В конце лета прошлого года в Интернете интенсивно обсуждалась новость о том, что в г. Москве водитель припаркованного автомобиля при выходе из него открыл дверь, в которую ударился молодой человек, двигающийся на электросамокате и впоследствии от полученных травм скончавшийся.
Тогда мнения разделились: кто-то считал, что самокатчиков развелось очень много, гоняют они по улицам, не оглядываясь по сторонам, и поэтому – сам виноват.Другие считали, что виноват водитель, поскольку нельзя расслабляться, даже если ты уже припарковался и выходишь из автомобиля.
Точку в вопросе поставил Басманный районный суд г. Москвы.
Суд установил, что преступление совершено при следующих обстоятельствах:
подсудимый, управляя легковым автомобилем, двигался по проезжей части и осуществил остановку управляемого им транспортного средства у правого края проезжей части, после чего открыл переднюю левую дверь, тем самым создав помеху потерпевшему, двигающемуся в этот момент по проезжей части на электросамокате (мопеде), от чего последний совершил столкновение с элементом кузова автомобиля с последующим падением на проезжую часть.
Подсудимый при этом:
- в нарушение п.1.3. Правил дорожного движения РФ, являясь участником дорожного движения, не соблюдал относящиеся к нему требования Правил;
- в нарушение п.1.5. Правил дорожного движения РФ, создал опасность для движения, что повлекло за собой причинение вреда;
- в нарушение п. 12.7. открыл дверь транспортного средства, чем создал помеху другим участникам дорожного движения.
Таким образом, подсудимый нарушил требования п. 1.3., п.1.5., 12.7 ПДД РФ.Данные нарушения повлекли по неосторожности смерть человека.
Согласно приговору суд признал подсудимого виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст. 264 УК РФ, и назначил ему наказание в виде одного года лишения свободы условно сроком на один год 6 месяцев, с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами сроком на один год.
Исходя из информации по делу, размещенной на сайте Басманного районного суда г. Москвы, государственный обвинитель остался недоволен таким приговором и подал апелляционное представление на приговор, но затем от него отказался в апелляционной инстанции.


Уважаемая Светлана Леонидовна, Вы знаете безусловно каждое действие водителя должно сопровождаться — сто раз подумать, двести раз предугадать. Но как бы иногда, вот ну правда толи лунное затмение, то ли просто в запарке. А что касается электросамокатчиков, я бы если честно их вообще запретила, это почти такое же транспортное средство, но вот право им управлять почему то есть абсолютно у всех
Уважаемая Ксения Евгеньевна, согласна. А какие трагедии в обеих семьях…
Уважаемая Ксения Евгеньевна, а я бы ещё кухонные ножи запретил! Столько смертей, сколько трагедий!!! Ну и другие прелести цивилизации, туде же, в корзину истории!
Уважаемая Светлана Леонидовна, помню в молодости активно занималась велопоходами, так мы если проезжали мимо автомобилей, сто раз смотрели — нет ли человека за рулем, если есть — объезжали подальше, так как ожидали открытия двери. Это записалось сразу на подкорку. Странно, что самокатчик не знал таких элементарных вещей или первый раз выехал на дорогу что ли. Но водитель, конечно, должен смотреть в зеркала при открывании двери
Уважаемая Наталья Михайловна, да, — поэтому — две трагедии.
Уважаемая Светлана Леонидовна, я б вообще запретила самокатчиков… у нас другая беда, самокаты ни так распространенны, как мопеды («дырчики» в народе).
сама панически боюсь их как на дороге, так и на пешеходных дорожках.
Уважаемая Татьяна Валерьевна, да-да — идешь и вздрагиваешь.
Уважаемая Светлана Леонидовна, жаль, что в нашей стране всегда обвинительный уклон. Бывает даже, когда водителя при его невиновности в ДТП признают виновным в смерти, как хозяина источника повышенной опасности.
Я не согласен с таким подходом к установлению виновности.
Передвигаться не более 1м от края проезжей части, а не по всей дороге.
Припаркованный автомобиль является препятствием, которое необходимо объехать, то есть совершить маневр. При совершении маневра необходимо убедиться в его безопасности.
Уважаемый Андрей Викторович, я не водитель, поэтому данную ситуацию интуитивно именно так же вижу, да. Но вот видите, какой приговор. Ещё и прокуратура нервы помотала, видимо, мягким показался.
Уважаемая Светлана Леонидовна, я очень поражён таким приговором.
↓ Читать полностью ↓
Это с какой скоростью надо лететь, чтобы на совсем проститься с жизнью? Проводили экспертизу?
При скорости 40 км/ч, в полной экипировке поломался, но был бы жив.
Из приговора следует, что водитель автомобиля создал препятствие.
Я бы мог ещё понять, если бы при открытии двери он толкнул самокатчика и тот куда-нибудь улетел.
Водитель не сразу открыл дверь. Сначала припарковался. заглушил двигатель. Посмотрел в зеркало. Убедился, что нет помех для выхода из авто. Открыл дверь и вот тебе прилетело чудо. Припакркованный автомобиль уже препятствие. Самокатчику необходимо было снизить скорость. Время у него на это не было. Ну, не за секунду же автомобиль резко встал и открылась дверь.
Водитель обязан двигаться со скоростью обеспечивающую безопасность участников дорожно движения. В данном случае самокатчик тоже водитель, раз уж выехал на дорогу.
Произошедший со мной случай несколько лет назад, чуть тоже не сделал меня виновным. Подъехав в «зебре» (пешеходному переходу) остановил своё авто. Посмотрел по сторонам. Убедился в отсутствии пешеходов тронулся с места. И тут с права от меня вылетает велосипедист. Замечает меня, но уже поздно. я я резко торможу. Хорошо, что не успел набрать скорость. Машина встала как вкопанная, без каких-либо следов торможения. Велосипедистка в наушниках летела в переднюю левую дверь моего авто. Практически перед авто резко вывернула вправо, по ходу своего движения и врезавшись в мой автомобиль отлетела на проезжую часть. Хорошо, что на встречу ехали на авто росгвардейцы. Они сразу остановились и первым, что они сказали: "- Мужчина, не переживайте. Мы всё видели. Вы не виноваты. Если бы вы успели проехать, то она влетела бы в нас. Дадим показания." А я первым делом позвонил своему адвокату, который незамедлительно прибыл на место ДТП. Начальник ГИБДД имел на меня зуб, но адвокат не дал ему никакой возможности фальсификации с елью моего обвинения. А велосипедистке выписали штраф в размере 800 рублей.
Уважаемый Андрей Викторович, не знаю, уместно ли так говорить в этой ситуации, но с гвардейцами прям свезло
Уважаемый Андрей Викторович, так весь приговор и не выложен. Как и материалы дела мы не видели, экспертизу. Посему и винить кого-то сейчас и огульно оправдывать, крайне не профессионально. Кажется. Кто как тормозил, кто как налетал, какую позицию заняла защита, на что напирало следствие и гособвинитель, нам из этой статьи не видно. Но то, что владельцы среств повышенной опасности должны постоянно архивнимательны — это очевидно!
Уважаемая Светлана Леонидовна, чем уникален «Праворуб», так это тем, что и материалы случайно замеченной публикация могут быть использованы при формировании линии защиты по конкретному делу. Например, творческое переосмысление материалов этой, Вашей публикации(handshake)
Уважаемый Андрей Юрьевич, так нет случайностей, всё в дело:)
Уважаемая Светлана Леонидовна, а как это решение согласуется с тем, что выдала мне DS (?):
↓ Читать полностью ↓
В Российской Федерации использование электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности (СИМ) регулируется **Правилами дорожного движения (ПДД)**, которые были обновлены в марте 2023 года. Согласно этим изменениям, электросамокаты и аналогичные устройства получили более четкий правовой статус, но их равноправие с другими участниками дорожного движения ограничено рядом условий. Рассмотрим подробнее:
### 1. **Правовой статус электросамокатов**
— Электросамокаты официально отнесены к **средствам индивидуальной мобильности (СИМ)**. Это означает, что они не приравниваются ни к транспортным средствам, ни к пешеходам, а занимают промежуточное положение.
— Если мощность электросамоката превышает **250 Вт**, он может быть приравнен к мопедам, что требует наличия водительского удостоверения категории М.
### 2. **Где можно ездить на электросамокате?**
— **Тротуары, пешеходные и велодорожки**: Если скорость электросамоката не превышает **25 км/ч**, его можно использовать на тротуарах, пешеходных дорожках или в зонах, предназначенных для велосипедистов.
— **Проезжая часть**: Если скорость электросамоката превышает **25 км/ч**, его владелец должен двигаться по правому краю проезжей части, соблюдая правила для велосипедистов. Однако это допустимо только на дорогах с ограничением скорости до **60 км/ч**.
— **Запрещено**: Движение по автомагистралям и дорогам с высокой интенсивностью движения.
### 3. **Ограничения и требования**
— **Скорость**: На тротуарах и в пешеходных зонах скорость электросамоката ограничена **20 км/ч**.
— **Возраст**: Управлять электросамокатом можно с **14 лет**. Дети младше 14 лет могут использовать СИМ только в пешеходных зонах и под присмотром взрослых.
— **Алкоголь**: Запрещено управлять электросамокатом в состоянии алкогольного опьянения.
— **Пешеходы**: При движении по тротуарам или пешеходным зонам владелец электросамоката обязан уступать дорогу пешеходам.
### 4. **Равноправие на дороге**
— Электросамокаты **не являются равноправными участниками дорожного движения** в полном смысле этого слова. Они имеют ограниченные права:
— Не могут двигаться по всем типам дорог.
— Должны уступать дорогу пешеходам и транспортным средствам в большинстве ситуаций.
— Не имеют приоритета на проезжей части.
— Водители автомобилей и других транспортных средств не обязаны учитывать электросамокаты как равноправных участников движения, что создает определенные риски.
### 5. **Проблемы и риски**
— **Инфраструктура**: В России недостаточно развита инфраструктура для СИМ (например, велодорожки), что вынуждает владельцев электросамокатов двигаться по тротуарам или проезжей части, создавая конфликтные ситуации.
— **Безопасность**: Электросамокаты часто становятся участниками ДТП из-за несоблюдения ПДД как их владельцами, так и водителями автомобилей.
— **Ответственность**: В случае ДТП владелец электросамоката может быть признан виновным, если нарушил правила.
### Итог
Электросамокаты в РФ пока не являются равноправными членами дорожного движения. Их использование ограничено правилами, которые направлены на обеспечение безопасности как самих владельцев СИМ, так и других участников движения. Для достижения равноправия необходимы изменения в инфраструктуре и законодательстве.