О влиянии конкуренции на экономику можно говорить бесконечно. Ни для кого не секрет, что конкуренция способствует снижению цен и повышению качества товаров и услуг. Таких показателей можно достигнуть лишь при здоровой конкуренции.
Тем не менее не всегда соперничество участников рынка происходит честными методами. В этом случае сталкиваемся с таким понятием, как «недобросовестная конкуренция».
В Федеральном законе от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (п. 9 ст. 4).
Из определения недобросовестной конкуренции можно выделить ее признаки:
— осуществление действий хозяйствующим субъектом-конкурентом;
— действия хозяйствующего субъекта-конкурента направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности;
— действия противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;
— действиями причинены убытки или нанесен вред деловой репутации другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо представлены доказательства реальной возможности причинения убытков или нанесения вреда деловой репутации.
Для квалификации действий хозяйствующего субъекта в качестве акта недобросовестной конкуренции необходимо установить совокупность всех указанных выше признаков, а также специальных признаков, определенных нормами статей 14.1 — 14.7 Закона о защите конкуренции (п. 30 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 г. № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства», Обзор по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016г.).
Законодательством закреплены следующие формы недобросовестной конкуренции (глава 2.1. Закона о защите конкуренции):
- дискредитация
- введение в заблуждение
- некорректное сравнение
- связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг
- связанная с использованием результатов интеллектуальной деятельности
- связанная с созданием смешения
- связанная с незаконным получением, использованием, разглашением информации, составляющей коммерческую или иную охраняемую законом тайну
Перечень не является закрытым.
Рассмотрим подробнее некоторые из них.
Дискредитация.
Дискредитация – это распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту и (или) нанести ущерб его деловой репутации, в том числе в отношении:
- качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже другим хозяйствующим субъектом-конкурентом (далее – товар);
- назначения товара;
- способов и условий изготовления или применения товара;
- результатов, ожидаемых от использования товара;
- пригодности товара для определенных целей;
- количества товара, предлагаемого к продаже;
- наличия товара на рынке;
- возможности приобретения товара на определенных условиях;
- фактического размера спроса на товар;
- условий, на которых предлагается к продаже товар, в частности цены товара.
Как отмечает антимонопольный орган в письме от 24.12.2015 г. № ИА/74666/15 «О применении «четвертого антимонопольного пакета», цель дискредитации: подрыв доверия клиентуры (потребителей или иных контрагентов) к конкуренту или его продукции и привлечение потребителей к собственной продукции путем распространения ненадлежащей информации о конкуренте, его товаре и услугах.
Распространение информации, снижающей уровень доверия к хозяйствующему субъекту-конкуренту, но являющейся достоверной не относится к дискредитации.
Введение в заблуждение.
Введение в заблуждение – это распространение недостоверной позитивной информации в отношении:
- качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже
- назначения товара
- способов и условий изготовления или применения товара
- результатов, ожидаемых от использования товара
- пригодности товара для определенных целей
- количества товара, предлагаемого к продаже
- наличия товара на рынке
- возможности приобретения товара на определенных условиях
- фактического размера спроса на товар
- места производства товара, предлагаемого к продаже
- изготовителя товара
- гарантийных обязательств продавца или изготовителя
- условий, на которых товар предлагается к продаже, в частности цены такого товара.
В отличие от дискредитации, сведения касаются деятельности самого распространителя, его деятельности и (или) его товара.
Для признания действий хозяйствующего субъекта актом недобросовестной конкуренции распространенная им информация должна носить недостоверный характер.
Некорректное сравнение.
Законом о защите конкуренции предусмотрено три вида некорректного сравнения:
- сравнение с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром путем использования слов и обозначений, создающих впечатление о превосходстве товара и (или) хозяйствующего субъекта (слов «лучший», «первый», «номер один» и проч.), без указания конкретных характеристик или параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение, либо в случае, если утверждения, содержащие указанные слова, являются ложными, неточными или искаженными.
- сравнение с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром, в котором отсутствует указание конкретных сравниваемых характеристик или параметров либо результаты сравнения не могут быть объективно проверены;
- сравнение с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром, основанное исключительно на незначительных или несопоставимых фактах и содержащее негативную оценку деятельности хозяйствующего субъекта-конкурента и (или) его товара.
Что грозит за недобросовестную конкуренцию?
За осуществление недобросовестной конкуренции хозяйствующий субъект может понести ответственность: гражданскую, административную, уголовную.
На хозяйствующий субъект, совершивший акт недобросовестной конкуренции, возложена обязанность возместить причиненный вред другому хозяйствующему субъекту-конкуренту.
Например, за продажу контрафактного товара нарушитель понесет ответственность в виде выплаты компенсации в соответствии со ст. 1515 ГК РФ (от 10 тыс. до 5 млн руб.).
Административная ответственность предусмотрена различными статьями КоАП РФ:
- ст. 14.33 КОАП РФ – общая статья при совершении акта недобросовестной конкуренции;
- ст. 14.3 КОАП РФ, если распространение информации с признаками недобросовестной конкуренции используется только в рекламе.
Уголовная ответственность за осуществление недобросовестной конкуренции предусмотрена, например, статьями 178, 180 УК РФ.
Коллеги, если была интересна тема, буду рад осветить более подробно иные формы недобросовестной конкуренции, а также способы борьбы с ней.