Почему схема с места ДТП – это слабое звено

Давайте начистоту. Схема места ДТП, составленная на месте происшествия, – будь то сотрудниками ГИБДД или самими участниками – зачастую напоминает не точный чертеж, а скорее схематичный набросок. Она может искажать, а то и вовсе не отображать ключевые параметры: точное взаимное расположение транспортных средств, их привязку к стационарным объектам (фонарным столбам, бордюрам, зданиям), длину и направление следов торможения, заноса или волочения.

Почему так происходит? Причины банальны: ливень, снег, темнота, которые мешают провести точные замеры; спешка; человеческий фактор и, увы, порой простая безграмотность в части того, что и как нужно фиксировать.

Пока стороны согласны с произошедшим и разъезжаются с миром, эта схема никого не беспокоит. Но что происходит, когда через неделю, месяц одна из сторон получает повестку и понимает, что выводы в постановлении для нее невыгодны? Возникает спор. И основой для установления истины становится та самая «упрощенная» и зачастую недостоверная схема.

Экспертный тупик: кто виноват и что делать?

Здесь мы подходим к критической точке. Что делать, если по схеме невозможно установить, где именно находилась машина в момент столкновения или остановки? Или если один из участников заявляет: «Я стоял не здесь, а на метр левее, эти замеры неверны!»?

Такие ситуации – не редкость. И они процветают из-за системного недостатка в сложившейся практике экспертиз. Классическая реакция многих экспертов предсказуема: они анализируют предоставленную схему, констатируют: «Имеющихся размерных данных недостаточно для ответа на поставленные вопросы» и выносят обращение о необходимости «восполнить недостающие параметры», переадресуя задачу обратно следствию или суду.

Проще говоря, эксперт снимает с себя ответственность за установление истины. А судебный процесс вместо технического анализа скатывается в область голословных показаний участников, которые по определению не могут быть объективными. Каждый тянет воз в свою сторону. Итог предсказуем: «лебедь, рак и щука» – полный тупик, который, собственно, и нужен одной из сторон, чтобы уйти от ответственности.

Спасательный круг: что такое фотограмметрия и как она ломает тупик

Так в чем же упущение экспертов и та самая «лазейка» для сторон? Ответ – в игнорировании метода фотограмметрического анализа фото- и видеоматериалов с места ДТП. Возможно, дело в непонимании, как его применять, а возможно – в нежелании осваивать новые, более сложные инструменты.

Фотограмметрия – это наука и технология, позволяющая по обычным фотографиям и видео определить формы, размеры и пространственное положение объектов.

Представьте, что у вас есть несколько фотографий разбитых машин, сделанных с разных ракурсов на месте аварии. Ваш мозг невольно оценивает расстояние до них, их взаимное расположение.

Фотограмметрия делает то же самое, но с математической точностью. Она превращает плоские снимки в точную трехмерную модель места происшествия.

Как это работает?

Исходные данные. Эксперту нужны фотографии и/или видео с места ДТП, желательно сделанные с разных точек. Чем их больше и чем они качественнее – тем лучше.

Опорные точки и масштаб. На снимках идентифицируются объекты с известными размерами или геометрией. Это может быть сам автомобиль (его габаритные размеры – стандартная величина), дорожная разметка (длина штриха или ширина линии), тротуарная плитка, элементы дорожных знаков и т.д. Эти объекты служат «линейкой» для всей модели.

Построение 3D-модели. Специализированное программное обеспечение анализирует перспективные искажения на каждом снимке, сопоставляет одни и те же точки на разных фотографиях, при помощи чего воссоздается виртуальную сцена ДТП в трехмерном пространстве.

Получение точных замеров. В этой восстановленной 3D-модели эксперт может с точностью до сантиметра измерить:
— взаимное расположение ТС как относительно друг друга, так и элементов проезжей части.
— привязку к стационарным объектам: как далеко машина стоит от обочины, столба, пешеходного перехода, здания.
— характеристики следов: длину и кривизну тормозного пути, угол относительно дороги.
— расположение фрагментов разрушений, разлива технических жидкостей.

Почему это меняет правила игры?

Метод фотограмметрии позволяет отказаться от субъективной и неполной схемы как от основного документа. Он дает суду и сторонам не мнения и предположения, а объективные, технически обоснованные данные, «извлеченные» из тех самых фото и видео, которые раньше считались лишь иллюстративным материалом.

Этот метод ломает стратегию ухода в тупик. Неважно, что не зафиксировал инспектор, – важны кадры, которые есть у вас, у свидетелей, с камер наружного наблюдения или видеорегистраторов. Из них можно извлечь исчерпывающую информацию для установления истинных обстоятельств ДТП.

Таким образом, фотограмметрия – это не просто «еще один метод», это принципиально иной подход, переводящий экспертизу из области констатации недостатков в область активного, точного и достоверного восстановления картины происшествия. Игнорировать его сегодня – значит сознательно отказываться от возможности докопаться до истины.

Для наглядного восприятия метода фотограмметрии, рекомендую посмотреть видео на моем канале https://t.me/pro_dvizhenie_CCI демонстрирующее суть и последовательность анализа.

Да 20 20

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Морохин Иван, Немцев Дмитрий, frilalex, Вилисова Елена
  • 08 Октября, 06:23 #

    Уважаемый Илья Александрович, безусловно, установление объективной картины ДТП несравнимо полезнее набросков, сделанных «на глазок» и помощь эксперта в составлении такой схемы ДТП трудно переоценить :)

    +6
  • 08 Октября, 07:43 #

    Уважаемый Илья Александрович, согласна с Вами, что зачастую схема ДТП не включает в себя какой-либо важной информации для разрешения дела, иногда даже разобраться в этой схеме, является затруднительно. Спасибо Вам за публикацию! :)напоминает не точный чертеж, а скорее схематичный набросок

    +6
    • 08 Октября, 09:40 #

      Уважаемая Елена Анатольевна, я стараюсь циклом своих статей отражать последовательность анализа, который упростит вам и вашим коллегам не только разобраться в первичных документах, но и находить в них противоречия. На текущий момент я не являюсь профессиональным видеомонтажером, но стараюсь некоторые этапы анализа отражать в видеороликах для наглядного восприятия. иногда даже разобраться в этой схеме, является затруднительно

      +6
  • 09 Октября, 10:35 #

    Уважаемый Илья Александрович, спасибо за статью, весьма полезно и познавательно. Теперь понятно как важно все заснять с различных ракурсов или снять видео и тем самым можно опровергнуть выводы гаишников с их схемами ДТП.

    +3

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Недооцененный метод фотограмметрии» 3 звезд из 5 на основе 20 оценок.
Адвокат Фищук Александр Алексеевич
Москва, Россия
+7 (932) 000-0911
Персональная консультация
Адвокат. Архитектор системных решений. Юридическая инженерия. Защита активов (РФ/Int). Банкротство. Субсидиарка. Налоги. Антикризис. Основатель Аналитического центра. Стратегия без иллюзий.
https://fishchuk.pravorub.ru/
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/
Адвокат Гурьев Вадим Иванович
Москва, Россия
+7 (925) 333-5733
Персональная консультация
Моя специализация бизнес и финансы.
Защита по сложным уголовным экономическим делам.
Борьба с фальсификациями и незаконными методами расследования. Опыт, надёжность, добросовестность!
https://advokat-guriev.pravorub.ru/

Похожие публикации

Продвигаемые публикации