
Для начала немного статистики.
Электросамокаты и другие средства индивидуальной мобильности (СИМ) становятся всё более популярными в российских городах, однако их распространение сопровождается ростом аварийности. По данным Научного центра безопасности дорожного движения МВД России, за 2024 год в стране было зарегистрировано 4420 дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с участием СИМ, что на 42,8% больше, чем в 2023 году (3100 ДТП).
Число погибших в таких авариях увеличилось на 25,6% — до 54 человек. Наибольшее количество аварий зафиксировано в Москве, где произошло 1320 ДТП с участием электросамокатов. За первое полугодие 2025 года, по предварительным данным, количество ДТП с СИМ составило около 2000 случаев, из которых 25 закончились летальным исходом.
Эти цифры стали причиной изменения подхода к правовому регулированию использования СИМ.
Так, с 1 марта 2023 г. в Правила дорожного движения Российской Федерации внесены изменения, в соответствии с которыми электросамокаты отнесены к средствам индивидуальной мобильности, то есть электросамокат — это транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (абзац 56 пункта 1.2 Правил дорожного движения).
Здесь возникает противоречие, связанное с определением – что такое «транспортное средство», поскольку В п.2 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 № 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», под транспортным средством понимаются:
подлежащие государственной регистрации автомототранспортные средства с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час,
подлежащие государственной регистрации автомототранспортные средства с максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час,
подлежащие государственной регистрации прицепы к указанным автомототранспортным средствам,
трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины,
транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право (например, мопед).
Вместе с тем, судебная практика, хотя и не является однозначной по делам о ДТП с участием электросамокатов, суды все чаще исходят из того, что при рассмотрении таких дел, решения выносятся не только с учетом ст. 1064 ГК РФ, регулирующей общие условия гражданско-правовой ответственности, но и ст. 1079 ГК РФ (см., например, Определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 29.01.2025 по делу № 88-196/2025, Апелляционное определение Московского городского суда от 16.12.2024 по делу № 33-57384/2024)
Решение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12.09.2024 (дело № 88-3893/2024) подтвердило обязанность пользователя электросамоката возместить ущерб, причинённый пешеходу в результате наезда. Истец получил травмы средней тяжести, а суд установил причинно-следственную связь между действиями водителя СИМ и наступившими последствиями.
Ответчик был обязан выплатить компенсацию за лечение и моральный вред в размере 300 000 рублей. Суд подчеркнул, что пользователь СИМ обязан соблюдать осторожность, даже если движется по тротуару как пешеход.
Теперь, от «обзорной экскурсии» по гражданским делам о ДТП с участием электросамокатов, перейдем к конкретике, представив себе ситуацию, что на вас наехал электросамокат, управляемый несовершеннолетним «юношей бледным, со взором горящим».
Алгоритм действий здесь может быть таков:
- Здоровье – прежде всего.
Вызовите скорую при любых травмах. Даже если повреждения кажутся незначительными, посетите врача — это поможет задокументировать ваше состояние (например, ушибы или растяжения).
Сохраните все медицинские документы: справки, чеки на лекарства, заключения. Они понадобятся для компенсации.
Пример из практики: В Москве пенсионерка получила 150 тыс. ₽ компенсации только благодаря вовремя оформленной мед.справке (дело №88-3893/2024).
2. Соберите доказательства произошедшего.
Запишите данные виновника: имя, контакты, данные родителей. Если самокат арендован, узнайте название сервиса (например, «Яндекс Самокаты») и номер устройства.
Найдите свидетелей и возьмите их контакты. Их показания могут стать решающими.
Сфотографируйте:
Место ДТП;
Травмы и повреждения (например, порванная сумка);
Самокат (особенно номер, если он арендован).
Совет: Если виновник пытается скрыться, снимите видео на телефон, не пытаясь его задержать; во-первых, вы можете не рассчитать собственные силы и получить дополнительные травмы; во-вторых, по той же причине, травмы может получить виновник ДТП, и тогда неизвестно, чем это закончится для вас.
3. Обратитесь в ГИБДД
Позвоните по номеру 102, сообщите о ДТП с участием несовершеннолетнего.
Настаивайте на оформлении протокола. Получите его копию — это основа для иска.
Важно: Без протокола доказать факт ДТП сложно. В Казани суд отклонил иск из-за отсутствия документа (дело 2021 г., «Коммерсантъ»).
Как подготовиться к суду
Соберите пакет доказательств:
Медицинские документы, а также все счета за лекарства, проведение медицинских процедур
Фото/видео;
Составьте список свидетелей, готовых явиться в суд и дать показания;
Документы из ГИБДД и иных подразделений полиции.
Рассчитайте сумму иска: включите лечение, моральный вред, стоимость испорченного имущества.
В настоящее время судебная практика в области привлечения к ответственности кикшеринговых компаний, т.е., компаний, предоставляющих электросамокаты в аренду крайне противоречива. Поэтому, каждый случай строго индивидуален и имеет столько нюансов, что для подготовки правильной позиции в суде лучше всего обратиться к адвокату или юристу, специализирующихся на делах, связанных с ДТП.
Адвокат Николаев Андрей Юрьевич
+7 901 5437518