Наверное, практически каждому из нас приходилось побывать в суде. Кто-то в качестве ответчика, кто-то в качестве истца, кто-то в качестве третьего лица. Я чаще всего в суде появляюсь как представитель той или иной стороны. И за годы своей практики (а это ни много, ни мало целых 10 лет!) я была вынуждена наблюдать местами неадекватное поведение судей и их состава. Да-да, именно судей и их состава, а не стороны по делу.
Впервые с подобным явлением я столкнулась в 2012 году в Арбитражном суде Кемеровской области. Рассматривался иск управляющей компании к комитету по управлению муниципальным имуществом о взыскании задолженности по жилищным услугам. Но суть далеко не в этом.
Дело в том, что Арбитражный суд Кемеровской области находился за 340 км. от места жительства истца и моего на тот момент, соответственно. Чтобы нам приехать к назначенному судом времени для рассмотрения искового заявления, истцу потребовалось арендовать транспортное средство с экипажем, выехать в ночь по ужаснейшим дорогам и только подобным образом успеть к назначенному времени. Соответственно, сумма аренды вышла не копеечная.
Естественно, было подано ходатайство о взыскании этих расходов с ответчика. И тут началось… Судья просто изменилась в лице и начала повышать тон: «Вы сюда что, из Рио-де-Жанейро приехали??? Откуда такая сумма вдруг взялась???
На автобусе-то не хватило ума приехать???». В общем, весь процесс в таком духе.
Ответить суду в подобном тоне не позволяет воспитание и совесть.
Ведь это СУД!!!
По-видимому, у некоторых судей идет расчет именно на это. И они позволяют себе подобные вольности.
Чем же всё закончилось? Наш иск был удовлетворен, судебные расходы были удовлетворены в полном объеме (около 18 000,00 руб.). Зачем же было судье вести себя подобным образом и подрывать авторитет суда? Ответа нет.
Помимо судей, есть же еще и состав суда – секретари участка, секретари судебного заседания и помощники судей. В 2014 году мне однажды «посчастливилось» пообщаться с секретарем одного участка Мирового судьи Кимовского судебного района.
Ситуация такова: звонит секретарь судебного участка, я отвечаю, начальник сидит рядом и все прекрасно слышит. Секретарь: «Можете мне прислать реквизиты Вашей организации?
Ответчик желает произвести оплату.» Отвечаю: «Конечно!
Сейчас направлю.
Подскажите, пожалуйста, кто именно из должников? У нас же их много.» Ответ просто поверг в шок: «А Вам какая разница???
Придут и узнаете!!!».
Отвечаю: «У меня начальство спросит — кто именно желает оплатить.
Да и вообще, нужно же при таких обстоятельствах отказ от иска подготовить. И Вашему участку работы меньше, и мы сможем госпошлину сохранить.» И тут секретарь просто переходит на крик: «Вы что отказываетесь реквизиты присылать???
Для Вас тут стараюсь!!! А Вы еще не довольны и условия ставите!!!
Больше вообще пальцем в Вашу сторону не пошевелю!!!». И весь диалог в подобном духе. Я вежливо пытаюсь выяснить — кто пожелал оплатить, чтобы потом отчитаться о проделанной работе и отказаться от иска, а секретарь истерично продолжает кричать в трубку.
В общем, я с трудом смогла выяснить кто же пожелал произвести оплату и сразу отправила на участок реквизиты предприятия. Через минут 5-10 звонит секретарь судебного участка и чуть ли не плачущим голосом жалуется на меня начальнику, который сидел рядом и все прекрасно слышал! Ситуация была вывернута наизнанку и выставлено все так, что это я кричала и требовала сказать кто пожелал оплатить, отказываясь при этом прислать реквизиты предприятия, а секретарь лишь умоляла меня просто их прислать.
Начальник положил трубку, просмеялся, в шутку объявил мне «строгий выговор с занесением в личное дело» и порекомендовал пореже общаться с этим участком Мирового судьи.
Вот другая ситуация.
В 2017 году из Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга было передано одно гражданское дело по подсудности в Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга. Заявлен иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения.
Как только мною были переданы документы секретарю судебного заседания и сказано, что я, как представитель истца, прибыла для участия в судебном заседании, сразу стало ясно – что-то пойдет не так. Секретарь судебного заседания взяла мои документы, открыла дело и начала потирать руки со словами: «Сейчас будет мясо!».
Собственно говоря, «мясо» действительно началось практически сразу. Судья начала общение примерно в таком ключе: «Вы вообще юрист?
Вы хоть читаете, что просите удовлетворить???».
На подобные вопросы вообще отвечать не хочется. Стоишь со стеклянным взглядом смотришь на этого представителя власти и думаешь: «Кто с утра так обидел?».
Когда с горем пополам перешли к исследованиям материала дела, судьей был выдан очередной перл: «Нет, Вы это видели? В паспорте у ответчика стоит одно отчество, а вот в договоре купли-продажи ответчик себе лишнюю букву приписал. Так что «брейтесь»! Ни я, ни какой-либо другой суд этот иск не удовлетворит!».
Тут-то и стало понятно, что дело проиграно 100 %. Что бы я ни говорила, какие бы нормы закона не приводила, иск будет оставлен без удовлетворения. Дело я отработала, что требовалось сказать — всё равно сказала. Только в иске было отказано.
По завершении судебного заседания и оглашении решения суда судья спросила: «Что? В апелляцию, небось, теперь побежишь? Практику судебную читай лучше и тогда дела проигрывать не будешь!».
Что же такого я сделала судье?
Видимо, просто лицом не вышла. Ведь ранее мы нигде не пересекались и до судебного заседания не встречались.
А вот из совсем свежего случай.
В Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга подано исковое заявление о признании не приобретшими права пользования и снятии с регистрационного учета ответчиков, я на стороне истца.
По предыдущему опыту сразу можно было сделать вывод – близится очередное «мясо».
Но я все еще продолжаю верить в людей!
В общем, за пару дней до судебного заседания я решила позвонить помощнику судьи и уточнить – получили ответчики повестку в суд или нет? На мой взгляд, нормальный вопрос для моральной подготовки к делу да и вообще для подготовки.
Но что же мне отвечает помощник? «Нет, Вы такая интересная, я вот сейчас все должна бросить и искать – извещены ли Ваши ответчики!». Отвечаю: «Почему именно сейчас? Я могу перезвонить позже.
Скажите, в какое время Вам удобнее?».
На что следует ответ: «Вообще-то, я уже полезла.
Так что ждите!
Сейчас посмотрю!». В чем был смысл первого возмущения? Не понятно.
Прихожу я в процесс и понимаю, что судья из той же серии, что описано и выше. Спрашивает: «Где свидетели? Я как должна дело рассматривать?
По бумажкам???
Вы вообще юрист?
Где еще один сын нанимателя? Я сама его буду искать???
Быстро мне адрес и телефон! И телефоны ответчиков ищите где хотите!».
Доказательства в деле есть, ответчики не пришли, никто возражений не представил. В чем вопрос?
Заочное решение в Гражданском процессуальном кодексе РФ никто не отменял.
Откуда такие истерики?
Про телефоны ответчиков вообще молчу…
Назначает дату следующего судебного заседания. Говорю: «Уважаемый суд, в этот день меня не будет в городе.
Да и вообще на территории УрФО.
Можно на более раннюю дату суд перенести?
Хотя бы на пару дней». И что же я получаю в ответ? А вот что: «Не мне это надо!
Могу прям щас отказать в иске и всё!
Хотите???».
Далее просто без комментариев…
И это далеко не весь список историй о подобном «доброжелательном» отношении судей и их составов.
Есть такая штука, как «Кодекс судейской этики». П. 4, 6 ст. 10 которого гласят: Судья должен проявлять корректность в общении с гражданами, с уважением относиться к нравственным обычаям и традициям народов, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию, не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету судебной власти. Судья должен исполнять свои профессиональные обязанности без какого-либо предпочтения и без действительной либо видимой предвзятости, дискриминации, обеспечивая необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав, обеспечивая справедливое рассмотрение дела в разумный срок.
П. 7 ст. 11 тоже кодекса закреплено: Судья должен соблюдать высокую культуру поведения в процессе, поддерживать порядок в судебном заседании, вести себя достойно, терпеливо, вежливо в отношении участников процесса и других лиц, присутствующих в судебном заседании. Судья должен требовать такого же поведения от участников процесса и всех лиц, присутствующих в судебном заседании, а также от работников аппарата суда.
Получается, что некоторым судьям «закон не писан». Своим поведением они подрывают авторитет судебной власти в глазах участников процесса.
Как с этим бороться?
Писать жалобы на судей в квалификационную коллегию судей. И в качестве доказательств прикладывать аудиозаписи с судебных заседаний, а также их стенограмму.
Надеюсь, что читателям данной статьи не «посчастливится» столкнуться с одним из подобных случаев.