мир), и Немесиду (возмездие). Фемида первой научила людей прорицаниям, жертвоприношениям и божественным обрядам. Как богиня олимпийской мифологии Фемида уже не отождествляется с землёй, а является её порождением, основой правопорядка. Фемиду всегда изображают с повязкой на глазах, как символ беспристрастия, с рогом изобилия и весами в руках. Весы - древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки, совершённые смертными при жизни.

Римляне заимствовали у греков богиню правосудия (назвав ее Юстиция), но вместо рога изобилия вложили в ее правую руку меч. Юстиция (лат. justitia справедливость, законность ) — богиня правосудия, культ которой существовал в Риме со времен императора Тиберия, посвятившего ей статую в Риме. Религия и право, являясь основными общественными регуляторами Древнего Рима,  взаимно переплетаясь, поддерживали и направляли друг друга. Религиозные верования и религиозная организация народа никогда не остаются без влияния на его жизнь и его правовые учреждения, и чем древнее эпоха, тем значительнее, по общему правилу, это влияние. (4.С.41)

Древнее римское право еще не имело четкой структуры, не имело разделения на отрасли. Процессуальные нормы еще не были отделены от материальных норм. Однако, «римское видение мира» уже разделяло божественное и человеческое (как пишет историк Ф.Сини). В соответствии с этим, право так же делилось на божественное и человеческое.

Современные историки права представляют общую модель истории письменной традиции архаического права Древнего Рима следующими этапами:
1. Запись законов Нумы Помпилия (второго царя Древнего Рима, 715-672 гг. до н.э.) была произведена в период правления Анка Марция (четвертого царя Древнего Рима,640-616 гг.до н. э.) на деревянных таблицах. Такого рода деревянные таблицы описаны Дионисием Галикарнасским – греческим историком I в. до н. э.

2. В конце VI в. до н.э. все царские законы были зафиксированы в книге великого понтифика Гая Папирия (509-449 г. до н.э.). К этому же периоду можно отнести восстановление царских, так называемых сакральных законов (leges sacratae) …

3. Многие положения царских законов вошли в децемвиральный свод, составленный и записанный на 12 медных таблицах в 451-450 гг. до н.э. (Законы XII таблиц)

4. После нашествия галлов в 390 г.до н.э. часть царских законов и XII таблиц погибла, но была восстановлена, а часть, касавшаяся сакрального права…, была утаена понтификами и лишь в конце IV в. до н.э. вновь опубликована … курульным эдилом Флавием. Этот текст получил особое название ius Flavianum.

5. Публикация (законов) … с комментариями великого понтифика Тиберия Корункания (254-243 г. до н.э.), была осуществлена в начале III в. до н.э.

6. Издание (законов) начала II в. до н.э. консула Гая Элия Пета, содержавшее в себе (три части) сами законы XII таблиц, комментарии понтификов к ним и иски. Эта книга была названа Tripertita. (12.)

Характеризуя общие черты архаического права историки выделяют три его структурообразующих элемента: религиозный характер, простота и формализм. Говоря о роли религии в праве, они обращают внимание на чисто практический характер ее установлений. (11.с.60)

Тесное переплетение политической и сакральной функций сказывалось на всех сторонах жизни общества. Многие языческие традиции и в период Республики оставались символом политической власти Древнего Рима. Общественные ауспиции непременный атрибут политической жизни. Всякое важное мероприятие требовало консультации с богами. Обязательные ауспиции оказались сакральным эквивалентом многих функций магистратской власти, а их совокупность стала обозначать магистратскую компетенцию в целом. Право на общественные ауспиции предоставлялось вследствие избрания на политическую должность, а не в результате религиозной инвеституры. (9.)

… народные собрания обыкновенно освящались священнодействием. Когда бы и по какому бы случаю ни обращался государственный чиновник к народу с речью (inconcione), всегда он предварительно приносил торжественную молитву. И комиции – народные собрания для утверждения законов, выбора чиновников и производства суда – тоже всегда начинались жертвоприношением и молитвой. (13.с.152)

Магистраты имели многие обязанности в сфере почитания богов.  Сакральные действия  консулов являлись ключевыми для сохранения римской общины. (9.)

Первый день деятельности консула начинался с ауспиций для получения одобрение богов действиям консула в этот день. Затем он должен был посетить храм Юпитера Капитолийского с соответствующими молениями и жертвоприношениями. Консул должен был принести в жертву быка и по его печени происходили гадания о будущем консулате. Магистраты имели обязанности в проведении многочисленных религиозных праздников. Исходя из этого, жрецы оказывали прямое и косвенное влияние на политическую власть. Как специалисты в своей области они лучше понимали волю богов и ослушаться их было делом опасным. С их мнением не могли не считаться политики. Но как и все люди, жрецы могли ошибаться. Ведь они не обладали святостью (за исключением весталок и фламина Юпитера), приближающей их к богам. Нет сведений о каком либо специальном обучении и подготовке жрецов в Риме. По этим причинам лишь постановление сената делало мнение жреца по политически вопросам обязательным для исполнения. (9.)

Истинное религиозное чувство римлян и авторитет жрецов, заставляли их прислушиваться и подчиняться их мнению. С другой стороны посредничество органов политической власти не давало простора своеволию жрецов, ставя их под контроль светских органов власти. В политической области жрецы действовали, как правило, по запросу сената или высших магистратов. Под контролем жрецов находился частный культ. Но в виду их малочисленности, этот контроль ограничивался тем, что понтифики разрабатывали правила и предписания, регулирующие частные священные действия, священный календарь и давали свои толкования по этим вопросам. В случае неумышленного нарушения этих правил, предписаний и толкований римский гражданин обязан был принести искупительную жертву.

В случае сознательного нарушения, т.е. сакрального преступления, такой человек объявлялся понтификами «нечистивым» (impius) и  оказывался вне человеческого сообщества. Ему было запрещено умилостивлять богов дарами. По решению суда понтификов он подвергался наказанию. Многие деяния, безразличные для светского права, считались нарушающими предписания религиозного права, и по приговору духовного суда навлекали на виновного тяжелое наказание. Уголовное право всех народов вытекало из частной мести и религиозного очищения. (5.с.24)

Оба основные понятия уголовного права, преступление и наказание, представляются древнейшему времени в свете религиозного понимания; а именно преступление – как грех против божества, наказание – как средство очищения. (1.с.236) Poena(лат. наказание) … этимологически указывает на идею чистоты.Supplicium, смертная казнь, приводит этимологически к смягчению богов (subplacare, supplex) … относительно совершения смертной казни посредством вешания – на посвященное подземным богам arberinfelix. (1. с.238) Совершалось … (наказание) духовным судом – pontifices; смотря по важности погрешности или проступка или посредством простого очищения (expiatio), в особенности в случае неосторожности, или посредством наказания, которое могло достигать, как при весталках, смертной казни… Разгневанные боги должны быть умилостивлены, иначе переносят они свою злобу на все общество, ибо собрание ответствует как перед чужими народами, так и перед богами за проступки своих сочленов; если оно от них не откажется … то делает несправедливость своею. Вот как понимало древнейшее время преступление и наказание, как это понимание еще ясно просвечивает из многих следов… (1.с.237)

Религиозным преступлением считалось … нарушение клятвы, присяги: виновник подлежал большей или меньшей, личной или имущественной, каре с целью очищения перед оскорбленными богами (expiatio). Присяга же (клятва) играла в примитивной жизни Древнего Рима чрезвычайно важную роль: ею подкреплялись сплошь и рядом разнообразные договорные обещания, которые в глазах светского права еще не имели никакой юридической силы: неисполнение такого обещания являлось уже  нарушением присяги и влекло за собой духовный суд и expiatio.  (4.с.42)

Самая власть государственная опиралась на религиозное чувство, как на глубочайшее свое основание… (каждый важный шаг) скреплялся религиозным актом – клятвой (sacramentum)… В случае издания нового закона чиновники, до которых он касался, должны были в течении пяти ближайших дней, а сенаторы в течении десяти дней принести клятву в его соблюдении. О принесении клятвы квесторы составляли акт, и записывали имена принесших в государственные актовые книги…Клятвой утверждались международные договоры… 

Судьи тоже обыкновенно клялись, когда приступали к совещанию о деле. Истец, приносивший жалобу, а так же обвинитель давали клятву в том, что они начинают дело не ради клеветы. Дача свидетельских показаний на суде была соединена существенным образом с принесением клятвы. Выражение – «сказать что-нибудь с клятвой» было равносильно выражению «быть свидетелем». Свидетельское показание, не подтвержденное клятвой, заподозревалось в своей достоверности. Даже между свидетельскими показаниями, данными под клятвой, отдавалось предпочтение тем, которые даны лицами, искренне чтущими святость клятвы… (13. с.186-191)

Наконец, римская религия принимала под свое покровительство частные обязательства и разбирала тяжбы о моем и твоем и иски об обидах. Чтобы обеспечить себя при заключении договоров в исполнении обязательства, а в случае неустойки в праве взыскания за нее, в древнее время римляне обыкновенно делали свои обязательства в присутствии богов, призывали их во свидетели и судьи, а на случай неисполнения договора  каждая из договаривающихся сторон обрекала себя гневу богов со всеми его тяжкими последствиями…

Неисполнение обязательства, подтвержденного клятвой, боги принимали на свой собственный счет и мстили за свое оскорбление. Правда, боги сами лично не вмешивались в дело и не совершали мести непосредственно, но они давали потерпевшему ущерб контрагенту право взыскивать с неустоявшего в своем слове за свой ущерб и, если нужно, расправиться с ним по собственному усмотрению, напр. обратить его себе в рабы, или продать в рабство другому. (13.с.203)

Древнейшей формой клятвы была клятва perJovemlapidem, в которой клянущийся держал в руке и в заключение бросал булыжный камень. Потом клялись у aramaxima, посвященного Геркулесу, держась рукой за жертвенник. Царь Нума ввел клятву Верностью (Fides). Эта клятва была общедоступной для всех граждан, тогда как первая была патрицианского характера. Она была удобна также по своей форме. При ней не нужно было ходить в Капитолий, потому что сидалищем богини Fidesбыла правая рука каждого человека. Не полагалось при ней и особой словесной формулы: вместо нее служило простое пожатие руки. Гражданские последствия этой клятвы были равносильны последствиям древней клятвы: обязательство, утвержденное ей, покровительствовалось законом, который отдавал не исполнившего обязательства во власть потерпевшей стороны. (13.с.204)

Мог обратиться к этому средству (клятве) и сам судья во время уже самого разбирательства дела, когда он не вынес определенного убеждения из представленных сторонами доказательств, или при оценке суммы вознаграждения в пользу потерпевшей стороны. (13.с.209)  

Отправление правосудия в Древнем Риме нельзя было отличить от религиозного обряда, оно было прикрыто религиозными церемониями. (13.с.223)  как по форме, так и по содержанию. Судебные заседания проводились там же, где и религиозные обряды, в той же обстановке, с той же религиозной атрибутикой, теми же лицами, в те же благоприятные дни. Начинались они молитвами и жертвоприношениями. Формулы проведения судебных заседаний полностью соответствовали религиозной традиции. Решения провозглашались от имени богов и императоров.
Ссылка на оригинал

Да 1 1

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Бозов Алексей
  • 31 Августа 2013, 17:12 #

    Уважаемый Сергей Анатольевич, в таком виде статья нечитабельна, разбейте пожалуйста на абзацы.

    Вы адвокат или юрист? Сменить категорию пользователя можно в личном кабинете.

    +2

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Влияние политеистических традиций на правосудие Древнего Рима. (Жрецы Древнего Рима как первые правоведы)» 0 звезд из 5 на основе 1 оценок.
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/

Другие публикации автора

Похожие публикации