Только что пробыл целую неделю в столице одного из дружественных нам государств из состава бывшего СССР. Цель – выступление в суде. Причина – разъяснение суду истинного смысла, а, вернее полного его отсутствия, очередной «бредобумаги», выполненной их государственным экспертом, причем с применением одной из компьютерных программ, которые в статье «Допустимость математических моделей ДТП в судебном процессе» отнесены к инженерным вероятностным методам с неизвестной для конкретного расчета погрешностью.
Эксперт, не умея пользоваться программой, не зная или весьма искаженно представляя себе теоретические основы этого инструмента, нарушил все законы и физики и юриспруденции, какие только можно. Заключение эксперта содержит полный букет несуразиц – от простого выдумывания исходных данных, противоречащих приведенным им же фотографиям и измерениям, до нарушения всех законов физики, какие только можно было нарушить.
Процесс деградации на просторах бывшего СССР набирает темпы, и возникает вопрос, а как пишут заключение эксперта наши коллеги из нормальных западных стран?
В документах приложено заключение британского эксперта по ДТП Грехама Гретрикса, которое я, с любезного согласия автора, перевел и публикую на Праворубе.
В его заключении эксперта читателю непременно бросятся в глаза ряд особенностей.
Первое – то, что полиция произвела осмотр (отсканировала) место ДТП с применением теодолита, а потом с помощью специальной компьютерной программы была получена масштабная схема с точной формой и расположением всех следов и объектов (п.17).
Второе. Заключение эксперта по ДТП не содержит формул и вычислений. Это не нужно юристам – судье, прокурору, адвокату, так как отвлекает их от логики эксперта. Полагаю, что и у нас вычисления можно привести или в отдельном разделе, или в приложении.
Третье. Каждое логическое утверждение в заключении эксперта по ДТП пронумеровано, что дает возможность эксперту далее просто сослаться на необходимый абзац, не переписывая аргументацию заново.
Четвертое. Это национальный компонент методики исследования ДТП – дифференцированное время реакции водителя в п.68. Время реакции, по данным британских исследователей, более чем вдвое превышает то, с чем господа адвокаты сталкиваются в суде, слыша от госэкспертов о их научности. Полноте, наши таблицы были приняты в 60-х годах, когда частных машин практически не было, а отбор по медицинским показаниям в автошколы был не хуже, чем в летные училища.
Пятое. Англичанин ничего не скрывает. Он предположения называет предположениями, и вероятное – вероятным. Наши же, подчас, без всякой логики и обоснования, все «устанавливают категорично».
Интересного чтения!