Это окололитературное эссе.
Никоим образом не претендующее на объективность сделанного в конце обобщения.

Люблю я славный город Комсомольск-на-Амуре. Особенно люблю любить его «издаля». Но жизнь наша, как известно, далека от идеала, поэтому время от времени приходиться посещать предмет моей давней симпатии.

Особенно меня всегда восхищал тамошний Дворец правосудия, на возведение которого в свое время ушел двухгодичный бюджет, отведенный на ремонт судов РСФСР. Да, и как не прийти в умиление от нависающего над типовыми пятиэтажками куба едко-зеленого цвета, на фасаде которого расположен барельеф в виде Фемиды с открытыми глазами.

Но, как сказывают, ничто не вечно под Луной, и не так давно во Дворце начали капитальный ремонт, в ходе которого надстроили этаж и демонтировали знаменитую скульптурную композицию, хотя зеленый цвет оставили.

Кроме того, как мне удалось выяснить в последний приезд, преемственность художественной традиции обеспечена ныне не извне, а внутри здания.

Итак, в минувшую пятницу я посетил Центральный районный суд г. Комсомольск-на-Амуре, расположенный в означенном дворце после завершения в нем ремонта, и был поражен экспонируемыми там живописными репродукциями. К сожалению, не виртуозное владение кистью, а во всех картинах безошибочно угадывалась рука одного и того же копииста, привлекли в них мое внимание, а их тематический подбор и особая, «авторская» манера изображения персонажей.

Во-первых, все размещенные в фойе суда копии, так или иначе, касались человеческих страдании и нашего бессилия перед лицом государственной химеры. Именно поэтому художественные предпочтения неизвестного «мастера» тяготели к русским передвижникам, с их многочисленными полицаями-держимордами, приставами, рыдающими бесприданницами и обираемыми малолетними сиротами, среди которых гармонично смотрелись «Каторжане» Ван Гога и безутешная вдова по мотивам творчества Рембрандта.

Во-вторых, при эклектичном изображении лиц несчастных «художник» уделял особое внимание передаче страдания, тогда как представители власти, выписывались им с откровенной любовью. В результате, эти физиономии, зараженные апатией на подлинниках, на репродукциях, напротив, оказались светящимися мудростью.

Мой неподдельный интерес к экспозиции привлек внимание одного из местных коллег, который разговорившись, поведал мне поучительную историю.

Оказывается, был в Центральном районном суде г. Комсомольск-на-Амуре при старом режиме бессменный председатель со звучным именем Сталь. Именно он построил Дворец правосудия, настоял на зрячей Фемиде, а на излете своих дней, увлекшись рисованием, подарил миру вызвавшие мое изумление «шедевры».

Добрая память об этом человеке состоит в том, что согласно комсомольской байке, на установленном в сквере возле суда мемориальном камне допущена описка, и надпись «Жертвам сталинских репрессий» следует читать «Жертвам сталЬевских репрессий».

Поучительно. Безусловно. Но меня, в связи с повествованием адвоката заинтересовал не столько «призрак из прошлого», сколько психотип того руководителя, который решил устроить из суда галерею одиозного предшественника, а также актуальность именно такого, «оруэловского» прочтения классики в современных российских реалиях.

Да 35 36

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Климушкин Владислав, Морохин Иван, Гордейчик Алексей, Monstr, Цыганков Владимир, Колмогорова Алена, Алексей Александрович, Дмитрий Николаевич, neznaika, Сергей Владимирович, Стрижак Андрей, Бозов Алексей, Евсеев Дмитрий, Клявин Александр, +еще 6
  • 15 Февраля 2011, 21:50 #

    Читая подобные статьи, можно с уверенностью сказать, что в нашей стране есть действительно стоящие высококвалифицированные специалисты в области права, и, как оказалось, не только!

    +9
  • 15 Февраля 2011, 23:23 #

    Можно только позавидовать гражданам Комсомольска-на-Амуре, что при реализации своих прав на судебную защиту при посещении тамошнего Дворца правосудия их взор будут радовать столь фантасмагоричные картины! Особенно, отмеченными автором, двумя аспектами изображенного.

    +9
  • 15 Февраля 2011, 23:29 #

    Я даже не могла представить, что с таким уникальным подходом, ведётся ремонт в этом здании. Очень интересный и познавательный отзыв. Спасибо.

    +9
  • 16 Февраля 2011, 01:42 #

    Поскольку сам не чужд изобразительному искусству (даже когда-то поступал в художественное училище, но, слава богу, не прошёл по конкурсу) могу только посочувствовать посетителям храма правосудия. Хотелось бы, конечно увидеть 3-7 творений, чтобы составить собственное мнение. Не советую обливать кислотой или кидать камнями, так как это создаст картинам ту же славу, которую сыскала знаменитая Джаконда. Поступите проще, сделайте фотокопии и пошлите их на искусствоведческую экспертизу в Москву, результат экспертизы опубликуйте. Это создаст славу Вам )))

    +13
  • 16 Февраля 2011, 02:50 #

    Присоединяюсь к вышесказанному мнению. Действительно, неплохо бы увидеть эти творения собственными глазами для вящего эстетического наслаждения. Не одним же жителям Комсомольска-на-Амуре ими любоваться!?

    +4
  • 16 Февраля 2011, 06:01 #

    В отношении репродуцирования — я не так часто там бываю. Может быть кот-то из тамошних коллег возьмет на себя труд и выложит.
    Кстати, позвонили мне после этой публикации на ряде блогов из славного г. Комсомольска-на-Амуре и попеняли.
    Мол, искажаете, Алексей Владимирович, факты: здание у нас не кубическое, а Г-образное и глазастая женщина с мечоам с его боквого фасада никуда не делась.
    Так что уточняю. Все путем: «Большой Брат — смотрит на тебя».

    +19
    • 16 Февраля 2011, 10:18 #

      Больше всего любой чиновник заботится об укреплении собственного стула, для чего всеми возможными способами старается показать посетителям, что они находятся на его территории, на которой он решает кого карать, а кого миловать, а для этого все средства хороши, и если уж чиновники прибегают к помощи «большого брата», то это значит, что они спинным мозгом чувствуют «чье мясо съели»…

      +15
  • 16 Февраля 2011, 06:27 #

    Лучше, чем Хрущев сказал о картинах на выставке художников-абстракционистов, сказать уже невозможно. Войти вот в эту судо-галерею, окинуть взглядом картины, и громко оценить творчество авторов: «П.......!»

    +17
  • 16 Февраля 2011, 06:31 #

    Заинтриговали, Алексей Владимирович!)))
    Обсуждать произведения живописи, монументального зодчества и скульптуры не видя оригинала — это очень интересно.
    Но, сказали «А», значит, и «Б» где-то должно быть.
    С нетерпением жду фото-отчет!)))

    +8
  • 16 Февраля 2011, 06:42 #

    Попытка поиска фото привела вот к такому интересному материалу из судебной практики Центрального районного суда г Комсомольска-на-Амуре.

    +10
  • 16 Февраля 2011, 06:54 #

    Все-таки как хорошо, что сайт собрал нас всех вместе, с разных городов и вообще с разных точек Земли. Ну, вот откуда мы бы узнали, что в таком замечательном городе Комсомольск-на-Амуре во Дворце правосудия представлены взору картины подобного содержания. Алексей Владимирович, спасибо Вам огромное за статью, с нетерпением будем ждать фото.

    +8
  • 16 Февраля 2011, 06:59 #

    Ок. Убедили. 24-го возьму с собой камеру.

    +15
  • 16 Февраля 2011, 09:43 #

    Внешний и внутренний облик суда, установленные в нем порядки и традиции, становятся частью судебного процесса. Хотим мы того, или нет, но качество судейства в светлом и просторном зале, с местами для публики и прессы, и в темном подвальном кабинетике с обшарпанными стенами, может оказаться очень разным, даже у одного и того же судьи…

    +18
  • 16 Февраля 2011, 12:57 #

    Литературные изыски, светлые залы, картины, скульптуры… какое это имеет отношение к коррупции?

    +13
  • 16 Февраля 2011, 15:12 #

    Фотографии бы посмотреть. Остальное — литература.

    +11
  • 17 Февраля 2011, 09:50 #

    Искусство принадлежит народу. И мы знаем, какому народу именно.

    +2
  • 17 Февраля 2011, 12:14 #

    Да, да, было бы интересно посмотреть фото «шедевра». Благодарю заранее.

    +1
  • 17 Февраля 2011, 19:57 #

    Надо этого судью-копириста привлечь по ст.146 УК РФ, что бы не повадно было искусство портить своей пошлятиной…

    +8
  • 24 Февраля 2011, 17:33 #

    Не смог оформить результаты выезда на форуме (не грузятся), поэтому отчет по ссылке: alexv-gordey.ya.ru/replies.xml?item_no=42
    P.S. Сорри за качество. Фотал «из под полы». Но, смею уверить, все очень не далеко от «оригинала».

    +6
  • 24 Февраля 2011, 17:48 #

    Фотоотчет — супер!
    Особенно фемида:


    И прогулка:

    +9
  • 25 Февраля 2011, 08:10 #

    Вот тоже «подходящая» для суда картинка:

    +6
  • 25 Февраля 2011, 08:13 #

    Может кому то это и нравится, но на мой взгляд — пошлятина.

    +13
  • 25 Февраля 2011, 08:45 #

    Немного справедливой истории об одном неправосудном приговоре...
    Правосудие Камбиса
    Отец Отана – Сисамн был одним из царских судей. За то, что этот Сисамн, подкупленный деньгами, вынес несправедливый приговор, царь Камбис велел его казнить и содрать кожу. Кожу эту царь приказал выдубить, нарезать из нее ремней и затем обтянуть ими судейское кресло, на котором тот восседал в суде. Обтянув кресло такими ремнями, Камбис назначил судьей вместо Сисамна, которого казнил и велел затем содрать кожу, его сына, повелев ему помнить, на каком кресле восседая, он судит.*/Геродот, История. Книга 5, глава 25/
    По этой истории известным голландским художником Давидом Герардом была написана картина «Суд Камбиса». Картина была предназначена для того зала ратуши города Брюгге, в котором вершился суд, и призвана напоминать судьям об их долге.
    Арест судьи, 1498г.

    Исполнение приговора, 1498г.


    +6
  • 25 Февраля 2011, 09:30 #

    Владимир Михайлович, полагаю, что приведенная и проиллюстрированная вами пикантная история, касающаяся отдельных особенностей древне-персидского правосудия, априорно не могла найти своего отражения в творчестве копииста.
    Не его стиль.
    Хотя лично я эту басню люблю и частенько привожу в своих публичных вступлениях.

    +6
    • 25 Февраля 2011, 09:52 #

      Не претендую, чтобы в судах вывешивали подобное. Просто я хотел отметить, что искусство всегда имеет определенную социальную направленность (воспитательная цель искусства). Соответственно, полагаю, изложенный Вами вариант художественного оформления современного суда неприемлем по тем же мотивам.
      Это моя попытка применения принципа Талиона к подобному «творчеству» в судах.

      +4
  • 27 Февраля 2011, 15:59 #

    Советский суд.  1928 год. Иогансон Б.В.


    +4
  • 27 Февраля 2011, 16:05 #

    Современное развитие жанра...























    +4
  • 27 Февраля 2011, 16:10 #


    Продолжим...  Работы Андрея Будаева.

























    +3
  • 16 Марта 2011, 04:30 #

    Картинки в здание суда города Комсомольска-на-Амуре оказались именно такими как их и описал автор публикации.

    +1
  • 16 Декабря 2014, 19:10 #

    Уважаемый Алексей Владимирович!

    Громадное спасибо за весьма интересную публикацию, и ещё более интересные отклики, вызванные ею.
    Примерно на ту же затронутую Вами тему — о «сталинских репрессиях», я сделал небольшую зарисовку «Как бабы Сталина поминали». Посмотрите, если не лень.

    0

Да 35 36

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Комсомольский мемориал » 5 звезд из 5 на основе 36 оценок.