The ethics of attorneys. The ethics of relations between court and attorney, attorney and prosecutor, attorney and investigator. Do we need attorney's ideals?
Cодержание.
1.Введение – с.1;.
2.Адвокатская этика – с.3;
3.Этика отношений суда и адвоката – с.7;
4.Этика отношений адвоката и противников по делу – с.15;
5.Этика отношений адвоката и прокурора (эксперта, свидетеля) – с.18;
6.Этика отношений адвоката и следователя – с.20;
7.Этика отношений адвоката с другими адвокатами – с.20;
8.Этика отношений адвоката и помощников адвоката – с.26;
9.Этика отношений адвоката и адвокатских образований — с.28;
10.Этика отношений адвоката и государства – с.30;
10.Заключение — с.31;
Приложения — с.32;
Примечания — с.37;
Использованная литература – с.38.
1.Введение.
Этика (от греч. ήθος — нрав) или мораль… учение о нравственном… философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания… выделена Аристотелем … (как наука) о природе и источнике морали… основах нравственного поступка… справедливости и т. п. (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона, 1890-1907. )
Аристотель в IV веке до н.э. писал – «…этическое…- составная часть политики. В самом деле, совершенно невозможно действовать в общественной жизни, не будучи человеком определенных этических качеств, а именно человеком достойным.» (19.с.296) Философ делил все добродетели на нравственные, или этические, и мыслительные. Он называл такие этические добродетели, как кротость, мужество, умеренность, щедрость, величавость, великодушие, честолюбие, ровность, правдивость, любезность, дружелюбие, справедливость, практическая мудрость, справедливое негодование. Он считал, что нравственные, или этические, добродетели (добродетели характера) рождаются из привычек-нравов: человек действует, приобретает опыт, и на основе этого формируются черты его характера. Разумные добродетели (добродетели ума) развиваются в человеке благодаря обучению.
(Википедия)
Итак, этика – составная часть политики. По этой причине законы этики для людей занимающихся политикой (в том числе юристов — судей, сотрудников правоохранительных органов, адвокатов) не менее важны чем нормы права. Важны и этические законы, регулирующие взаимоотношения между специалистами разных правоохранительных структур. Именно профессиональные этические нормы позволяют производить тонкую настройку всего инструментария системы правосудия, для того, чтобы она могла избегать фальшивых нот.
Любая юридическая профессия неотделима от нравственного поведения. Профессиональное поведение юриста и его личные качества – две стороны одной медали, не отделимые друг от друга.
Вопросы этики взаимоотношений между специалистами разных сфер юриспруденции в современной научной литературе России не исследованы. Практически единственными источниками здесь могут служить классические труды юристов прошлого (мораль человеческого общества за последние века изменилась мало), особенно работы юристов «золотого века» российской адвокатуры (1864-1917 г.г.) и советы более опытных коллег. В то же время, новые времена требуют систематизации и систематического обновления норм профессиональной этики на основе существующего опыта, и существовавших ранее правил.
Этические нормы становятся нормой правил профессии только тогда, когда их нарушение становится предметом оценки дисциплинарного органа и когда этот орган выносит взыскание нарушителю. К примеру — правила профессии адвокатов – это нормы профессионального поведения адвокатов при осуществлении адвокатской (правозащитной) деятельности, за нарушение которых адвокаты подвергаются дисциплинарному взысканию сто стороны корпорации адвокатов.
Правила профессии должны содержаться не в едином кодифицированном документе, а в форме прецедентов, систематизированных по категориям, связанным с живой действительностью. Прецедент позволяет максимально быстро реагировать на изменяющиеся условия деятельности адвокатуры. (11.с.273)
Адвокатура – профессия творческая, девиз адвоката – исследование и свобода (Жюль Фавр, 10.).
Однако свобода творчества адвоката ограничена принципами адвокатуры, правилами профессии и строгими рамками норм закона, только в пределах которых он имеет возможность создавать свои шедевры. (Марков А. 5.с.4)
Мировой практике давно известны этические кодексы адвокатов — кодексы, представляющие собой свод этических правил профессионального поведения адвокатов.
В 1842 году французский юрист Франсуа Этьен Молло опубликовал Правила адвокатской профессии во Франции (сборник традиций французской адвокатуры, составлявший 153 статьи).
В 1908 году появились Правила профессиональной этики адвокатов США (70 параграфов).
В 1913 году член Совета присяжных поверенных округа Московской судебной палаты Марков А.Н. составил Правила адвокатской профессии в России (1189 статей).
Правила адвокатской профессии в России (Маркова А.Н.) это полувековой труд по систематизации постановлений Советов присяжных поверенных Российской Империи по вопросам профессиональной этики. Вырабатывались эти правила самой жизнью сословия по мере доходивших до разрешения Советов отдельных случаев из многосторонней и разнообразной деятельности присяжных поверенных и их помощников. Эти правила строгой морали составляют внутреннюю силу сословия и его могучее орудие против раздающихся иногда нападок на адвокатуру. (5.с.16) Поэтому тот факт, что на протяжении 100 лет они фактически преданы забвению никакому оправданию подлежать не может.
Действующий в России в настоящее время Кодекс профессиональной этики адвоката (состоящий из 27 статей, принятый в 2003 году) носит общий характер, не учитывает изменения в обществе, складывающуюся дисциплинарную практику и поэтому фактически не выполняет своих функций.
В России приняты и действуют Кодекс судейской этики 2012 г., Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел РФ 2008 г., Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных служащих Следственного комитета РФ 2011 г., Кодекс профессиональной этики нотариуса, занимающегося частной практикой 1995 г. Выполняют ли эти документы свою роль? Судя по взаимоотношениям судей и адвокатов, следователей и адвокатов, прокуроров и следователей, прокуроров и адвокатов — это очень большой вопрос.
Законченный и статичный кодекс способен лишь омертвить нравственный поиск сословия, закрепить отрыв сословия от проблем общества и стать орудием репрессий против адвокатов в руках чиновников. Ни один кодекс не в состоянии предложить формулу возможного и недопустимого поведения, пригодную для всех случаев изменчивой жизни. (11.с.277)
С другой стороны, если корпорация отказывается жить по дисциплинарным правилам, то такая корпорация дряхлеет и утрачивает публичный смысл. Правилами профессии формируется целенаправленная воля ограничивается ее произвол, закладываются основы профессионального духа. Правила профессии – это обнаружение теории адвокатуры в реальной жизни адвокатской корпорации, борьба корпорации за самое себя, форма и способ самоочищения. (24.с.4)
Автор придерживается точки зрения правоведов, считающих необходимым возвратиться к практике присяжной адвокатуры Российской Империи — составить Правила адвокатской профессии в России в новой редакции и руководствоваться ими в повседневной жизни сословия и дисциплинарной практике. Большая часть адвокатов России придерживаются такого же мнения.
В этой связи уместно вспомнить здесь слова английского правоведа XIX в. Иеремии Бентама — «Общие интересы сословия адвокатов так значительны, что заставили его членов пожертвовать своими частными выгодами. В этой республике установились правила чести, которые имеют тем более силы, что не облечены официальным характером…» (2.с.104)
2.Адвокатская этика.
… научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову.
Библия. Книга пророка Исайи. 1-17. VII в. до н.э. (20.с.1000)
Адвокатура — одна из немногих профессий, позволяющих делать добро другому.
Фома Аквинский. Философ.Теолог.1267.
Прежде всего адвокат должен поставить себе за правило ознакомиться с обязанностями своей профессии и также с мерой своих сил.
Франсуа Молло. Франция. 1842. (1.)
Многие поступки, не запрещенные законом вообще, могут считаться более или менее предосудительными для звания поверенного.
Государственный Совет Российской Империи. 1861. (14.с.24)
Большая часть человечества живет в обществе мораль которого сформирована тремя великими средиземноморскими религиями (иудаизмом XX в. до н.э., христианством I в., исламом VII в.), имеющими единый духовный источник – Пятикнижие Моисея (Ветхий Завет, Тору).
Пятикнижие Моисея – это начало философии права, из которого проистекают все важнейшие постулаты и нормы правовых систем иудаизма, христианства и ислама. Именно первые пять книг Ветхого Завета дали человечеству представление о праве как высшей духовной ценности, основанной на нравственности и взаимосвязанной с ней. (27.с.104)
И праотец Моисей и великие пророки Исайя, Иеремия и Иезекиль завещали потомкам идеи справедливости, защиты слабых, сострадания. Правозащита в древнем мире была делом уважаемым, достойным князей крови (книга Иова 29:1, IX-X в. до н.э). Праадвокат – человек, препятствующий словом и своим авторитетом несправедливому насилию. По прошествии веков суть правозащитной, адвокатской деятельности не изменилась.
Профессия адвоката – это профессиональная правозащитная деятельность, которой присуще гражданское мужество, целеустремленность, жертвенность. (24.с.4-8)
Жертвенность в принципе присуща адвокатской деятельности, является ее атрибутом. Жертвование своими интересами, спокойствием, безопасностью, временем, трудом, репутацией, и даже совестью ради правозащиты – это осознанный выбор адвоката.
… заключается много добродетели в том, чтобы идти в темницы, пробуждать надежду в обвиняемом, приносить ему утешение. Если справедливо, что это самая тяжкая сторона адвокатской профессии, но зато это и самая почетная; и самые законы отдают в этом справедливость адвокатам, говоря, что государство защищается не только солдатами, но так же и адвокатами, которые сильные своим красноречием, поддерживают надежду несчастных, посвящая себя защите их чести, жизни и всего для них дорогого. (24.с.25)
… адвокат есть в социальном плане фигура героическая и трагическая: жертвуя многим из того, чем любой правоохранник дорожит пуще зеницы ока, адвокат помогает людям, зачастую спасает их, при этом порой не только не получая достойного вознаграждения, но, напротив, претерпевая ущерб – нравственный, психологический и прочий. Сознание жертвенности, отделенное от ложной героизации, должно быть взято за основу не только в отношении общества к адвокатуре, но и в адвокатском самосознании. (24.с.8)
Адвокат реально расширяет свободу своего доверителя, даже помимо судебной защиты. Он разъясняет ему его свободу, он делает его идею свободы более ясной и отчетливой, более широкой и гибкой. Более того, в целом ряде случаев адвокат просто открывает идею свободы для своего доверителя и, как демиург, своим словом творит чью-то свободу. (11.с.116)
У адвоката нет права на легитимное насилие. Он в стороне от него. Он только высказывает свое профессиональное мнение о должном тому, кто волен применить легитимное насилие – следователю, прокурору, судье. (24.с.7)
Нужно сказать о том, что существуют обстоятельства, лежащие вне индивидуальных свойств адвоката, но оказывающие существенное влияние на эффективность защиты. Прежде всего это обстановка недоверия адвокату. Создается она сложившимися в обществе стереотипами о том, что адвокаты защищают явных преступников и этим мешают борьбе с преступностью. Подобного рода суждения результат глубочайшего заблуждения, элементарного правового невежества, серьезных дефектов в общественном правосознании. Далеко не все судьи, прокуроры, следователи проявляют уважение к своим коллегам адвокатам, видят в них полноправных участников процесса.
Встречающийся в судах обвинительный уклон – это не только суровый приговор, вынесенный невиновному, но и искаженная, деформированная процедура разбирательства дела. Процедура, которая свидетельствует о тенденциозном подходе судьи к защитнику: не выслушав его до конца, судья, бывает, отклоняет заявленное им ходатайство, снимает его вопрос и т.п. (30.)
Во всем этом философия адвокатского ремесла. На основе философии ремесла должна строится профессиональная этика адвоката.
До второй половины XIX века, в условиях отсутствия в Российской Империи сословия присяжных поверенных, вопросы судебной этики решались законодательством и обычаями.
«Важнейшую часть гражданского судопроизводства, где наиболее имеется нужда в людях, знающих порядок и обряды, законами определенные, и потому преимущественно употребляются опытные стряпчие, или поверенные, составляют дела судные и вотчинные… в произвождении их, сообразно установленным правилам, по самому существу материй и рассмотрении, настоит великое разнообразие.
Принявший на себя произвождение какого либо судного дела, стряпчий или поверенный обязан не потерять предписанное в Указе 1723 года, ноября 5 дня, о форме суда правило, в наблюдении за истцову сторону, чтоб ответная сторона имела такого человека, который совершенно мог бы по силе законоположений нести на себе должность стряпчего или поверенного; в противном же случае противоречием своим должен его отрешить, и найдя сходствующего тому ответного стряпчего или поверенного, производить препорученный иск.
Подавая исковое прошение, имеющий на себе звание стряпчего или поверенного, должен наблюдать все правила, узаконениями или обычаем введенные в обыкновение… Между тем должно твердо помнить, что каждый иск должен быть производим на правоте законных доказательств; ибо никакое дело нравственными объяснениями не может быть утверждено.
Вообще дело поверенного или стряпчего есть неослабное попечение о пользе верителя, почему самому он должен употреблять к тому все дозволенные законами средства…
Вообще надлежит заметить, что стряпчие или поверенные, принимающие на себя хождение по делам, и потому имеющие наибольшую надобность в представлении прошений и жалоб, ибо от подачи оных дела приемлют свое начало и доставляется защита справедливости, должны тщательно рассматривать какого рода бумага должна быть представлена в то место, от которого ищут защиты или удовлетворения… ибо по существу материй происходит и большое различие оных, чтоб через ошибку не навлечь великую себе неприятность тратою времени или запутанностию делопроизводства, от которого происходит иногда трата иска.» (Ушаков С.1822. 28.с.I-XII)
Судебная реформа 1864 года положила начало формированию этических требований к деятельности присяжных поверенных. Образованные Советы присяжных поверенных, наделенные правом возбуждать дисциплинарное производство и налагать взыскание, начали формирование и накопление дисциплинарной практики в области профессиональной этики. Однако, общественное мнение еще долго распространяло на присяжных поверенных негативный образ стряпчего.
«Когда я собираюсь сделать какие ни будь общие выводы о морали наших присяжных цицеронов, мне хотелось бы игнорировать мнение о них толпы, ставящей адвокатскую нравственность даже ниже своей уличной, и не обращать большого внимания на указания столичных газет… Что газеты?! Всегда они преувеличивают…» (Птицын В. 1894. 18.с.46)
Профессиональная этика адвоката реализуется им в конкретных поступках. Оценивая эти поступки (с точки зрения закона, Кодекса профессиональной этики адвоката либо с точки зрения Правил адвокатской профессии) мы можем говорить о соблюдении либо нарушении адвокатом требований профессиональной этики.
Какие же понятия мы можем выделить как „краеугольные камни“ адвокатского существа, определить как основополагающие, составляющие суть адвокатской этики (основу правил профессии)? Нам представляется правильным признать таковыми Честность, Компетентность и Добросовестность. (Барщевский М.7.с.11)
… адвокат, желающий с честью выполнить возложенные на него обязанности, должен не только быть сведущим, но и честным и бескорыстным, скромным и независимым, отличаться безукоризненным поведением как на суде, так и вне его; должен в точности соблюдать обычаи адвокатуры; словом, всегда оставаться верным присяге…
Звание адвоката, говорит Ларош-Флавен, излечивает людей от лени: быть адвокатом – значит рано вставать.«Он (адвокат), — говорит Лабрюйер, — ведет в течении дня несколько дел в различных судах. Дом его не есть для него ни место отдыха, ни убежище от доверителей; его дом открыт для всех, являющихся досаждать ему своими вопросами и сомнениями. От длинной речи он отдыхает за составлением более длинной расписки; он только переходит от одной работы и от одной усталости к другой». (М.Молло. 1.с.1)
Если в слоге весь человек, то в честности весь адвокат. Можно даже утверждать, что в ней заключаются все качества, необходимые адвокату: назначение его убеждать, а убедить может только честный человек… Честности, в общепринятом значении, адвокату мало: он должен доводить ее до щепетильности, ибо все – и либеральное его образование, и знакомство с философией, и самоуважение, и необходимость общественного доверия, и религия – в равной мере обязывают его к ней. И, скажем с гордостью, традиции адвокатуры и постановления Совета сословия, передавшие их нам, всегда оставались ей верны. Ясно, что эта щепетильность вносится адвокатом во всякое дело: нельзя быть честным вполовину. (М. Молло. 1.с.2)
Истина, которую древние олицетворяли как мать всех добродетелей, есть другая обязанность, вытекающая из честности. Она заключается не в одном том, чтобы приводить только достоверные факты, — она еще запрещает пользоваться какими либо коварными средствами, чтобы застать судей врасплох. Можно по совести ошибаться в значении факта, но намеренно придавать ему другое освещение – значит лгать. Притворство и порою умолчание – та же ложь. Адвокат должен добиваться (искать) торжества истины, а не вверенного ему дела. (М.Молло. 1.с.5)
Адвокат, заручившийся доверием суда, привычкой говорить всегда правду, пользуется громадным преимуществом. Есть дела, которые выигрываются благодаря слову адвоката, ибо слово это имеет цену достоверного свидетельства. Горе тому, искренность или правдивость которого заподозрена судьями. Опыт показывает, что подобное впечатление не изглаживается. (М.Молло. 1.с.6)
… в цивилизованном обществе исторически сложилось отношение к адвокатам как к людям консервативным, несколько чопорным, педантичным… Авантюризм, склонность к азартным играм, сами по себе качества абсолютно не запретные, но для адвокатской профессии не свойственны. Так, по крайней мере, считает большинство обывателей, чье мнение и является определяющим престиж профессии в обществе. Стабильность, консерватизм, серьезность и, к сожалению, некий цинизм — это стереотипное восприятие адвокатов в странах, где адвокатура давно уже играет заметную роль в общественной жизни. (7.с.78)
Адвокат должен быть умереннее всякого другого, ибо умеренность сохраняет благородство души, силу ума, дает власть над страстями, — а все эти качества адвокату необходимы. (М.Молло. 1.с.18)
… адвокат не заместитель тяжущегося, а такой же фактор правосудия, как судья и прокурор… образ его действий при ведении дел должен носить характер безусловной честности и законности, и что обман, извращение фактов, всякие уловки и подвохи должны быть так же чужды адвокату, как и двум другим его судебным товарищам. (4.с.30)
… адвокат обязан вести себя с таким достоинством, которое присуще двум другим его процессуальным сотрудникам: судье и прокурору (4.с.2).
Независимость есть одновременно и право и обязанность адвоката. (М.Молло. 1.с.14)
Совет отрицает вполне обязанность присяжного поверенного по делам его доверителей являться к ним по первому их требованию. Присяжный поверенный обязан установить время, когда он доступен для своих доверителей на дому; посещать же последних для передачи им бумаг, или для деловой беседы, это любезность, настаивать на которой никак доверитель не вправе. (Московский Совет Присяжных Поверенных.1891.22.с.155)
Адвокат должен всюду защищать честь и прерогативы своего сословия; кто нападает на сословие, тот нападает и на него. (М.Молло. 1.с.15)
Достоинство частного человека есть личное достояние; достоинство адвоката есть достояние всего сословия; (М.Молло. 1.с.16)
Защита есть общественное служение… защитник должен быть vir bonus, dicendi peritus, вооруженный знанием и глубокой честностью, умеренный в приемах, бескорыстный в материальном отношении, независимый в убеждениях, стойкий в своей солидарности с товарищами… Он не слуга своего клиента и не пособник в стремлении уйти от заслуженной кары правосудия. Он друг, он советник человека, который по его искреннему убеждению, невиновен вовсе или вовсе не так и не в том виновен, как и в чем его обвиняют… его роль почтенна, ибо нет такого падшего и преступного человека, в котором безвозвратно был бы затемнен человеческий образ и по отношению к которому не было бы места слову снисхождения. (12.с.67)
И с другой стороны существует и такое мнение – Трудно требовать высокой морали от людей, которым, как ни как, а приходится за деньги втирать очки другим людям и называть белое черным и наоборот. (18.с.41)
Адвокату прежде всего необходимо вести себя как порядочному человеку, никогда не утверждать чего-нибудь противного истине, не унижать себя лживыми изворотами, не позволять себе ни малейшего обмана. (Московский Совет Присяжных Поверенных.1891.22.с.131)
Лицо, приносящее апелляционный отзыв, может указывать на ошибки, противоречия, непоследовательности, заключающиеся в судебном решении, на неосновательность этого решения, на несообразность его с законами, или с обстоятельствами дела, словом, подвергать решение суда всесторонней критике. Но такая критика не должна выступать из границ приличия и не должна заключать в себе оскорблений как суда, так и отдельных членов, постановляющих решение. (Московский Совет Присяжных Поверенных.1891.22.с.131)
Занятие сыщика, составление фальшивых писем и предательство относительно кого бы то ни было, особенно относительно доверителя – совершенно несовместимы со званием адвоката. Адвокат должен добиваться, чего ему нужно, только добрыми средствами, поступать искренне и честно со своими клиентами и постоянно стремиться к совершенно безукоризненному образу действий. (Московский Совет Присяжных Поверенных.1891.22.с.132)
Совет признал невозможным требовать от присяжного поверенного подачи жалобы на определение суда вопреки убеждению поверенного в правильности этого определения. (Московский Совет Присяжных Поверенных.1891.22.с.132)
Присяжный поверенный своими знаниями и способностями должен служить только правому делу; он не может предъявлять заведомо неправых требований, отстаивать заведомо несправедливое положение, хотя бы для этого и нашлось основание в законе; он должен, насколько от него зависит, предупреждать столкновения формального закона с справедливостью, а не вызывать их. (Московский Совет Присяжных Поверенных.1891.22.с.163)
Относясь легкомысленно к принятию дел, в нравственной чистоте которых существует большое сомнение, без предварительной посильной проверки обстоятельств дела, присяжный поверенный, очевидно, дает справедливый повод к нареканиям, отражающимся невыгодным образом на интересах целого сословия. (Московский Совет Присяжных Поверенных.1891.22.с.164)
Сознание своих профессиональных обязанностей должно поставить предел чувству раздражения и удержать поверенного в границах приличия на столько, чтобы не дозволять ему оскорбительных выходок в отношении доверителя. (Московский Совет Присяжных Поверенных.1891.22.с.164)
Во второй половине XIX века присяжная адвокатура вытеснила стряпчих из правосудия России. В настоящее время стряпчие стремятся возвратить утраченные позиции.
«Образу стряпчего, ходока по делам, свойственны не столько юридическое и общее невежество, сколько низкая правовая культура, неразборчивость в средствах и приемах при осуществлении своей работы. Главная особенность положения стряпчего состоит в том, что он не связан ни контролем со стороны профессиональной корпорации, ни самоконтролем в соблюдении профессиональных стандартов. Стряпчий принципиально неспособен состоять в сословии, его существо противоречит любой организованности и общественной солидарности.
… в нынешних адвокатских корпорациях пассионарный элемент слишком слаб в сравнении с «серой массой», ибо рост адвокатуры в последнее десятилетие осуществлялся и за счет неразборчивого приема в ее состав немалого числа людей, зараженных вирусом стряпчества. Чтобы этот вирус не активизировался, необходимо срочно принимать решительные меры, в частности по остановке стремительного роста адвокатского цеха. В противном случае внутреннее разложение адвокатуры, угасание ее воли и дееспособности не заставят себя ждать.
Наиболее действенным препятствием на пути стряпчих в адвокатуру должен стать вступительный экзамен, но не на знание студенческого курса права, а на знание и понимание правил адвокатской профессии…
Надо, однако, отдавать себе отчет, что никакие меры не могут полностью прекратить проникновение вируса стряпчества в адвокатуру, и что этот вирус вообще неискореним, поскольку сидит в каждом адвокате… Поэтому сословие призвано постоянно с ним бороться, следить за чистотой своих рядов и поддерживать высокий уровень корпоративной требовательности.» (Воробьев А.В. и др. 2002 г. 11.57-62)
Прочитав эту статью многие коллеги недовольно поморщатся – адвокатские идеалы?! В современной России?! Какие сейчас могут быть идеалы?!
Идеалы быть должны! По этому поводу русский историк, правовед Кавелин К.Д. еще в XIX веке писал – «Многих смущает и лишает бодрости следовать этическим идеалам мысль, что они, по их совершенству, недостижимы. Откуда такое отчаяние? Только вследствие привычки останавливаться на пассивном созерцании, неумения переходить от мысли к делу, непонимания действительных отношений между идеалом и делом… То же и с осуществлением этических идеалов: к ним должно приближаться, идеальное их осуществление немыслимо; но из этого никак не следует, что они бесполезны или не годятся и не для чего стараться осуществлять их, по возможности, на деле. В нравственном смысле для каждого обязательно не достижение этического совершенства, что не зависит от людей, а действительное постоянное добросовестное стремление его достигнуть…» (16.с.897)
Идеа́л (лат. idealis — образ, идея) — высшая степень ценного или наилучшее, завершенное состояние какого-либо явления; совершенство в отношениях между людьми или такая организация общества, которая обеспечивает это совершенство; высший образец нравственной личности.
Идеалы недостижимы. Это ясно и понятно. Но идеалы дают нам вектор развития и позволяют определять негативные тенденции. Степень приближения к идеалам дает нам оценку существующего положения дел. Наконец, идеалы играют большую воспитательную роль.
И здесь мы получаем ответ на вопрос – нужны ли адвокатские идеалы? Если сословие адвокатов стремиться к совершенству (сословия, гражданского общества, государства) идеалы ему необходимы.
Во все времена адвокаты играли в человеческом обществе ведущие роли. Основатель христианской доктрины апостол Павел учился в школе Гамалиила (I в.), чтобы стать адвокатом (как считают многие историки). В IV веке греческий адвокат Астерий был избран митрополитом Амасии Понтийской, а впоследствии объявлен христианским святым (в те времена не было более высокого общественного признания). Тогда же, в IV веке, римский адвокат Амвросий был избран епископом Медиоланским, а после смерти объявлен церковью святым. В V веке карфагенский адвокат Августин Аврелий (Блаженный) был избран епископом Гиппонским, а затем объявлен святым. В XIII веке французский адвокат Фуко стал римским папой Климентом IV. В XVI веке английский адвокат Томас Мор был объявлен святым католической церкви. Из 56 человек подписавших 4 июля 1776 Декларацию независимости США 24 были адвокатами. Из 44 президентов США 26 были адвокатами. Большая часть лидеров Великой французской революции (1789 г.) адвокаты. В Первой Государственной Думе Российской Империи (1906 г.) среди депутатов было 36 присяжных поверенных и их помощников, во Второй Думе — 32, в Третьей — 29, в Четвертой — 23. Главой первого в России социалистического правительства стал присяжный поверенный Керенский А.Ф. Основателем советского государства на территории Российской Империи стал помощник присяжного поверенного Ульянов В.И.
И в современном обществе сословие адвокатов способно быть передовой частью гражданского общества и опорой государству. Именно к этому адвокаты должны стремиться если желают процветания — своего, сословия, страны.
3.Этика отношений суда и адвоката.
Что такое судья? – Голос Государя. Что такое адвокат? – Голос народа.
Пергамент Осип. Адвокат.1905.(15.с.7)
Судья – самое ответственное и важное лицо в системе правосудия. Ее вершина. Олицетворение богини Фемиды и ее разящего меча. Именно это положение суда должно определять отношение к нему других участников судебного процесса. Адвокат и прокурор – первые помощники суда, его глаза и уши. …
Судья – орган государства. Оно смотрит на него, как на средство ближе и правильнее исполнить свою задачу охранения закона. Напряжение душевных сил судьи для отыскания истины в деле есть исполнение поручения государства, которое, уповая на спокойное беспристрастие его тяжелого подчас труда, вверяет ему частицу своей власти. Поэтому оно ждет от судьи обдуманного приговора, а не мимолетного мнения, внушенного порывом чувства или предвзятым взглядом … Поэтому судья, решая дело, никогда не имеет не права, ни нравственного основания говорить: “sic volo, sic jubeo!” – я так хочу. Он должен говорить, подобно Лютеру: “ich kann nicht anders!” — я не могу иначе, не могу потому, что и логика вещей, и внутреннее чувство, и житейская правда, и смысл закона – твердо и неуклонно подсказывают мне мое решение, и против всякого другого заговорит моя совесть, как судьи и человека. (Кони А.Ф.12.с.9)
Если бы автору пришлось отвечать на вопрос, в чем основное отличие американского или французского адвоката от российского, то, несмотря на то, что различий, на самом деле, много и серьезных, в качестве главного, было бы названо отношение к суду.
Вообще-то, это вполне естественно — угол падения всегда равен углу отражения. На западе адвокат в восприятии судьи — «младший партнер» в осуществлении правосудия, ровно также как и прокурор. На западе судьи, прокуроры и адвокаты — люди одного круга, одного, если угодно, сословия. В России, по крайней мере, в период советской власти, судьи весьма негативно относились к адвокатам, которые были вынужденной помехой в проявлении их классового сознания, отправлении воли партии (вместо отправления правосудия)… Мы глубоко убеждены в том, что то отношение судей к адвокатам и адвокатов к судьям, которое было абсолютно доминирующим до недавнего времени, сыграло свою значительную роль в формировании полного правового нигилизма, столь характерного для всего нашего общества, от власть предержащих до бомжей. (М.Барщевский, 7.с.59)
… везде, где учреждения свободны, судейское сословие имеет право на законное уважение и нет другой, более святой и трудной миссии… Чуждые суете и людским страстям, которыми они окружены, обреченные на скромные неизвестные труды, судьи, эти живые истолкователи закона, повинующиеся при решениях лишь стимулами свободного и твердого разума, находят себе полное удовлетворение в своих трудах, мечтая не о крикливой славе, но о неуклонном исполнении своего долга. И вот, рядом с судейским сословием стоит сословие адвокатов, преследующее те же задачи, хотя совершенно иным путем. Судье – решение и главенство, адвокату прения и свобода. (9.с.38)
Во всяком обществе есть свои иерархии. В сословии судебном адвокаты стоят ниже судей и потому обязаны почтением и уважением каждому члену суда, даже низших инстанций. Уважение обязательней для адвоката, чем для остальных сограждан, ибо закон поставил его посредником и защитником последних пред лицом правосудия. Как старое право, так и позднейшие советские решения, постоянно требовали соблюдения этого правила. Требовалось так же, чтоб, уважая магистратуру, адвокаты своей независимостью и достойным поведением внушали и ей уважение. Если адвокаты и не постановляют решений, то подготавливают их своими письменными объяснениями и устною речью Они, выражаясь словами Буше д Аржи, — «душа правосудия» и имеют такое же значение, как и судьи. (М.Молло, 1.с.81)
Между хорошим судьей и хорошим адвокатом много сходства, но еще более различия. Хотя предмет их изучения один и тот же – законы, но они смотрят на него с различных и даже противоположных сторон.
Для обоих необходимо искусство хорошо говорить. Но для судьи главное условие при этом составляет дидактическая ясность; для адвоката же преимущественно нужны ораторская способность и извороты диалектики.
Проворство особенно необходимо для адвоката, который должен быстро переходить от одного предмета к другому и без приготовления предоставлять свои доводы и возражения.
Судья может действовать с большей медлительностью; он может отложить свое решение, если встречает какие ни будь сомнения.
Живое воображение, искусство убеждать, восприимчивость, — вот необходимые условия для адвоката.
Спокойствие, беспристрастие, терпение, — вот достоинства судьи.
Во власти адвоката находится только изыскание доводов для доказательства данного положения.
Судья сохраняет всю свободу для произнесения решения, смотря по силе доказательств той или другой стороны.
Один подавляет свое мнение и должен подчинить свою совесть интересам защищаемой им стороны; другой, свободный от всяких посторонних побуждений, сохраняет невозмутимое беспристрастие к тяжущимся…
Для отличного судьи существенно необходимы три нравственные качества: любовь к справедливости, любовь к истине, без которой справедливость невозможна, и постоянное желание улучшать законы. Если эти три качества и соединяются иногда в адвокате, то не ими отличается он на своем поприще; а часто они могут послужить даже препятствием его успехам…
Назначение адвоката защищать, как случится, то правую, то неправую сторону; его нельзя изменить. Интерес правосудия требует этой борьбы противоположных сторон.
Дело судьи отбросить их софистические доводы и найти истину в самых их противоречиях.
Польза этого состязания так очевидна, что общественное мнение безмолвно дает адвокатам некоторую свободу, освобождая их, при отправлении их обязанностей, от того строгого уважения к правосудию и истине, которое требуется во всяком другом случае. (Бентам И. 2.с.112)
Представляя одну из важнейших основ общественной жизни, судебная власть сообщает своим носителям столь высокое положение, что уважение, с которым каждый обязан относиться к судье, не должно зависеть от степени правильности действий последнего при исполнении им своих обязанностей. В чем бы ни заключалась допущенная судьею неправильность, и отчего бы таковая ни происходила, необходимое по отношению к судье уважение обязывает сторону, констатируя эту неправильность, воздерживаться от замечаний, укоряющих самого судью. Это воздержание, обязательное для каждого, обращающегося к Суду, тем более обязательно для присяжного поверенного, профессионально занимающегося ведением судебных дел и долженствующего поэтому с особенною тщательностью избегать в обращении с Судом всего, что не отвечает его высокому достоинству. (Марков А. 5.с.307)
Одним из основных правил для членов сословия является их безусловная обязанность при всех сношениях с Судом, а тем более в публичных его заседаниях, оказывать последнему неизменное уважение и полную сдержанность и корректность, отнюдь не дозволяя себе ничего такого, что могло бы умалять достоинство Суда и дискредитировать его пред находящейся в зале заседания публикой. (Марков А. 5.с.307)
(продолжение в приложенном файле)