Поиск специалиста
Юриста. Адвоката. Эксперта

Добро пожаловать!

Профессиональное общение. Уникальные процессуальные документы. Актуальная судебная практика. Квалифицированная помощь.

Приветственное видео
Заключение специалиста vs. Допрос в суде: главный козырь защиты

В профессиональном сообществе не утихают дискуссии о роли заключений экспертов и специалистов в судопроизводстве. Мы привыкли воспринимать экспертизу как мерило истины, однако на практике исследование, будь то автотехническая, строительная или финансовая экспертиза, является лишь отражением хода мысли конкретного человека, облеченного в форму процессуального документа.

Здесь не важна сфера деятельности — важна суть. Логично, что полнота и достоверность исследований обеспечивается методами и подходами, которые выбирает эксперт. Эти методы напрямую влияют на объем текстового наполнения заключения. Основной же задачей эксперта (или специалиста), как мне видится, является донесение до суда и участников процесса объективной картины произошедшего. Следовательно, исследование должно отражать наглядность технически значимых аспектов и быть изложено языком, понятным человеку, не обладающему специальными познаниями .

Однако именно в последнем требовании — доступности и полноте — кроются основные подводные камни для самого специалиста. Существует негласная закономерность: полнота исследования напрямую зависит от объема текстового наполнения, а достоверность — от объема и корректности формул расчетной части. Чем лучше специалист старается соблюсти принципы объективности и всесторонности, тем больший объем работы он проводит. И чем детальнее заключение, тем больше оно побуждает стороны процесса проявлять к нему «интерес».

Возможно, именно в этом кроется секрет лаконичности исследований, проводимых государственными экспертными организациями? Минимум исследования — минимум вопросов. Согласитесь, при отсутствии развернутого исследования или его минимальном наполнении, стороне порой даже вопросы сформулировать сложно.

НО, как только стороной защиты представляется должное по существу и содержанию исследование негосударственного специалиста, возникает парадокс. К такому заключению появляется множество вопросов, зачастую с агрессивным подтекстом: «ему за это деньги заплатили». В общественном сознании и судебной практике прочно укоренился миф о заведомой ангажированности «частного» эксперта .

И вот здесь всплывают те самые подводные камни. Полнота и достоверность проведенного специалистом исследования прямо пропорциональны количеству вопросов, возникающих к нему в процессе. И, к сожалению, зачастую эти вопросы задаются не для того, чтобы разобраться в истине, а с единственной целью — подвергнуть компетентное исследование сомнению, «заболтать» его суть.

Участие специалиста в судебном процессе заключается в разъяснении проведенного им исследования. Качество и направленность вопросов напрямую зависят от позиции сторон. Когда одна сторона (обычно инициировавшая привлечение специалиста) вопросами побуждает эксперта подчеркнуть значимость установленных фактов, другая сторона, вырывая фразы из контекста, пытается искусственно создать противоречия.

Поскольку позиция второй стороны зачастую нацелена не на разбирательство по существу, а на дискредитацию доказательства, ее вопросы могут быть построены на заведомо искаженных данных, вплоть до искажения подтекста исследования. Опираясь на практику, могу отметить, что опытного специалиста такими приемами ввести в заблуждение сложно. В процессе допроса мы разъясняем обстоятельства заблуждения стороны или указываем на некорректность цитирования.

Со сторонами процесса всё более или менее понятно — действует принцип состязательности. Но есть для специалиста еще одна, более тонкая «проблема», когда за ширмой беспристрастности может проявиться еще одна «сторона процесса». Эта сторона редко, но прибегает к допросу. И, да, эта сторона также не обладает специальными познаниями, отчего вопросы порой бывают не менее каверзными. Но в отличие от сторон процесса, этому лицу разъяснения специалиста порой не нужны — они отклоняются безмотивно, т.к. внутренне позиция сформирована, и она близка к обвинению.

Возможности специалиста в данной ситуации жестко ограничены процессуальной ролью. И здесь я хочу подчеркнуть ключевую важность стороны защиты — адвоката. Именно защитник не должен «дремать». Задача адвоката — мгновенно реагировать, указывая на некорректность вопросов, на неправильную трактовку терминов, на попытки исказить смысл исследования и т.п.

Согласен, сориентироваться сразу сложно. Особенно трудно принять тот факт, что лицо, по определению являющееся арбитром, de facto заняло позицию стороны обвинения. Иными словами, выбрало «право судить», а не «судить по праву».

К счастью, в нашей жизни всё стремится к равновесию. И позиция специалиста уравновешивается тем обстоятельством, что альтернативного исследования, проведенного им, в материалах дела зачастую просто нет. Это дает защите мощнейший козырь.

Хочу обратить внимание сторон защиты на это важное преимущество. Какого бы рода вопросы ни задавали вашему специалисту, какой бы подлог или искажение они ни носили — сами эти вопросы и есть опора для защиты. По сути, сторона обвинения или оппонент, пытаясь «утопить» специалиста в деталях, собственными руками создает протокол судебного заседания, идеальный для апелляции. Каждый некорректный вопрос, каждый намек на недоверие — это не просто эмоции, это процессуально зафиксированное доказательство того, что у оппонента нет собственного исследования, а есть лишь голое желание оспорить очевидное. 

Как мне видится, задача юриста — не просто пригласить специалиста, но и обеспечить ему процессуальную поддержку, превратив допрос из «допроса с пристрастием» в демонстрацию несостоятельности позиции другой стороны. Только в тандеме с квалифицированным защитником заключение специалиста становится не просто бумагой, а неопровержимым аргументом. Пренебрегать этим тандемом — значит лишать себя главного оружия в состязательном процессе.

Автор публикации
ПРО
Россия, Челябинская область, Челябинск
Исследование обстоятельств ДТП любой сложности, видео реконструкция механизма ДТП, 3D-сопоставление транспортных средств
Получить персональную консультацию

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Полезная публикация? Нажми «Да»! Зачем?
Комментарии (25)

      Уважаемый Илья Александрович, Вы совершенно правильно указали на необходимость взаимодействия адвоката и специалиста на всех стадиях процесса (handshake) 
      Мне доводилось вводить специалистов и в уголовный процесс, и даже, в качестве второго представителя, привлекать к участию в арбитражном процессе для оперативного взаимодействия, и результат получился отличным ;)

      +10
      Свернуть ветку

      Уважаемый Илья Александрович, прочитал Вашу статью с большим интересом. Тема действительно больная, и Вы очень точно описали парадокс, с которым сталкивается любой практик: чем качественнее и полнее исследование частного специалиста, тем агрессивнее нападки на него в суде.

      Позвольте поддержать дискуссию и добавить несколько процессуальных «ложек дегтя» (а заодно и бочку меда) к Вашим тезисам, опираясь на те три пункта, которые обозначили Вы.

      1. О функциях специалиста: ст. 58 vs. ст. 80 УПК РФ
      Изначально, ст. 58 УПК РФ рисует нам образ специалиста-помощника: он приходит, помогает обнаружить, закрепить, изъять, задать вопросы эксперту, разъяснить сторонам специальные вопросы. Это фигура «процессуального сопровождения».

      Но затем приходит Федеральный закон от 04.07.2003 № 92-ФЗ и Все смешалось в доме Облонских вводит статьи 80 (части 3 и 4) . И здесь законодатель создает совершенно иную сущность: «заключение специалиста». Обратите внимание на разницу в терминологии:
      Эксперт проводит «исследование» и дает «выводы» (ч. 1 ст. 80).
      Специалист дает письменное «суждение» (ч. 3 ст. 80).
      Судьи любят цепляться за эту лингвистическую разницу: «Эксперт исследует, а специалист всего лишь судит — значит, его мнение субъективно и второсортно». И это при том, что на практике «суждение» специалиста (особенно когда оно представляет собой рецензию на заключение эксперта) часто является полноценным научным исследованием, просто названным иначе.

      Более того, судебная практика использует эту коллизию как основание для отказа в доказательственной силе такого «суждения». Например, иногда суд прямо указывает, что  специалист не вправе проводить какое-либо исследование, составляющее содержание… судебной экспертизы… а тем более давать его оценку.

      Но здесь, коллеги, важно помнить про часть 2.1 ст. 58 УПК РФ (введена в 2017 году), которая гласит, что стороне защиты не может быть отказано в привлечении специалиста для разъяснения вопросов . Это наше процессуальное «противоядие». Да, нам могут потом не дать хода заключению, но отказать в самом праве привести специалиста в процесс они не могут.

      2. О лаконичности госэкспертов и «методическом кнуте»
      Вы абсолютно точно подметили: «Минимум исследования — минимум вопросов». И здесь я бы хотел обратить ваше внимание на обратную сторону медали: утвержденные методики.

      Действительно, государственный эксперт защищен «методическим щитом». Он пишет заключение не так, как велит ему совесть или научная полнота, а так, как велит Приказ Минюста или ведомственная инструкция . Если в методике написано «провести три замера» — он делает три и не делает четыре. Если методика не требует расписывать промежуточные формулы — он их не расписывает. И это легально.

      И вот здесь кроется главная ловушка для частного специалиста, о которой справедливо говорит коллега. Когда частного специалиста вызывают в суд, ему задают сакраментальные вопросы:
      «Скажите, пожалуйста, по какой утвержденной методике вы работали?»
      «Есть ли приказ Минюста или иного ведомства, регламентирующий именно такой порядок расчетов?»
      И если специалист честно отвечает: «Я руководствовался научной литературой, трудами профессора такого-то и общепринятыми подходами», — сторона обвинения тут же делает круглые глаза и заявляет: «То есть утвержденной методики нет? А как же мы можем проверить вашу объективность?».

      Разумеется, само по себе отсутствие ведомственной инструкции не делает заключение недопустимым - суждение может быть основано на любых специальных знаниях специалиста. Отсутствие утвержденной методики — это ахиллесова пята частного специалиста перед лицом госэкспертизы. 
      Наша задача — объяснить суду, что отсутствие грифа «Утверждено» не равно отсутствию научной обоснованности, а это немыслимо сложно. 
      3. О мифе про ангажированность и деньгах
      Ну и конечно, Ваш третий тезис про коронную фразу: «ему за это деньги заплатили». Это, пожалуй, самый циничный, но самый живучий аргумент.

      Где то я читал, что в декабре 2025 года по инициативе ФПА были разработаны и внесены в Госдуму поправки, которые призваны уравнять статус специалиста и эксперта. Коллеги, мне не показалось?

      +16
      Свернуть ветку

        Уважаемый Владимир Владимирович, искренне благодарю за столь глубокий и профессиональный разбор. Ваши пояснения про разницу между ст. 58 и ст. 80 УПК РФ, а также про «методический щит» госэкспертов — безусловно, попадание в яблочко. Именно такие диалоги и рождают практическую пользу для коллег.
        ↓ Читать полностью ↓
        Разрешите поддержать дискуссию с экспертной стороны:

        О методиках. Вы абсолютно правы: вопрос «утвержденных методик» — это действительно ахиллесова пята не только для юристов, но и для самих экспертов. И здесь кроется фундаментальное противоречие, на которое важно указать.

        За годы практики я пришел к выводу, что написать единую универсальную методику под все ДТП невозможно в принципе. Каждое происшествие уникально: сотни комбинаций скорости, углов, состояния дороги, реакций водителя и пр. 
        Но есть и другой, более тонкий нюанс. В технической литературе (труды Иларионова, Корухова, Евтюкова, Васильева, Суворова, Чава и других признанных авторов) описаны множества методов исследования для различных фаз ДТП — с формулами, допущениями, границами применимости. Однако авторы, как правило, не присваивали этим методам «именных» наименований. Нет такого понятия, как «метод Иларионова для ...» в виде какого либо утвержденного документа.

        И здесь мы приходим к Вашему тезису про «сакраментальный вопрос». Когда сторона обвинения спрашивает: «По какой методике вы работали?», — вопрос зачастую носит заведомо утопичный характер. От эксперта/специалиста ждут названия документа, которого в природе не существует, вместо того чтобы обсуждать научную обоснованность примененных им расчетов.

        И вот тут мы возвращаемся к моей исходной статье. Именно такие вопросы — вопросы-ловушки, построенные на ложных основаниях — и становятся тем самым оружием защиты. Каждый раз, когда оппонент требует «назвать методику» в отсутствие утвержденных стандартов, он публично демонстрирует либо непонимание предмета, либо отсутствие содержательных аргументов. Иными словами возникает должным образом встречный вопрос к оппоненту:
        — гос.эксперт какую методику применял?
        — на каком основании он применял те или иные формулы и коэффициенты?
        — Ой… в исследовании гос.эксперта формулы отсутствуют? коэффициенты ни какие не применяются?
        — так о чем мы в этом процессе говорим???

        Еще раз спасибо за ценные процессуальные акценты. Такая синергия — юриста и эксперта — и есть та самая опора, которая переворачивает процесс.

        +9

      Уважаемый Илья Александрович, прям на больную мозоль наступили, попрыгали на ней практически.
      На крайнем моём допросе судья спросила: Какой нормативный акт, дает мне право анализировать экспертизы и писать рецензии? (хотя я готовлю заключения специалиста). На что я ответил вопросом: А какой акт мне запрещает это делать? Вынесла мне то ли замечание, то ли предупреждение устное).

      +10
      Свернуть ветку

        Уважаемый Егор Владимирович, Ваш ответ судье — чистое искусство защиты: «А какой акт мне запрещает это делать?» — с вашей стороны это смело (Y). Вот только мы (эксперты) в процессе обязаны давать разъяснения, это суд и обидело (giggle), решил проверить вас на прочность (muscle) — и получил достойный ответ!
         
        Ваш случай — живое подтверждение моего тезиса: вопросы оппонента (даже судейские) — это оружие стороны защиты, если правильно им воспользоваться. Спасибо за историю!

        +8
        Свернуть ветку

          Уважаемый Илья Александрович, почти час я разъяснял. И ещё немного отвечал на вопросы судьи. А когда она поняла, что по существу дела доцепиться ко мне не получается, начала вот это вот всё. С такой судьей и прокурор не нужен был, он собственно только один вопрос задал, получил ответ и притих.

          +7
          Свернуть ветку

            Уважаемый Егор Владимирович, как я вас прекрасно понимаю (handshake). Сколько раз я оказывался в подобной ситуации, когда, сам суд задавая мне вопросы, в попытке «утопить», запутать, сбить с толку, при этом не давая возможности разъяснить, в итоге: топил свой «профессиональный авторитет» (это если мягко сказать)

            +7
            Свернуть ветку

              Уважаемый Илья Александровичи коллеги, читаю вашу переписку и узнаю этот профессиональный «синдром дебютанта» — когда кажется, что смелый ответ судье в процессе — это вершина судебного мастерства, в том числе и адвокатского. Понимаю Егора Владимировича, но позвольте предложить иной взгляд на эту «смелость».
              ↓ Читать полностью ↓

              Я в таких дискуссиях всегда вспоминаю одну старую адвокатскую мудрость: «Чем ярче ты горишь в суде, тем длиннее тень падает на спину подзащитного».

               Я стараюсь не пререкаться с судом в процессе. Никогда. Моя задача — не доказать судье, что он непрофессионален, а помочь ему самому прийти к правильному выводу, сохранив при этом собственное достоинство.

              Есть старая, но точная формула: «Судья — это не противник, это инструмент. А инструментом нельзя бить того, кто им пользуется».

              Когда адвокат начинает «макать судью лицом» в ошибки, он добивается ровно одного: судья перестает слышать доводы по существу, потому что включается психологическая защита. Никто не любит, когда его публично унижают, тем более человек во власти. Итог такого «смелого» выступления всегда один — приговор может стать чуть строже, чуть жестче, чуть формальнее. И виноват в этом будет не «несправедливый суд», а адвокат, который выбрал не ту тактику.

              Можно ли переубедить судью?
              Да, можно. Но не прямым противостоянием. Невозможно в чем-то переубедить опытного, сложившегося человека в судейской мантии прямым указанием на его неправоту. Это вызывает только сопротивление.

              Но можно деликатно предложить альтернативу. Дать ему возможность посмотреть на ситуацию с немного другого ракурса, как бы случайно подвести к мысли, что «есть и такой вариант развития событий». И чем незаметнее, деликатнее адвокат это сделает, чем более «удобную» и «логичную» версию он предложит суду, тем больше шансов, что суд эту версию примет как свою собственную.

              Судья — тоже человек. Ему нужно «сохранить лицо» перед вышестоящими инстанциями, перед прокурором, перед самим собой. Если адвокат оставляет ему эту возможность — процесс становится конструктивным. Если адвокат пытается доказать, что он умнее, — процесс превращается в войну, где у подзащитного нет шансов.

              Да, бывают исключения. Бывают откровенно неправосудные действия, бывает грубость и хамство (крайне редко в моих процессах)  со стороны председательствующего, бывают ситуации, когда молчание — это соучастие в беззаконии. Но такие случаи — именно исключения, которые подтверждают правило. В одном из процессов я заявил протест председательствующему, сказав ему: «Ваша честь, вы можете отвести мой вопрос к допрашиваему, но все же вы должны дать мне возможность произнести мой вопрос до конца не перебивая».

              В подавляющем большинстве процессов моя задача — не проявить свое остроумие и красноречивую язвительность, не блеснуть эрудицией перед коллегами в кулуарах, а помочь конкретному человеку — моему подзащитному — получить минимально возможный срок (или вовсе его избежать). В моих делах разбор деталей ДТП за всю мою практику был всего несколько раз — я занимаюсь несколько иными делами, где присутствие экспертов, в том числе и СМЭ довольно обычная практика.

              Поэтому я обычно не бываю в суде «смелым и отважным на грани дерзости». Я бываю убедительным, настойчивым и корректным. Иногда эта сдержанность требует большего мужества, чем самая яркая перепалка с председательствующим.

              Коллеги, спасибо за этот разговор. Он лишний раз напоминает: наша работа — не театр одного актера, а тяжелый труд, где результат важнее эффектной позы.

              +7
              Свернуть ветку

                Полностью соглашусь: конфронтация с судом (и не только) не ведет к конструктивному диалогу, а задача защитника — не самоутверждаться, а помогать суду прийти к правильному выводу. Вашу формулу про то, что «судья — не противник, а инструмент», нахожу точной и профессиональной.

                Позволю себе внести нюанс, который, как мне кажется, требует прояснения в истории коллеги Егора Владимировича. Из его комментария я понял, что речь не о его «дерзости» или тем более неуважении к суду. Речь о ситуации, когда в процессе заведомо принимается позиция отвержения разъяснений специалиста.
                В такой ситуации специалист оказывается в положении цугцванга — когда любой ответ ведет к ухудшению позиции. Оставить вопрос суда без ответа — «расписаться» в несостоятельности своего заключения. Если отвечать прямо — ответ используют для искажений и последующих нападок.
                И вот в этой позиции, когда защита молчит, коллега нашел описанный им выход.

                Вы абсолютно правы, что в идеальном процессе дипломатичность и деликатность приносят больше плодов, а направлять внимание суда и оппонентов в конструктивное русло — задача защиты. Но у эксперта, в отличие от адвоката, часто нет пространства для дипломатических маневров. Ему задают вопрос, и он обязан на него реагировать.

                Буду Вам признателен, если поделитесь приемами или советами для специалистов по «сглаживанию» подобных ситуаций. Уверен, это будет полезно не только мне, но и всем участникам дискуссии.

                +6
                Свернуть ветку

                  Уважаемый Илья Александрович, увыРечь о ситуации, когда в процессе заведомо принимается позиция отвержения разъяснений специалиста.Вы не просто наступаете на мою больную мозоль — вы на ней прыгаете. Причем профессионально, с чувством расстановки и знанием дела.
                  ↓ Читать полностью ↓

                  Ситуация, которую Вы описали — «заведомое отвержение разъяснений специалиста» — это не редкий казус, это повседневная реальность российского уголовного процесса. И я пока не встречал исключений, когда сторона обвинения или суд (особенно суд) с искренним интересом вслушивались бы в то, что говорит специалист защиты. Чаще это выглядит как ритуал: «Мы вас выслушаем, но решение уже есть».

                  И здесь Вы абсолютно правы: у эксперта (специалиста) нет пространства для дипломатических маневров. Ему задали вопрос — он должен ответить. Адвокат может парировать, может возражать, может формулировать запросы иначе. Специалист — нет. Он в положении человека, которого вызвали на ковер и требуют отчета.

                  Вы спрашиваете про приемы и советы. Поделюсь тем, что наработано годами. Это не инструкция «что говорить», это скорее психогигиена процесса для тех, кто впервые (или не впервые) оказывается в этой стрессовой ситуации.

                  Первое и главное: успокоить. Для большинства людей суд — это стресс. Даже опытные эксперты, которые сто раз давали заключения, в зале суда могут растеряться, потому что там другая атмосфера. Я всегда говорю: «Суд — это не экзамен, где вас завалят. Это просто разговор, записываемый на диктофон. Если что-то пойдет не так — я рядом, я вмешаюсь».
                  Про неправду — отдельный разговор. Я всегда предупреждаю: «Не пытайтесь мне «помочь», приукрашивая или додумывая. Не надо врать. У вас это не получится. Даже если вы очень хотите помочь моему подзащитному и вам кажется, что маленькая ложь сейчас спасет ситуацию — она не спасет. Она утопит все дело. Говорите только то, в чем уверены на 100%».
                  «Я не помню точно» — это лучший ответ.
                  Очень частая ситуация: обвинение старается поставить в тупик, задает вопросы с подвохом, на которые невозможно ответить точно, особенно если событие было давно. Я инструктирую: «Если забыли — так и говорите: «Я уже не помню точно, это было давно». Не надо гадать, не надо вспоминать «примерно». Примерно — это верный способ попасть в ловушку».
                  «Я не понял вопрос» — волшебная фраза.
                  Если вопрос непонятен, сформулирован так, что из непонятно что хотят, — не надо додумывать, что имел в виду спрашивающий. Надо честно сказать: «Я не понял вопрос. Повторите, пожалуйста, иначе». Это сбивает агрессивный настрой и дает время собраться.
                  Классика: не отвечайте на незаданные вопросы.
                  Это золотое правило допроса. Свидетель или специалист начинает рассказывать, а его не спрашивали. И тут же цепляются к словам. Я всегда говорю: «Отвечайте строго на вопрос. Закончили — замолчали. Не надо развивать мысль, не надо пояснять «для ясности». Любое лишнее слово могут использовать против нас».
                  Личные вопросы — это прием «врача».
                  Иногда в процессе (особенно в делах, где есть СМЭ или детали личной жизни) мне приходится задавать довольно личные вопросы. Я предупреждаю заранее: «Отнеситесь к этому как к приему у врача. Эти сведения никто из посторонних не узнает. То, что вы скажете мне в рамках подготовки, покрыто адвокатской тайной. Я буду молчать. Но в суде, если спросят — придется отвечать, потому что это касается дела».
                  Как Вы точно заметили, Илья Александрович, специалист в суде — это фигура уязвимая. У него нет права на паузу, нет права на дипломатию. У него есть только знания и умение держать удар.

                  И моя задача как адвоката — не просто привести специалиста в суд, а подготовить его к этому бою, где правила писаны не им, а даже против нас. Чтобы он не сломался под первым же агрессивным вопросом, не начал оправдываться и не утонул в деталях, которые обвинение ловко разложит как доказательство его некомпетентности.

                  Вы правы, тема безграничная. Возможно, действительно стоит когда-нибудь написать отдельную публикацию — «Адвокат и свидетель (специалист): инструкция по выживанию в суде». Если коллегам интересно, некоторый  опыт есть и я им готов делиться.

                  Спасибо за честный разговор. Он полезнее, чем десяток «смелых ответов» судье.

                  +7
                  Свернуть ветку

                    Уважаемый Владимир Владимирович, действительно стоит когда-нибудь написать отдельную публикацию — «Адвокат и свидетель (специалист): инструкция по выживанию в суде».похожая мысль была и у меня, но для коллег специалистов. По мере написания понял — тема не моя, слог ложится криво :D Вот ваш, даже краткий экскурс, отражает отличную позицию (Y)

                    +4
                    Свернуть ветку

                      Уважаемый Илья Александрович, лучше пишите… «Кривой» слог отрабатывается в процессе писания.  Возможно, что ваши слоги подвигнут кого-нибудь что то добавить. Да и мой то слог не очень: «свитедель» — хоть и опечатка, но позор же для адвоката ;)

                      +3

                Уважаемый Владимир Владимирович, именно так, тем более «выход за мудрые рамки», переводит конструктивный диалог в скандал/конфликт, и хорошо, если судья будет мстить адвокату, а если Доверителю?

                +1

        Уважаемый Егор Владимирович, проявила слабость), но на заметку, нужно отвечать в очень уважительной форме, и так, чтобы вопрос оказался очевидно-утопически не правильным)

      Уважаемый Илья Александрович, спасибо большое за столь глубокий и содержательный разбор нюансов участия специалистов и экспертов в судебных процессах!(Y)
      Вы совершенно верно отметили ключевые моменты: несмотря на общепринятое восприятие экспертизы как абсолютного инструмента установления истины, реальность гораздо сложнее...(handshake)

      +3
      Свернуть ветку

        Уважаемая Елена Анатольевна, благодарю за отзыв! Очень рад, что к теме присоединяются люди которые непосредственно планируют ход процесса и взаимодействие со специалистами.

        +3

      Уважаемый Илья Александрович, в рамках этой дискуссии я хочу вспомнить свою давнюю историю. Было это давно, вскоре после того, как вернули норму допустимой погрешности измерения алкометрами. Поймали моего доверителя за рулём с показателем (точно уже не помню) 0,161 мг/л при допустимой норме 0,16 мг/л. Тогда, в тот краткий период, норма в 0,16 мг/л ещё не была установлена законом как «суммарная погрешность измерений». Это был просто возврат к ненулевому порогу. И практика только начинала формироваться.
      ↓ Читать полностью ↓

      Полицейские алкотестеры, разумеется, имеют собственную инструментальную погрешность — обычно 5–10%, и эти данные есть в свидетельстве о поверке и паспорте прибора, ну и в протоколе их вписали. Допустимая норма в 0,16 была установлена «голой», без привязки к погрешности конкретных приборов. И вот возникает ситуация: прибор показал 0,161. С одной стороны — превышение есть. С другой стороны — если заглянуть в паспорт прибора и вспомнить курс метрологии, то истинное значение с учётом погрешности может находиться где-то между 0,144 и 0,176. Нижняя граница — водитель абсолютно трезв. Верхняя — пьян. А мы никогда не узнаем, где именно на этом отрезке находится правда.

      И тут у меня, человека с техническим образованием (я радиоинженер по первой, так сказать «девичьей», специальности, юристом я стал позже), включилась интуиция: судья-гуманитарий вникать в это не будет. Для него 0,161 — это больше, чем 0,16. Значит, виновен. Всё. Точка. Никакие рассказы про приборную погрешность и границы доверительного интервала не работают, если человек не держал в руках паяльник.

      Значит, думаю, нужен специалист. И не просто специалист, а такой, мимо которого суд не сможет пройти. Который своим авторитетом и весом заставит судью хотя бы прислушаться. Я нашёл настоящего учёного — доктора технических наук, профессора, солидного, с регалиями, с публикациями, с огромным опытом преподавательских выступлений. Думал: вот кто сможет объяснить суду про метрологию, про погрешности, про эти самые коэффициенты Стьюдента.

      Готовил позицию, рассчитывал, как мы будем выстраивать защиту. Чем бы это всё закончилось — я так и не узнал. Доверитель нашёл какую-то контору, которая пообещала ему «гарантированно решить вопрос» за бешеные деньги. И он ушёл к ним. Заплатив за мою уже проведенную работу.

      +3
      Свернуть ветку

        Уважаемый Владимир Владимирович, Спасибо за историю. Про доверителя, как говорится, узнаваемо, который выбрал «гарантию» вместо глубины. Ваш подход с приглашением доктора наук — стратегически блестящее решение (доказать значение 0,01!!!), жаль, что доверитель не оценил.
        Но не всем суждено дорасти до докторов технических наук (хотя я и не против ;)). Да и сам доктор, если честно, не всегда возьмется за работу специалиста. И дело не в снобизме — а в профессорской загрузке, лекциях, диссертациях, научных советах — всё это оставляет окна в расписании разве что для действительно уникальных случаев. Хороший ученый — это штучный товар, и на каждое дело его не привлечешь...
        Спасибо за диалог. Он лишний раз подтверждает: в нашей работе нет универсальных рецептов, но есть профессиональный подход, которым вы овладели отменно (handshake).

        +3

      Уважаемый Илья Александрович, отличная статья! Вы и коллеги, которые оставили развернутые комментарии, очень точно отобразили существующие реалии уголовного процесса! Зачастую, защите приходится «воевать» не с прокурором, а с председательствующим, который, порой, занимает место прокурора! Мне, не раз, приходилось сталкиваться с ситуацией, когда вопросы (с пристрастием) приглашенному защитой, специалисту, задавал судья, а не прокурор! Причем, вопросы были направлены на дискредитацию его исследования!В этой связи, именно, на плечи адвоката ложится бремя комплексной подготовки специалиста ко вступлению в дело (с прицелом на возможный допрос в рамках судебного следствия). Адвокат должен, не просто, найти эксперта-профессионала в той или иной области, способного подготовить нужное заключение, но и, действительно, создать крепкий тандем, где эксперт подскажет адвокату какие вопросы можно и нужно ставить для исследования, а адвокат, со своей стороны, подготовит вопросы (и варианты ответов на них) для допроса в суде!

      +3
      Свернуть ветку

        Уважаемый Алексей Николаевич, абсолютно согласен: поиск специалиста — это только полдела. Основная работа начинается там, где вы правильно обозначили — в создании крепкого тандема для достижения взаимопонимания в технических нюансах.
        Позволю себе чуть раскрыть эту мысль. Специалисту, в силу своей прагматичности и технического склада ума, даже будучи хорошим оратором, трудно донести суть исследования до суда. И дело не в отсутствии навыков — просто инженерное образование формирует у нас техническую речь, особый способ изложения, который неподготовленному человеку воспринимать сложно.

        Вот пример: я, как инженер по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство», сажусь читать Уголовный кодекс, а адвокат с высшим юридическим образованием садится читать техническую литературу. Изложение — и там, и там на русском языке. Но вопрос: много ли мы почерпнем знаний? Много ли поймем из прочитанного? Сможем ли этим апеллировать? Вопросы риторические...

        А что такое допрос специалиста? Это «бег галопом по Европам», когда от тебя за пять минут ждут разъяснений по устройству адронного коллайдера. Что невозможно априори.

        И вот здесь включается тот самый тандем. Совместная проработка темы позволяет защите погрузиться в технические обстоятельства, понять их изнутри, а затем — ПЕРЕВЕСТИ мой технический язык на язык, понятный суду и оппонентам. Донести суть, не исказив смысла!
        Это и есть идеальная модель: специалист дает содержание, адвокат дает форму
        Спасибо вам за важное дополнение, позволяющее раскрыть тему!

        +2
        Свернуть ветку

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Полезная публикация? Нажми «Да»! Зачем?

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации
Видны только вам
Рейтинг публикации: «Заключение специалиста vs. Допрос в суде: главный козырь защиты» 5 звезд из 5 на основе 27 оценок.
ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Независимый эксперт по наркотикам. Рецензирование экспертизы наркотиков. Помощь адвокатам в оспаривании экспертиз наркотических средств. Выезд в суд любого региона страны.
ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Сопровождение бизнеса и защита собственников. КИИ, ФСТЭК, IT. Банкротство, субсидиарная ответственность. Экономические и налоговые преступления. 20 лет опыта, 250+ кейсов. Суды, проверки, консультации
ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Специализируюсь на защите и представительстве по уголовным делам.
В рамках адвокатской деятельности оказываю юр. помощь по многим вопросам.
Являюсь также профессиональным медиатором.
ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Моя специализация бизнес и финансы.
Защита по сложным уголовным экономическим делам.
Борьба с фальсификациями и незаконными методами расследования. Опыт, надёжность, добросовестность!
ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но зато качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
Разместить свою визитку
Похожие публикации
ПРО
Заключение специалиста - доказательство или фикция?
Статьи, 30 Сентября 2024, 09:04 30 Сентября 2024, 09:04
Могут ли вопросы к эксперту заменить Заключение специалиста?
Статьи, 15 Сентября 2015, 13:48 15 Сентября 2015, 13:48
Как сделать «Заключение Специалиста» равноправным с «Заключением Эксперта» !?
Песочница, 01 Октября 2016, 03:01 01 Октября 2016, 03:01
ПРО
Заключение специалиста и заключение эксперта.
Статьи, 06 Декабря 2020, 20:56 06 Декабря 2020, 20:56
Допрос в суде присяжных (3)
Статьи, 28 Сентября 2017, 07:33 28 Сентября 2017, 07:33
Сначала допрос независимого судебно-медицинского специалиста. После этого приобщение его заключения к ...
Статьи, 04 Апреля 2018, 04:24 04 Апреля 2018, 04:24
Допрос в суде присяжных (2)
Статьи, 27 Сентября 2017, 07:39 27 Сентября 2017, 07:39
Допрос в суде присяжных (1)
Статьи, 26 Сентября 2017, 11:11 26 Сентября 2017, 11:11
Допрос в суде присяжных (4)
Статьи, 29 Сентября 2017, 07:31 29 Сентября 2017, 07:31
ПРО
«Заключение специалиста? А получите-ка его взад!» Дело с несуществующей купюрой, экспертизой без фотографий ...
Статьи, 13 Ноября 2017, 08:57 13 Ноября 2017, 08:57