Почему схема с места ДТП – это слабое звено
Давайте начистоту. Схема места ДТП, составленная на месте происшествия, – будь то сотрудниками ГИБДД или самими участниками – зачастую напоминает не точный чертеж, а скорее схематичный набросок. Она может искажать, а то и вовсе не отображать ключевые параметры: точное взаимное расположение транспортных средств, их привязку к стационарным объектам (фонарным столбам, бордюрам, зданиям), длину и направление следов торможения, заноса или волочения.
Почему так происходит? Причины банальны: ливень, снег, темнота, которые мешают провести точные замеры; спешка; человеческий фактор и, увы, порой простая безграмотность в части того, что и как нужно фиксировать.
Пока стороны согласны с произошедшим и разъезжаются с миром, эта схема никого не беспокоит. Но что происходит, когда через неделю, месяц одна из сторон получает повестку и понимает, что выводы в постановлении для нее невыгодны? Возникает спор. И основой для установления истины становится та самая «упрощенная» и зачастую недостоверная схема.
Экспертный тупик: кто виноват и что делать?
Здесь мы подходим к критической точке. Что делать, если по схеме невозможно установить, где именно находилась машина в момент столкновения или остановки? Или если один из участников заявляет: «Я стоял не здесь, а на метр левее, эти замеры неверны!»?
Такие ситуации – не редкость. И они процветают из-за системного недостатка в сложившейся практике экспертиз. Классическая реакция многих экспертов предсказуема: они анализируют предоставленную схему, констатируют: «Имеющихся размерных данных недостаточно для ответа на поставленные вопросы» и выносят обращение о необходимости «восполнить недостающие параметры», переадресуя задачу обратно следствию или суду.
Проще говоря, эксперт снимает с себя ответственность за установление истины. А судебный процесс вместо технического анализа скатывается в область голословных показаний участников, которые по определению не могут быть объективными. Каждый тянет воз в свою сторону. Итог предсказуем: «лебедь, рак и щука» – полный тупик, который, собственно, и нужен одной из сторон, чтобы уйти от ответственности.
Спасательный круг: что такое фотограмметрия и как она ломает тупик
Так в чем же упущение экспертов и та самая «лазейка» для сторон? Ответ – в игнорировании метода фотограмметрического анализа фото- и видеоматериалов с места ДТП. Возможно, дело в непонимании, как его применять, а возможно – в нежелании осваивать новые, более сложные инструменты.
Фотограмметрия – это наука и технология, позволяющая по обычным фотографиям и видео определить формы, размеры и пространственное положение объектов.
Представьте, что у вас есть несколько фотографий разбитых машин, сделанных с разных ракурсов на месте аварии. Ваш мозг невольно оценивает расстояние до них, их взаимное расположение.
Фотограмметрия делает то же самое, но с математической точностью. Она превращает плоские снимки в точную трехмерную модель места происшествия.
Как это работает?
Исходные данные. Эксперту нужны фотографии и/или видео с места ДТП, желательно сделанные с разных точек. Чем их больше и чем они качественнее – тем лучше.
Опорные точки и масштаб. На снимках идентифицируются объекты с известными размерами или геометрией. Это может быть сам автомобиль (его габаритные размеры – стандартная величина), дорожная разметка (длина штриха или ширина линии), тротуарная плитка, элементы дорожных знаков и т.д. Эти объекты служат «линейкой» для всей модели.
Построение 3D-модели. Специализированное программное обеспечение анализирует перспективные искажения на каждом снимке, сопоставляет одни и те же точки на разных фотографиях, при помощи чего воссоздается виртуальную сцена ДТП в трехмерном пространстве.
Получение точных замеров. В этой восстановленной 3D-модели эксперт может с точностью до сантиметра измерить:
— взаимное расположение ТС как относительно друг друга, так и элементов проезжей части.
— привязку к стационарным объектам: как далеко машина стоит от обочины, столба, пешеходного перехода, здания.
— характеристики следов: длину и кривизну тормозного пути, угол относительно дороги.
— расположение фрагментов разрушений, разлива технических жидкостей.
Почему это меняет правила игры?
Метод фотограмметрии позволяет отказаться от субъективной и неполной схемы как от основного документа. Он дает суду и сторонам не мнения и предположения, а объективные, технически обоснованные данные, «извлеченные» из тех самых фото и видео, которые раньше считались лишь иллюстративным материалом.
Этот метод ломает стратегию ухода в тупик. Неважно, что не зафиксировал инспектор, – важны кадры, которые есть у вас, у свидетелей, с камер наружного наблюдения или видеорегистраторов. Из них можно извлечь исчерпывающую информацию для установления истинных обстоятельств ДТП.
Таким образом, фотограмметрия – это не просто «еще один метод», это принципиально иной подход, переводящий экспертизу из области констатации недостатков в область активного, точного и достоверного восстановления картины происшествия. Игнорировать его сегодня – значит сознательно отказываться от возможности докопаться до истины.
Для наглядного восприятия метода фотограмметрии, рекомендую посмотреть видео на моем канале https://t.me/pro_dvizhenie_CCI демонстрирующее суть и последовательность анализа.


Уважаемый Илья Александрович, безусловно, установление объективной картины ДТП несравнимо полезнее набросков, сделанных «на глазок» и помощь эксперта в составлении такой схемы ДТП трудно переоценить :)
Уважаемый Илья Александрович, согласна с Вами, что зачастую схема ДТП не включает в себя какой-либо важной информации для разрешения дела, иногда даже разобраться в этой схеме, является затруднительно. Спасибо Вам за публикацию! :)напоминает не точный чертеж, а скорее схематичный набросок
Уважаемая Елена Анатольевна, я стараюсь циклом своих статей отражать последовательность анализа, который упростит вам и вашим коллегам не только разобраться в первичных документах, но и находить в них противоречия. На текущий момент я не являюсь профессиональным видеомонтажером, но стараюсь некоторые этапы анализа отражать в видеороликах для наглядного восприятия. иногда даже разобраться в этой схеме, является затруднительно
Уважаемый Илья Александрович, спасибо за статью, весьма полезно и познавательно. Теперь понятно как важно все заснять с различных ракурсов или снять видео и тем самым можно опровергнуть выводы гаишников с их схемами ДТП.