Сотрудники налоговых органов – инспекций ФНС России в рамках проводимых мероприятий налогового контроля обладают полномочиями вызывать в качестве свидетеля для допроса любое физическое лицо, которому (по мнению сотрудников) могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие (опять же — по мнению сотрудников налоговой) значение для осуществления этого контроля. Что это такое, как происходит процесс допроса, допускаются ли в его ходе нарушения – разберу в этой публикации.
Можно не ходить?
Без уважительной причины – нельзя. Неявка повлечет штраф в размере 1000 рублей. При этом штраф может быть наложен несколько раз (столько, сколько раз свидетель не явится). Впрочем, наказуема только неявка без уважительных причин (список которых открытый), и в случае если причина будет признана уважительной, ответственность за данное действие наступать не может. Размер штрафа может показаться несерьезным, но тут дело не в сумме, а в том, что информация о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение будет негативным «наследством», тянущимся за налогоплательщиком. Например в том же протоколе допроса уточняется – привлекался ли свидетель ранее к ответственности не только за совершение преступлений, но и по «налоговым» составам.
Зачем вызывают?
Если коротко – допросить, то есть задать вопросы, получить на них ответы, записать все это в протокол (и на диктофон). Фактически цели у такого вызова могут быть разные, и никак не связанные с получением сведений о каких-то обстоятельствах, имеющих значение для «мероприятий налогового контроля» и известными свидетелю. Более того – наверно в 90% случаев (если не больше), те сведения, которые сообщит свидетель, уже известны сотрудникам налоговой и ничего нового в ходе допроса скорее всего они узнать не смогут. Даже так – известно и как обстоят дела в действительности, и что примерно расскажет свидетель (в случае если версии налогового органа и свидетеля сильно расходятся, скорее всего свидетель будет заподозрен в неискренности, если не представит убедительных доказательств своего видения предмета допроса).
Что будет за ложные показания?
Штраф, но уже в размере 3000 рублей. Опять же тут важна не сумма, а сам факт привлечения к ответственности.
А если отказаться давать показания?
Также штраф в размере 3000 рублей. Но есть категории лиц, которые могут отказаться давать показания в ИФНС «безнаказанно», и даже обязаны так поступить. Например адвокаты, аудиторы и иные лица, в случае если сведения, которые интересуют налоговый орган получены ими в связи с исполнением профессиональных обязанностей и относятся к профессиональной тайне этих лиц. Тут сложно не обратить внимание на несправедливость санкций за неявку на допрос и отказ от дачи показаний. Если за первое могут оштрафовать на 1 тысячу рублей (например гражданин не желает давать показания и с этой целью не является в инспекцию), то для более «ответственного», который все-таки дошел до инспекции, где заявил что от дачи показаний отказывается, штраф будет в три раза больше. Да и никаких «уважительных» причин для отказа от дачи показаний (кроме установленных законом и указанных выше), скорее всего найти не удастся.
Могут ли прийти домой или на работу и допросить там?
Действительно, закон говорит о том, что в случае болезни, старости или инвалидности свидетеля, допрос может быть проведен по месту его пребывания. То есть эта норма изначально предусматривала смягчение порядка проведения допроса для лиц, с ограниченными возможностями. Однако есть и продолжение – по усмотрению должностного лица налогового органа, допрос может быть проведен по месту пребывания свидетеля и в других случаях, которые не указаны в законе. Этим иногда и пользуются сотрудники налоговой, приходя например на работу к свидетелю, и пытаясь допросить его внезапно. Однако, в случае если свидетель не может отложить все свои рабочие обязанности на несколько часов (продолжительность допроса свидетеля не ограничена и на практике может составлять от двух часов до целого рабочего дня), то стоит рассмотреть вопрос о заявлении ходатайства об отложении допроса и официальном вызове свидетеля в налоговый орган.
Как проходит допрос?
Кончено, налоговая инспекция это не «пыточная», расположенная где-то в подземелье, лампу в лицо не направляют и «руки не выкручивают» (физически). Допрос скорее всего будет проводить вполне культурный и вежливый инспектор (может им даже будет симпатичная девушка), но есть специфичные методы, которые вызывают противоречивые чувства, по крайне мере у меня. С одной стороны – «восхищение» изобретательностью того, кто их придумал. С другой – возмущение, так как правовыми их назвать сложно. Для примера расскажу об одном – самом безобидном на мой взгляд. Поскольку ответственность за налоговые правонарушения наступает для физических лиц в виде штрафов, которых боятся далеко не все наши сограждане (например лицам, обычно выступающим в роли «номинальных» участников и директоров Обществ – штрафы не страшны по причине отсутствия в большинстве случаев реальной возможности взыскания), видимо специально для таких лиц придумано некое «разъяснение» норм Уголовного кодекса под подпись.
Цель этих действий для меня совершенно понятна и вызывает в большинстве случаев с трудом скрываемую улыбку, но на граждан, малознакомых с нашей правоохранительной системой, вероятно такие «разъяснения» оказать влияние могут, так как выглядят они просто как предупреждение об уголовной ответственности по ст. 159 УК РФ (мошенничество) и ряду статей главы 22 УК РФ (преступления в сфере экономической деятельности). Такой тонкий намек – налоговая конечно не следственный орган и привлечь к уголовной ответственности не может, но ты знай, что «если кто-то кое-где у нас порой честно жить не хочет…», то тюрьма уже маячит недалеко.
Законно ли это?
По мнению налоговой – да. Более того, некоторые «предупреждения об уголовной ответственности» в ходе допроса, могут быть «замаскированы» даже под вопросы свидетелю, например: «а известно ли Вам что Уголовным кодексом России предусмотрена ответственность за …. (далее следует фабула нормы Особенной части УК РФ, наиболее подходящей по мнению инспектора к квалификации действий свидетеля)?». Ожидаемый ответ от допрашиваемого лица – известно либо неизвестно. Хотя на мой взгляд, данные действия являются ни чем иным, как оказанием психологического давления на свидетеля, с целью получить те показания, которые нужны налоговой.