Поэтому сегодня мы познакомимся с экспертом Паклиным Г.В., радующим следствие северного города Сургута своим неординарным мышлением. Адвокатам и юристам по ДТП изучить этот материал очень полезно, так как приемы, которые применил эксперт Паклин, чтобы получить желаемый результат, не заметны на фоне 134-страничного заключения.
Фабула дела
В Сургуте, в гололед, по дороге попутно двигались две машины – по правой полосе несколько впереди двигался Опель Астра с одним водителем на борту, по левой полосе позади него – пикап Мицубиси L200, с водителем и пассажирами. Внезапно, возможно попав на стык плит, Опель стало заносить против часовой стрелки. Произошло первое столкновение между передним правым углом Мицубиси и левой передней частью Опеля. На левом крыле Опеля, сразу за фарой, осталась небольшая вмятина глубиной 2 см.
От удара Опель начала вращаться по часовой стрелке, и произошел вторичный удар автомобилей – удар между задним правым углом Мицубиси и левым задним крылом Опеля. Там вмятина получилась существенно больше как по площади, так и по глубине, более 9.5 см.
После этого Мицубиси выезжает на полосу встречного движения и своей передней левой частью сталкивается с задней левой частью встречной Тойоты, вырвав ей колесо. Ниже, на кадрах видеорегистратора Мицубиси показаны моменты перед столкновением с Тойотой и после столкновения.
Для чего показаны? Проиллюстрировать тот факт, что в результате столкновения с Тойотой курсовое направление Мицубиси не изменилось. Как оно не изменилось и ранее, в результате второго столкновения с Опелем. Тогда возникает вопрос, а почему изменилось курсовое направление Мицубиси в результате первого столкновения с Опелем, самого слабого из трех первых столкновений?
Далее Мицубиси столкнулся уже в четвертый раз со встречным легковым автомобилем. Запись видеорегистратора Мицубиси показана ниже.
https://youtu.be/ZBb_D5M9ReE
А это запись видеорегистратора со встречного автомобиля:
https://youtu.be/dQjEQeycMGI
Заключение эксперта Паклина
Госэксперт ничего существенного не определил, и следователь назначил дополнительную экспертизу местному сургутскому эксперту Г.В. Паклину, по-видимому, несравненному экспертных дел мастеру.
Важнейшие вопросы, которые предстояло разрешить эксперту – это скорости автомобилей (вопросы №1 и №2), причина выезда Мицубиси на встречную полосу (вопрос №9) и наличие у водителя Мицубиси технической возможности предотвратить столкновение с момента начала заноса автомобиля Опель (вопрос № 7). Постановление следователя приложено в конце заключения эксперта Паклина.
Традиционным методом эксперт Паклин установил, что Опель двигался со скоростью 44.5 км/ч, а Мицубиси – 46 км/ч. Эти цифры нам далее пригодятся. А вот в остальном эксперт Паклин проявил недюжинную фантазию и максимум старания, чтобы оправдать оказанное доверие и …
Из заключения эксперта, стр. 64 и стр. 84:
«5. Пересечение коридоров движения Автомобиль (1) — ОПЕЛЬ АSТRА и Автомобиль (2) — МИЦУБИШИ L 200 2,5. Создание опасности для движения автомобилю (2) — МИЦУБИШИ L 200 2,5»
То есть эксперт считает, что момент возникновения опасности для движения автомобиля Мицубиси – это не начало заноса автомобиля Опель, а его въезд в коридор движения Мицубиси. Это противоречит как постановке вопроса следователем (с момента начала заноса автомобиля Опель), так и методическим указаниям, на которые ссылается Паклин:
Судебная автотехническая экспертиза, ч.2. М.: ВННИСЭ, 1980. § 7. Техническая возможность предотвращения столкновения. Подход к решению вопроса.
Вопрос о наличии у водителя технической возможности предотвратить столкновение является важным для оценки его действий перед происшествием и установление причинной связи с наступившими последствиями. Общий подход к его решению состоит в том, чтобы установить, успевал ли водитель выполнить необходимые действия, исключавшие столкновение, когда возникла объективная возможность обнаружить опасность столкновения.
Водитель, который пользуется преимущественным правом на движение, должен принять меры к предотвращению ДТП с момента, когда он имеет возможность обнаружить, что другое ТС к моменту сближения с ним окажется на полосе движения управляемого им транспортного средства.
При попутных столкновениях такой момент возникает, когда водитель имеет возможность обнаружить, что другое транспортное средство начинает отклоняться в опасном направлении и к моменту сближения с ним окажется на полосе движения управляемого им ТС.
Позже, при допросе в суде Паклин, без смущения, признался, что он сам выдумал эту методику, то есть то, что момент возникновения опасности – это въезд Опеля в коридор движения Мицубиси. А мысли об этом ему были навеяны прочтением «глоссария», названия которого он не вспомнил (по-видимому, имелся в виду словарь терминов автотехнической экспертизы).
Дальше – больше. Анализируя наличие технической возможности у водителя автомобиля Мицубиси предотвратить столкновение, эксперт Паклин, на стр.113, сравнивает остановочное время автомобиля Мицубиси 7.34 с и более со временем, прошедшим с установленного им момента возникновения опасности до столкновения не более 1 сек.
Вот как? А как же минюстовская методика, по которой водителю Мицубиси вовсе не надо было останавливаться до места столкновения, а достаточно было снизить скорость до скорости Опеля? А никак. Это – тоже новейшая разработка сургутского эксперта Паклина! Читайте и завидуйте, россияне!
В суде, на допросе Паклина, я задал ему один единственный вопрос о том, какое время требуется Мицубиси для снижения скорости с 46 км/ч до 44.5 км/ч (вот они, эти цифры, где понадобились!) и помог ему сосчитать. Ответ Геннадия Владимировича был, что около 0.2 сек.
Унтер-офицерская вдова тоже, помнится, сама себя выпорола …
О причине отворота автомобиля Мицубиси эксперт Паклин на стр. 67 и стр.97 пишет:
«7. Отброс Автомобиля (1) ОПЕЛЬ ASTRA вправо по часовой стрелке, Авгомобиля (2) — МИЦУБИШИ L 200 2,5 и против часовой стрелки после бокового столкновения указанных автомобилей».
Эксперт Паклин, без исследования, употребляет термин «отброс», означающий движение в результате силового воздействия.
Однако моделирование аналогичного столкновения в рекомендованной МЮ РФ программе PC-Crash показывает, что отброса автомобиля Мицубиси не происходит, и, более того, в результате переднего правого эксцентричного удара этот автомобиль незначительно разворачивается по часовой стрелке.
Ну а далее фантазия эксперта Паклина разыгралась вообще без меры. Смотрим стр. 110:
«В рамках настоящего исследования установлено, что не менее 60% кинетической энергии скорости движения трансформировалось в потенциальную энергию деформации кузовных и иных деталей. Данный факт подтверждается характерными признаками деформации кузовных и иных деталей, расположенных в передних и боковых частях исследуемых автомобилей.
Оставшаяся часть кинетической энергии скорости движения трансформировалось во взаимный отброс указанных транспортных средств по линии отброса, зависящей от масс автомобилей, скорости столкновения и расположения центра масс».
Ааааааааааааа!!! Экспертом затраты энергии на деформацию не устанавливались! Откуда цифра 60%?! Это его понесло, как молодого впервые оседланного (следователем?) жеребца?
Стоп! Я знаю, где он, любознательный наш Паклин, это нашел. Это в этой статье на стр.5, со ссылкой на книгу 1977 года Я. Павловского «Автомобильные кузова», перевод с польского. Причем, заметьте, как там категорично написано, в этой статье:
«В зависимости от вида ДТП, характера взаимодействия соударяющихся ТС и направления ударного импульса, эта энергия составляет [5] …», а далее идет несколько странная таблица. Почему она странная? А что, не может быть ДТП, когда например, 69% кинетической энергии будет затрачено на деформацию? И откуда поляк Павловский выкопал эти цифры? Обратимся к первоисточнику.
Книга, в оригинале «Nadwozia samochodowe», была издана в Варшаве в 1974 году. Ясно, что по понятиям эксперта Паклина, именно тогда, в докомпьютерную эпоху, путем карандашных расчетов на бумаге, была установлена Истина, выраженная в таблице.
Но, все же, обратимся к первоисточнику. Вот стр. 186 из книги Павловского:
Во-первых, в отличие от научных копипастеров из журнала «Естествознание», у Павловского есть слово «примерно», которое современными российскими «исследователями» Денегой и Яксановым скромно опущено.
Во-вторых, примерно 60% кинетической энергии расходуется на деформацию при ударе в три четверти передней части автомобиля. Ау, Паклин, где в этом столкновении Мицубиси и Опеля три четверти перекрытия?! Приснилось, что ли?
В третьих, поляк Павловский в 1974 году ссылается на данные (см. сноску) некоего Главного бюро исследований и проектов средств технической моторизации (перевод с польского – Гугл) от 1971 года. То есть если это бюро что-то и исследовало, то это – в лучшем случае, автомобили 60-х годов XX века и ранее, с брезентовой крышей, на которых может ездил Штирлиц. Не верите мне – верьте Павловскому:
Про развитую научную мысль наших исследователей ДТП было написано совсем недавно. Но, однако, эксперт Паклин демонстрирует нам некую тенденцию. Если завтра он откопает средневековый трактат или древнейшие клинописные таблицы египтян, где написано, что Земля плоская и покоится на трех китах, то в следующей экспертизе он это, несомненно, использует.
Берегитесь, адвокаты!
Допрос эксперта Паклина
Это, господа адвокаты, надо прочитать – расшифровка аудиозаписи приложена в документах. Это – нечто! Паклин, не мудрствуя лукаво, в присутствии трех профессиональных юристов – адвоката, судьи и прокурора (ну, или двух, если не считать прокурора, а еще лучше – полутора, так как в этом процессе и судью можно сосчитать за полюриста) «кидает» не только МЮ РФ, но и ВС РФ вместе с РАН.
Эксперт Паклин заявил, что специалист не имеет права выполнять рецензии на заключение эксперта. А Постановление ПВС №28 п.19 «Для оказания помощи в оценке заключения эксперта и допросе эксперта по ходатайству стороны или по инициативе суда может привлекаться специалист. Разъяснения специалист дает в форме устных показаний или письменного заключения»?
Эксперт Паклин заявил, что у специалиста должен быть документ, подтверждающий полномочия на право выполнять рецензии. Но судья Шерстнев уже признал меня специалистом (пожалел потом, наверное), и Постановление ПВС №28 п.22 гласит, что «В силу положений части 4 статьи 271 УПК РФ суд не вправе отказать в удовлетворении ходатайства о допросе в судебном заседании лица в качестве специалиста, явившегося в судебное заседание по инициативе любой стороны. При рассмотрении такого ходатайства суду следует проверять, обладает ли данное лицо специальными знаниями в вопросах, являющихся предметом судебного разбирательства».
Эксперт Паклин заявил, что сам документ в виде рецензии не имеет никакого статуса. А Постановление ПВС №28 п.20 «Обратить внимание судов на то, что заключение и показания специалиста даются на основе использования специальных знаний и, так же как заключение и показания эксперта в суде, являются доказательствами по делу (часть 2 статьи 74 УПК РФ)»?
Эксперт Паклин заявил, что заключение специалиста может выполняться только по подписке по 307 ст. УК РФ. Такого в УПК нет, а эксперт Паклин хочет быть святее папы римского?
Эксперт Паклин оценил меня как «законодателя в области теории жесткого удара», но указал, что я не являюсь специалистом «по локализации повреждений и линии отброса». Ааааааааааааа!!! По-правде, я и не знаю, что такое «теория жесткого удара» …
Эксперт Паклин заявил, что PC-Crash нужен только для того, чтобы установить скорости ТС «до тысячной доли». Ученого мужа сразу по суждениям видно ….
Эксперт Паклин заявил, что «Я взял на себя ответственность проанализировать какие пункты не были соблюдены тем или иным водителем». Оп-па, эксперт берет на себя функции правосудия? Скорее нет, этот эксперт – голый, как тот король. Но Паклин в суде сам себя раздел.
Как Паклин установил, на каком расстоянии находился автомобиль Опель от Мицубиси в тот или иной момент времени? Никак, эксперт Паклин ничего не измерял, это его личное мнение.
Эксперт Паклин заявил о создании «своей методики» и не применил установленную Минюстом РФ методику по вопросу исследования наличии технической возможности у автомобиля Мицубиси предотвратить столкновение. Эксперт Паклин сказал, что «я не обязан в данном случае применять какую либо методику». А в каких случаях используются частные методики? Типовые методики обычно излагаются в методических рекомендациях, подготавливаемых и издаваемых ведущими судебно-экспертными учреждениями. Однако, частная методика может быть разработана экспертом на основе типовой только для решения какой-либо новой, впервые возникшей в практике, экспертной задачи, либо в результате эксперимента, проведенного им в процессе данной экспертизы, и должна быть им изложена в заключении эксперта. Этого там нет.
Эксперт Паклин утверждал, что порядок определения момента возникновения опасности для движении устанавливается в методике «Транспортно-трасологической экспертизы по делам о ДТП» (вып. 1 и 2). Но там этого нет, там только про следы …
Судейские хитромудрости
Судья Шерстнев П.Е., с одной стороны, удовлетворил ходатайство защиты, а с другой стороны – нет. Защита просила назначить повторную судебную экспертизу, назначить в учреждение, где имеется PC-Crash и подготовленные кадры. Защитник предоставил письменные ответы на его запросы из ряда экспертных лабораторий. В частности, в ответе из регионального центра МЮ РФ в Екатеринбурге следовало, что там PC-Crash нет, и ответить на вопрос, выехал ли Мицубиси на встречную полосу в результате удара, они не смогут.
Судья Шерстнев П.Е. назначил дополнительную судебную экспертизу в Екатеринбург, сказав, что он «договорился по телефону» с начальником этой лаборатории. Доверие этому судье, конечно, испарилось в момент.
Сейчас защита пытается отменить постановление судьи Шерстнева в вышестоящем суде. Поживем – увидим.
Заключение
Про эксперта Паклина я думаю только то, что по своему складу мышления Геннадий Владимирович не может работать экспертом. Мозг генерирует фантазии – иди в изобретатели.