Часто встречаю в печати и на страницах интернета безапелляционные заявления многих авторов о низкой квалификации российских юристов. А, уж, различных курсов, предлагающих повысить квалификацию юристов, – пруд пруди: очные и дистанционные, платные и бесплатные, выездные и местные, и т.д., и т.п., и проч. Нет, я ничего не имею против таких курсов, как и против стремления специалистов повысить свою квалификацию.
Есть даже мнения о регулярном обязательном повышении квалификации адвокатов.
Я неслучайно назвал заявления об уровне квалификации наших юристов безапелляционными, поскольку не встречал серьёзных обоснований данного тезиса. Авторы, как правило, либо ссылаются на какие-то абстрактные «многолетние исследования», либо априори считают это очевидной истиной.
Давайте разберёмся. Что такое «квалификация». В нашем случае – это готовность к определённому виду трудовой деятельности. Чем обусловлена квалификация? Можно сказать, наличием определённых знаний, умений и навыков. А что такое уровень квалификации? Казалось бы, ответ очевиден: это уровень знаний, умений и навыков. Чем выше уровень (больше объём) знаний, умений и навыков, тем выше квалификация.
А вот и нет, оказывается. В юриспруденции существует масса направлений, отраслей и различного рода вопросов, позволяющих юристам иметь весьма и весьма узкие специализации. Скажем, не знает человек земельного или корпоративного права, зато в совершенстве овладел вопросами защиты лиц, обвиняемых в нарушении правил безопасности дорожного движения. Он занял эту нишу, востребован и успешно практикует. Можем ли мы назвать его юристом низкой квалификации? Или юрист обладает знаниями и успешно практикует в области наследственного, авторского права, а в уголовном праве и уголовном процессе ориентируется крайне слабо. Можем мы на этом основании судить о его квалификации? То же самое касается уровня умений и навыков. В судебном представительстве, скажем, важны риторические умения и навыки. В договорной же работе они не имеют существенного значения.
Таким образом, «уровень квалификации юриста» — понятие субъективно-оценочное. Ни о какой объективной оценке квалификации юриста и речи быть не может, поскольку не разработана система объективных критериев такой квалификации. И, уж, тем более, не может быть речи об оценке квалификации какого-либо юридического сообщества или общей оценке квалификации юристов России.
Изложенное позволяет сделать некоторые выводы.
1. Всякого рода дополнительные квалификационные экзамены, придуманные в некоторых случаях при вхождении в профессию, не имеют никакого практического смысла. Они как бы должны гарантировать наличие у претендента достаточного объёма знаний для осуществления профессиональной деятельности. Между тем, объём (уровень, количество) знаний никак не связан с уровнем квалификации юриста.
2. По той же причине абсолютной глупостью являются попытки понуждения юристов к обязательному периодическому прохождению курсов повышения квалификации.
3. Заявления о низкой квалификации российских юристов как о современной актуальной проблеме являются либо следствием некомпетентности их авторов, либо попыткой увести юридическую общественность от действительно существующих проблем посредством высосанных из пальца околонаучных опусов.
Пока нет комментариев
Дорого, но зато качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
Консультации, дела.
Действую с интересом, спокойно и тщательно, очно и дистанционно.

