Средства индивидуализации – это обозначения, служащие для различения юридических лиц, их товаров, работ, услуг и предприятий среди прочих. К ним относятся фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания, географические указания, наименования места происхождения товаров и коммерческие обозначения (Глава 76 ГК РФ). Исключительное право на большинство средств индивидуализации возникает с момента их государственной регистрации, за исключением коммерческого обозначения, право на которое возникает из фактического использования.

1. Товарные знаки и знаки обслуживания

1.1. Определение и регистрация: под товарным знаком понимается обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, на которое признается исключительное право (ч.1 ст. 1477 ГК РФ). Знак обслуживания служит для индивидуализации работ или услуг (ч.2 ст. 1477 ГК РФ). Исключительное право на товарный знак удостоверяется свидетельством, выдаваемым Роспатентом (ст. 1481 ГК РФ).

1.2. Срок действия: Исключительное право на товарный знак действует в течение десяти лет с даты подачи заявки на государственную регистрацию в Роспатент. Этот срок может быть продлен неограниченное число раз по заявлению правообладателя на каждые десять лет (ч. 1, ч.2 ст. 1491 ГК РФ).

1.3. Исключительное право: Правообладателю принадлежит исключительное право использовать товарный знак любым не противоречащим закону способом (ч.1 ст. 1484 ГК РФ). Использование товарного знака включает, в частности, его размещение на товарах, этикетках, упаковках, в рекламе, в сети Интернет (ч.2 ст. 1484 ГК РФ).

1.4. Ограничения регистрации: Не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью, являющихся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя, а также тождественных или сходных до степени смешения с уже охраняемыми фирменными наименованиями, коммерческими обозначениями, ГУ или НМПТ (ст. 1483 ГК РФ, ч. 8 ст. 1483 ГК РФ).

2. Географические указания и наименования места происхождения товаров

2.1. Географическое указание (ГУ): Обозначение, идентифицирующее товар, происходящий с территории географического объекта, определенное качество, репутация или другие характеристики которого в значительной степени связаны с его географическим происхождением. При этом на данной территории должна осуществляться хотя бы одна из стадий производства товара, оказывающая существенное влияние на формирование характеристик товара (ч.1 ст. 1516 ГК РФ).

2.2. Наименование места происхождения товара (НМПТ): Обозначение, представляющее собой наименование географического объекта, ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. На территории данного географического объекта должны осуществляться все стадии производства товара, оказывающие существенное влияние на формирование особых свойств товара (ч.1 ст. 1516 ГК РФ).

2.3. Регистрация: Право на использование ГУ или НМПТ признается и охраняется в силу государственной регистрации в Роспатенте.

2.4. Срок действия: Само ГУ или НМПТ охраняется в течение всего времени существования возможности производить товар с особыми свойствами/характеристиками, обусловленными географическим происхождением (ч.1 ст. 1521 ГК РФ). Исключительное право на ГУ или НМПТ действует в течение десяти лет с даты подачи заявки на регистрацию и может быть продлено неограниченное число раз (ч.1 ст. 1531 ГК РФ). Условием продления является наличие заключения уполномоченного органа о том, что товар по-прежнему обладает указанными свойствами (ч.2 ст. 1531 ГК РФ).

2.5. Исключительное право и распоряжение им: Правообладатель имеет исключительное право использования ГУ или НМПТ (ст. 1519 ГК РФ). Однако распоряжение этим правом, включая отчуждение или предоставление другому лицу по договору, не допускается (ч. 4 ст. 1519 ГК РФ). Несколько лиц могут быть правообладателями одного ГУ или НМПТ (ч.2 ст. 1518 ГК РФ).

3. Фирменные наименования

3.1. Определение: Юридическое лицо имеет фирменное наименование, под которым оно выступает в гражданском обороте. Фирменное наименование коммерческой организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица (ч.2 ст. 1473 ГК РФ).

3.2. Момент возникновения права: Право на фирменное наименование возникает с момента государственной регистрации юридического лица и его включения в ЕГРЮЛ.

3.3. Срок действия: Исключительное право на фирменное наименование действует в течение всего периода существования юридического лица.

3.4. Исключительное право и распоряжение им: юридическое лицо имеет исключительное право использования своего фирменного наименования любым не запрещенным законом способом (ч.1 ст. 1474 ГК РФ). Распоряжение этим правом, в том числе путем отчуждения или предоставления права использования другому лицу, не допускается (ч.2 ст. 1474 ГК РФ).

3.5. Ограничения: не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в ЕГРЮЛ ранее (ч.3 ст. 1474 ГК РФ).

Защита исключительных прав на товарные знаки, географические указания, наименования места происхождения товаров и фирменные наименования является очень непростой задачей и требует глубокого понимания положений части четвертой ГК РФ и актуальной судебной практики.

Ключевым элементом эффективной защиты является государственная регистрация большинства этих средств индивидуализации и постоянный контроль за их использованием.

Соблюдение установленных законом сроков, а также своевременное обращение за правовой защитой в случае нарушения, позволяют эффективно отстаивать интересы правообладателей, но я не рекомендую никому из правообладателей, не являющихся юристами, даже пытаться самостоятельно отстаивать свои права в суде, поскольку такие процессы очень сложны и результат «самолечения» может оказаться совсем не таким, как вы его себе представляли до обращения в суд.

Документы

Вы можете получить доступ к документам оформив подписку на PRO-аккаунт или приобрести индивидуальный доступ к нужному документу. Документы, к которым можно приобрести индивидуальный доступ помечены знаком ""

1.Сводная таблица срок​ов защиты интеллекту​альных прав60.2 KB

Автор публикации

Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.

Да 36 36

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Морохин Иван, Шелестюков Роман, Мамонтов Алексей, Петров Игорь, Мануков Михаил, Филиппов Сергей, Безуглов Александр, Ларин Олег
  • 13 Июля, 09:02 #

    Уважаемый Иван Николаевич, информация полезная. Действительно, без юриста в таких делах делать нечего.

    А вот такой вопрос: в положении о филиале, положении о представительстве, положении об ином обособленном подразделении надо ли отражать отдельным пунктом право на использование фирменного наименования?

    +10
    • 13 Июля, 09:18 #

      Уважаемый Олег Юрьевич, филиалы и представительства не являются самостоятельными юридическими лицами и полностью зависят от своей «головной организации», то есть могут использовать её средства индивидуализации без каких-либо дополнительных документов.

      +14
  • 13 Июля, 09:18 #

    Уважаемый Иван Николаевич, полезная статья!
    Сейчас как раз нахожусь в раздумьях — нужно ли регистрировать эмблему нашей Коллегии адвокатов «Альянс»
    Фирменное наименование коммерческой организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица
    немного не понимаю — на НКО это требование не распространяется или просто другой нормой регулируется?

    +12
    • 13 Июля, 09:24 #

      Уважаемый Сергей Валерьевич, на НКО это требование действительно не распространяется, но есть мнение, что к ним можно применить аналогию закона. 
      Что касается эмблемы / логотипа (изображения), то здесь возможны разные варианты — от закрепления авторских прав на изображение, до регистрации в качестве товарного знака (знака обслуживания), и даже фиксация своих прав на изображение обоими способами одновременно.

      +15
  • 13 Июля, 18:50 #

    Уважаемый Иван Николаевич, не всякий патентный поверенный досконально разбирается в этих вопросах, в связи с чем Вам двойной респект и, как говорят в народе, УВАЖУХА!
    Спасибо за публикацию(handshake)
    Со своей стороны добавил бы еще недопустимость смешения до степени смешения с ещё одним объектом (с которым мне приходится также плотно работать) — промышленным образцом (ПО), а частности, п.п.9 и 10 ст. 1483 ГК РФ.
    Так, в силу п.10 ст. 1483 ГК РФ не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков в отношении однородных товаров обозначения, элементами которых являются охраняемые в соответствии с настоящим Кодексом средства индивидуализации других лиц, сходные с ними до степени смешения обозначения, а также объекты, указанные в пункте 9 настоящей статьи (в т.ч. и ПО).
    Публикацию о недопущении такой регистрации посетители портала Праворуб могли прочесть здесь и здесь

    +13
    • 14 Июля, 04:34 #

      Уважаемый Роман Николаевич, промышленные образцы, как и полезные модели, не говоря уже об изобретениях и прочих достижениях науки — отдельная большая тема, о которой наверное тоже нужно будет написать, когда будет время ;) 
      Нельзя объять необъятное! ©, и в своей статье я старался даль коллегам максимально компактный справочник только по срокам защиты права, поскольку если углубляться в суть охраняемых правоотношений, получится не статья, а многотомный фолиант :)

      +12
      • 14 Июля, 15:48 #

        Уважаемый Иван Николаевич, я так и понял8)
        Между тем, эти пункты ст. 1483 ГК РФ просто являются продолжением высказанной Вами в данной статье темы (одного из принципов авторского и патентного права) о том, что нельзя давать правовую защиту использованию старших результатов интеллектуальной деятельности (РИД) в своих РИД,  даже если они находятся в различных или смежных сферах защиты интеллектуальных прав.
        На чем я и заострил внимание;)
        Хотя в каждом правиле, как всегда, есть и исключения,  но это вообще отдельная тема(call)

        +6
  • 14 Июля, 11:06 #

    Уважаемый Иван Николаевич, здравствуйте! Прочитав данную публикацию, хочу отметить её исключительную практическую ценность для специалистов в области права интеллектуальной собственности. В публикации глубоко и профессионально раскрывается сложная тема средств индивидуализации, представляя исчерпывающую информацию о товарных знаках, географических указаниях и фирменных наименованиях с детальным анализом соответствующих норм ГК РФ.
    Особенно ценным является структурированное изложение материала, включающее чёткие определения, сроки действия прав и ограничения регистрации. Представленная информация позволяет получить комплексное представление о механизмах правовой охраны различных средств индивидуализации, что крайне важно для эффективной защиты прав правообладателей.
    Особого внимания заслуживает акцент на сложности судебной защиты интеллектуальных прав и необходимость профессиональной юридической помощи. Это важное предупреждение для правообладателей, которые могут быть не готовы к сложностям судебного процесса. Благодарю Вас за исключительно полезный материал! (handshake)

    +8
    • 14 Июля, 11:26 #

      Уважаемый Александр Александрович, благодарю за интерес и внимание к публикации на столь специфическую тему и высокую оценку моей работы (handshake) 
      Я уже готовлю третью статью о сроках защиты интеллектуальных прав, в которой постараюсь дать компактную памятку по срокам защиты патентных прав ;)

      +6
  • 14 Июля, 12:54 #

    Уважаемый Иван Николаевич, очень полезная информация! Такие публикации выгодно отличают наш сайт от множества других, претендующих на категорию профессиональных.

    +8
  • 14 Июля, 20:38 #

    Уважаемый Иван Николаевич, сложная тема для любого юриста, спасибо за публикацию и особенно таблицу, коротко, четко, практично!
    Благодаря Вашим публикация, начал ориентироваться в темах относительно интеллектуальных прав(muscle)

    +5

Да 36 36

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Памятка правообладателям: сроки защиты исключительных прав на товарные знаки и другие средства индивидуализации» 5 звезд из 5 на основе 36 оценок.
Адвокат Фищук Александр Алексеевич
Москва, Россия
+7 (932) 000-0911
Персональная консультация
Адвокат. Архитектор системных решений. Юридическая инженерия. Защита активов (РФ/Int). Банкротство. Субсидиарка. Налоги. Антикризис. Основатель Аналитического центра. Стратегия без иллюзий.
https://fishchuk.pravorub.ru/
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/
Адвокат Гурьев Вадим Иванович
Москва, Россия
+7 (925) 333-5733
Персональная консультация
Моя специализация бизнес и финансы.
Защита по сложным уголовным экономическим делам.
Борьба с фальсификациями и незаконными методами расследования. Опыт, надёжность, добросовестность!
https://advokat-guriev.pravorub.ru/

Похожие публикации

Продвигаемые публикации