Формируя позицию налогоплательщика по одному налоговому спору, я использовал разъяснения Конституционного суда РФ (далее – КС РФ) из его постановления от 28 января 2020 г. № 5-П и определения от 24 мая 2005 г. № 223-О.
К сожалению, к судебным актам данного органа у многих из наших коллег сложилось несколько, как бы помягче и поточнее определить, отрешенное отношение, вызванное, так сказать, малоприменимостью содержания этих, не побоюсь сказать, источников права, по крайне мере в судах 1-й инстанции.
Большинству коллег привычнее ссылаться на Пленумы ВС, ВАС РФ, поскольку их разъяснения и указания обязательны к применению нижестоящими судами, а также на постановления президиумов и даже на судебные акты судебных коллегий.
Между тем, недооценивать судебные акты КС РФ с правоприменительной точки зрения никак нельзя, поскольку даже высшие судебные инстанции РФ не могут применять нормы права в толкованиях, отличных от данных КС РФ. Именно осознание данного постулата придает уверенности в защите, построенной на позициях, изложенных КС РФ в его судебных актах.
Здесь мне вспомнились лекции моего учителя — Николая Семеновича Бондаря, являющегося ныне судьей КС РФ, вкладывавшего данный постулат нам (студентам) в голову в прошлом веке. Именно поэтому мне и пришла мысль о необходимости написания данной статьи. Надеюсь она будет интересна и полезна, как простым читателям Праворуба, так и моим коллегам. Начну с конкретных примеров.
Правовые позиции КС РФ фактически действуют с обратной силой.
Банк предъявил исполнительный лист, а затем отозвал его. Через год банк снова предъявил лист, когда должник уже был в процедуре банкротства. Арбитражный управляющий сослался, что в АПК РФ внесли правки из-за правовой позиции Конституционного суда: теперь из срока исполнительной давности нужно вычитать время первого исполнительного производства.
Две инстанции посчитали, что позиция КС РФ не применяется, так как взыскатель отзывал лист до изменений. Суд округа и Верховный суд указали, что позицию КС РФ нужно применить (см. определение Верховного суда РФ от 22.04.2019 № 309-ЭС18-23448 по делу № А50-16709/2017). В любом случае, если КС РФ даст толкование норме права, то с даты принятия постановления эту норму нельзя толковать и применять в ином смысле, чем в том, что выявил суд (см. п. 3 постановления КС РФ от 08.11.2012 № 25-П).
Многим из коллег известно, что после того как КС РФ указал в постановлении от 16.07.2020 № 37-П, что нормы АПК РФ не запрещают участвовать в качестве представителя компании ее работнику или учредителю, не имеющим юридического образования, если в деле интересы компании также представляет юрист или адвокат, порочная судебная практика прекратилась.
Еще один пример: суд округа отменил обжалованные акты, поскольку суды не учли правовую позицию из постановления КС РФ. Должник обратился в суд с требованием исключить из конкурсной массы 1/2 в праве собственности на квартиру. Две инстанции требование удовлетворили. Финансовый управляющий подал кассационную жалобу и указал, что должник добровольно продал спорное жилое помещение, а потому нет причин исключать его из конкурсной массы.
Суд округа не согласился с нижестоящими судами. Две инстанции не учли правовую позицию Конституционного суда, согласно которой нужно соблюсти баланс интересов сторон, а также обеспечить должнику и его иждивенцам необходимый уровень существования, чтобы не оставить их за пределами социальной жизни (постановление КС РФ от 12.07.2007 № 10-П).
На момент сделки должник рассматривал в качестве единственного жилья не спорную квартиру, а жилой дом. Суды не проверили доводы о наличии у должника другого жилья. Кассация направила дело на новое рассмотрение (постановление Арбитражного суда Московского округа от 12.09.2018 № Ф05-1792/2018 по делу № А41-17669/2016).
Обращаю внимание на то, о чем я сказал в самом начале: что можно ссылаться на правовые позиции, которые изложены не только в постановлениях, но и в определениях КС РФ, они также обязательны для судов. И неважно, участвовали вы в деле, решение по которому вынес КС РФ, или нет.
Вот вам пример, когда Верховный суд РФ отменил обжалованные акты, поскольку суды не учли правовую позицию из определения КС РФ. Компания ввезла транспортные средства и не уплатила таможенную пошлину. Затем транспортные средства похитили и компанию признали потерпевшей по уголовному делу. Однако таможня все равно потребовала уплатить пошлину и начислила пени.
Компания оспорила действия таможни, но суды отказали, поскольку хищение транспортных средств не прекращает обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин. Компания обратилась в КС РФ, который в определении истолковал правовые нормы иначе, чем это сделали арбитражные суды. Суд указал, что закон разрешает освобождать декларанта от уплаты таможенной пошлины из-за невывоза похищенного транспортного средства.
Компания посчитала принятое определение новым обстоятельством и обратилась в суд с заявлением о пересмотре дела (п. 3 ч. 3 ст. 311 АПК). Однако, три инстанции отказали, поскольку КС РФ в определении не сделал вывод о неконституционности оспоренных норм. Верховный же суд РФ не согласился с данным выводом, указав следующее.
Если КС РФ в решении выявил смысл правовой нормы, то это означает, что норма утрачивает силу на будущее время в любом ином смысле, который расходится с указанным толкованием. А если норму ранее неверно истолковали, судебный акт нужно пересмотреть. Коллегия судей направила дело на новое рассмотрение (определение Верховного суда РФ от 21.04.2015 № 307-КГ14-4737).
В приложении я привожу в хронологической последовательности те позиции КС РФ по толкованию норм действующего законодательства, которые все суды в России должны применять именно в том смысле, который раскрыт в его судебных актах. Буду рад, если статья кому-то поможет в его делах. Также буду рад, если кто-то отблагодарит меня за это материально.
Ссылка на мой кошелек Ю money https://yoomoney.ru/to/410012875531912 или на QR-код https://qr-online.ru/...bc4684d2a280cb533ce6af2b5a.svg