Не знаю, что подвигло меня на написание данной статьи. Наверное, с одной стороны, желание поделиться опытом, а может, впрочем, и кому-то данная статья окажется полезной, и предостережёт от многих бед в будущем.
Когда представляется такая возможность, я своим доверителям не советую ходить по судам. Не то, чтобы я против, нет, если хотят – пусть идут, но я всегда предупреждаю о возможных последствиях. Далеко не всегда благоприятных.
Пример 1. Суд по делу об установлении отцовства и взыскании алиментов. Я представляю интересы истицы. Пришёл ответчик и его супруга как 3-е лицо (оказывается, она уже при живом муже с живого же мужа получает алименты на себя любимую и своё чадо). Что лила эта мадам в адрес моей доверительницы, просто уши вяли слушать. Что муж её порядочный человек, и не мог ей изменять абы с кем, тем более с какой-то …(слово пропущу), ну и далее пошли обвинения на интимную тему. У моей доверительницы шоковое состояние, в итоге её пришлось везти домой через всю Москву. А ведь я её предупреждал, что может быть в суде, но она мне сказала, что ей нечего бояться, и что она хочет рассказать «всю правду». Что ж, хозяин – барин…
Пример 2. Мой подзащитный в период ведения следствия уехал в Киев. Потом вернулся в Москву, его арестовали, на суде по ходатайству следователя об избрании меры пресечения судья спрашивает, мол, а зачем в Киев поехал. Тот сообщил, что он болен сердцем, и что там у него знакомый врач-кардиолог. На что судья спрашивает, почему в Москве не нашёл врача. А он, дескать, в Москве меня милиция могла найти… Кто его за язык тянул?
Пример 3. То же ходатайство следователя, но в отношении моего подзащитного – наркомана. Арест. Следователь говорит, что во время освидетельствования у моего подзащитного обнаружены следы инъекций на запястье. Я говорю: он инсулин себе колол, вот справка! И чёрт его дёрнул сказать, что инсулин колется внутримышечно! А ведь ни судья, ни следователь, ни прокурор, ни я, грешный, об этом не знали!
Молчу уже про то, как один мой подзащитный, считая себя крайне уникальным человеком, а всё общество – паразитами, пытающимися различными способами нанести ему исключительно один вред, решил «добавить» к общей, заранее выработанной с адвокатом, тактике защиты, ещё 27 не согласованных с адвокатом ходатайств бредового содержания, что выразилось вкупе с общим его поведением в процессе (вёл себя высокомерно, со всеми общался пренебрежительно и требовательно) добавило ему лишних лет заключения.
Возможно, во 2 и 3 примерах, и без того арестовали бы моих подзащитных, но зачем усугублять-то? Кому они что доказали?
Или один из последних досадных проигрышей, моя доверительница, пожилая женщина лет под 80, посчитала, что она лучше меня расскажет суду, как всё было. В итоге, лучше меня и рассказала, чего не надо. Заодно про то, что истцов она ненавидит и квартиру лучше подожжёт, чем отдаст им. И если суд не примет её сторону, это будет неправильно, и она дойдёт до Европейского суда по правам человека. Юридически, конечно, это ничего не значило, но судью против себя она настроила.
Многое можно ещё перечислить. Просто вот то, что всплыло сейчас в памяти наиболее остро. В общем, мораль такова: не зная броду, не суйся в воду! То есть, если уж участвуешь в процессе, никаких отступлений в сторону, ни шагу в сторону от выработанной позиции!