В последнее время все чаще звучит словосочетание – «Военное положение» (далее по тексту – ВП). Давайте бегло пройдемся по этому явлению. Итак, закон (Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2017) «О военном положении») гласит:

Под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии.

Возможна ли внешняя  агрессия против России?  Думаю, что через часа два –три после написания данной статьи и юридического «закрепления» новых субъектов РФ, вышеуказанная агрессия в отношении РФ со стороны супостата, станет реальностью. Следовательно и введение военного положения (пока в отдельных субъектах РФ) может стать весьма очевидным (ст.3 ФЗ «О военном положении»).

Целью введения военного положения является создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации. Введение  указанного режима производится Указом президента РФ.

Вышеуказанный закон описывает также, какими полномочиями (в общем смысле) наделены власти различных уровней и  какой комплекс мероприятий проводится при введении военного положения (например: комплекс экономических, политических, административных, военных и иных мер, направленных на создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации).

По мнению автора, очень интересен п.7 указанного ФЗ, посвященный мерам применяемым на территории, где введено ВП.

 В частности: 

  • «приостановление деятельности политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений, ведущих пропаганду и (или) агитацию, а равно иную деятельность, подрывающую в условиях военного положения оборону и безопасность Российской Федерации»: — наверное самое беспроблемное ограничение в период ВП;
  • «привлечение граждан в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, к выполнению работ для нужд обороны, ликвидации последствий применения противником оружия, восстановлению поврежденных (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также к участию в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями»:-какова будет реализация на практике?
  • «изъятие в соответствии с федеральными законами необходимого для нужд обороны имущества у организаций и граждан с последующей выплатой государством стоимости изъятого имущества»:- еще более интересна практическая реализация указанного….;
  • «запрещение или ограничение выбора места пребывания либо места жительства»:- вполне логично и ожидаемо;
  • «запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий»:- указанные мероприятия и до ВП по сути были сведены на «нет»;
  • «запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические и иные сильнодействующие вещества, спиртных напитков»: – может хватит писать и пора бежать в аптеку (магазин)? Закон экономики- где особый режим, там дефицит всего.

Дальше описывать не стану, там есть много всего другого (очень много ограничений, обременений, запретов (в том числе на личное передвижение, на использование транспорта и т.д.) привлечений (например создаются подразделения территориальной обороны, происходят ограничения деятельности юридических лиц и т.д.).

Но суть такова, что ВП это испытание для всей экономики страны и для людей. Думаю что введение ВП на территории одного субъекта отразится и на других субъектах в РФ, как минимум с экономической точки зрения. 

Статью хочу завершить определенным позитивным моментам для коллег-адвокатов (юристов), отраженных в ст. 16 закона о ВП. 

  • На территории, на которой введено военное положение, действуют суды, установленные в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами. Судопроизводство осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и другими федеральными законами.
  • В случае невозможности осуществления правосудия судами, действующими на территории, на которой введено военное положение, по решению Верховного Суда Российской Федерации может быть изменена территориальная подсудность дел, рассматриваемых в судах.

Да. Суды будут работать. Возможно коллеги и мы пригодимся? ))) Надеюсь ВП, мы увидим только в фильмах с апокалиптическим содержанием. Но…..

Всем добра и мира!!!

Да 26 26

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Коробов Евгений, avpilyaev, Кондратьев Владимир, user873281, Ларин Олег
  • 30 Сентября 2022, 19:04 #

    Да. Суды будут работать. Возможно коллеги и мы пригодимся? ))) Надеюсь ВП, мы увидим только в фильмах с апокалиптическим содержанием. Но….. Уважаемый Алексей Васильевич, не надейтесь! Проблему с Украиной можно было бы давно решить, но это не нужно власти. Власти нужна затяжная война, втягивание в неё по возможности Европы и Азии. Короче: баринья дерутся, у холопов чубы трещат. 

    По поводу нас, видно Вы не слышали Баранца, который в открытую и внаглую провозглашает тему о том, чтобы народ не смел с этого момента рты раскрывать, а кто раскроет, того как в 37 году, раз… и проблема решена!

    А ещё о том, чтобы народ не смел рот раскрывать, говорил в 90-х такой товарищ Патрушев. Так и сказал, мы так запугаем народ, что в обмен на свою безопасность он отдаст нам свою свободу.

    +2
    • 30 Сентября 2022, 19:53 #

      Уважаемый Евгений Алексеевич, Баранца и Тимошенко  слушаю периодически в их передаче ). Мысли всякие посещают. Сегодня вот, ездил в Охот.магазины, магазины спецодежды, и  смотрел во сколько раз поднялись в цене одежда, в т.ч сапоги и куртка  охотника/рыбака/ мобилизованного…

      +4
  • 02 Октября 2022, 19:12 #

    Уважаемый Алексей Васильевич,
    ↓ Читать полностью ↓
    По мнению автора, очень интересен п.7 По моему мнению, немного более интересен п.2 ст. 3 рассматриваемого Вами ФКЗ:
    В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права актами агрессии против Российской Федерации независимо от объявления иностранным государством (группой государств) войны Российской Федерации признаются:

    1) вторжение или нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на территорию Российской Федерации, любая военная оккупация территории Российской Федерации, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, либо любая аннексия территории Российской Федерации или ее части с применением вооруженной силы;

    2) бомбардировка вооруженными силами иностранного государства (группы государств) территории Российской Федерации или применение любого оружия иностранным государством (группой государств) против Российской Федерации;

    3) блокада портов или берегов Российской Федерации вооруженными силами иностранного государства (группы государств);

    4) нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на Вооруженные Силы Российской Федерации или другие войска независимо от места их дислокации;

    5) действия иностранного государства (группы государств), позволяющего (позволяющих) использовать свою территорию другому государству (группе государств) для совершения акта агрессии против Российской Федерации;

    6) засылка иностранным государством (группой государств) или от имени иностранного государства (группы государств) вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против Российской Федерации, равносильные указанным в настоящем пункте актам агрессии.

    Даже без последнего абзаца этого пункта, позволяющего расширенно толковать эти пункты, можно сделать вывод, что правовые основания для введения ВП уже есть.

    Для нас представляет интерес еще ряд подпунктов ст. 7 этого ФКЗ:
    12) запрещение нахождения граждан на улицах и в иных общественных местах в определенное время суток и предоставление федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам военного управления права при необходимости осуществлять проверку документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств, а по основаниям, установленным федеральным законом, — задержание граждан и транспортных средств. При этом срок задержания граждан не может превышать 30 суток;
    14) введение контроля за работой объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, за работой типографий, вычислительных центров и автоматизированных систем, средств массовой информации, использование их работы для нужд обороны; запрещение работы приемопередающих радиостанций индивидуального пользования;
    15) введение военной цензуры за почтовыми отправлениями и сообщениями, передаваемыми с помощью телекоммуникационных систем, а также контроля за телефонными переговорами, создание органов цензуры, непосредственно занимающихся указанными вопросами;

    В интересное время мы живем, коллеги.

    +4
    • 03 Октября 2022, 04:54 #

      Уважаемый Владимир Владимирович, верно. Более того, так как ратификация договоров завтра 04.10.2022 г., но считаются эти территории российскими с 30.09.2022 г., то военное положение может быть теперь введено в любую секунду, нам неизвестную.

      Да и казус белли для войны уже есть.

      +2
    • 03 Октября 2022, 06:08 #

      Уважаемый Владимир Владимирович, хорошее, существенное дополнение, к статье. Вы абсолютно правы., время тревожное. Дух перемен во всех сферах жизни,  масляно осязаем в вдыхаемом воздухе. Благодарю за комментарий.

      +2
  • 09 Октября 2022, 23:30 #

    Уважаемый Алексей Васильевич, благодарю Вас за анализ правовых аспектов военного положения!

    +1

Да 26 26

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Правовые аспекты Военного положения» 4 звезд из 5 на основе 26 оценок.
Адвокат Фищук Александр Алексеевич
Краснодар, Россия
+7 (932) 000-0911
Персональная консультация
Консультирование руководителей и собственников бизнеса. Проверка контрагентов, анализ сделок, инвестиций. Юридическая помощь, защита и консалтинг высокого уровня в любом регионе РФ
https://fishchuk.pravorub.ru/
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/

Похожие публикации

Продвигаемые публикации