В уголовном деле есть заключение эксперта и заключение специалиста. Какое из этих заключений примет суд? Правильно, заключение эксперта. В гражданском деле есть заключение специалиста, представленное истцом, и заключение специалиста, представленное ответчиком. Какое из этих заключений примет суд? Правильно, никакое. Суд назначит судебную экспертизу. А нужно ли тогда заключение специалиста? Давайте разбираться.

Никаких домыслов, только факты. За свою практику я всего несколько раз обращался по уголовным делам за помощью специалиста. И каждое из этих обращений мне запомнилось.

Отмечу, что многие организации, предлагающие составить заключение специалиста, почему-то именуют его рецензией на заключение судебной экспертизы. При этом активно рекламируют рецензию как чуть ли не единственное эффективное средство для победы в суде.

Например, вот что указано на сайте одной такой организации: «Рецензия может стать для вас единственным шансом изменить ход процесса! Все выявленные в рецензии несоответствия станут основанием для назначения повторной экспертизы! Судья не сможет дать мотивированный отказ в удовлетворении ходатайства: о назначении повторной экспертизы, об исключении из материалов дела заключения эксперта как ненадлежащего доказательства, о приобщении рецензии к материалам дела».

Звучит сильно, согласитесь. Ну за такое удовольствие нужно хорошо заплатить. Минимальные цены на заключение специалиста на сайтах компаний заявлены в пределах от 7 до 15 тысяч рублей. Но в реальности таких цен нет, и их можно смело увеличивать минимум в десять раз. Сумма в 70-150 тысяч рублей, на мой взгляд, будет более правдоподобной.

А теперь о том, что происходит на практике после того, как клиент раскошелился и получил заветную рецензию, которая должна помочь ему победить в уголовном процессе.

По одному уголовному делу я заявил письменное ходатайство о назначении повторной судебной экспертизы, к ходатайству приложил рецензию. Заметьте, я не просил приобщить рецензию к делу, я представил ее как неотъемлемую часть письменного ходатайства, отказать в приобщении которого суд просто не вправе.

Но суд отказал. Судья приобщил к делу само ходатайство, а рецензию швырнул мне обратно на стол. При этом в постановлении судья указал, что отказывает мне в приобщении рецензии, хотя я просил вовсе не об этом, а аргумент отказа был потрясающе прост: «В УПК РФ нет такого доказательства, как рецензия».

Короче, моя хитрость не сработала, как не сработала она и во второй раз, когда я вышел из зала суда, спустился на первый этаж и снова подал свое ходатайство с рецензией, но уже через экспедицию. Судья вернул мне рецензию по почте.

Правда, все это происходило тогда, когда еще не было вежливых судей, и поэтому они могли беспределить в процессе откровенно, со всей душой. Приговор этого судьи я смог отменить только благодаря обращению в ныне почивший для нашей страны ЕСПЧ. Уголовное дело было пересмотрено, а мой подзащитный был реабилитирован.

А когда мы обратились в суд за возмещением ущерба от незаконного осуждения, мы включили в свои расходы и эту рецензию. И суд взыскал ее стоимость с государства. Так что, хотя бы деньги за нее клиенты вернули, не так обидно.

По другому уголовному делу я обратился к специалисту уже на стадии обжалования приговора для получения письменного ответа на поставленные мною вопросы. В данном случае речь шла не о рецензии на заключение эксперта, а о компетентном мнении. Получил солидный документ, с печатями и размашистыми подписями. Стоимость была неприлично высокая, порядка тридцати тысяч рублей за три страницы текста. Однако вышестоящие судебные инстанции, включая Верховный Суд РФ, солидность документа не оценили. Они сделали вид, что не заметили этот документ, и даже никак его не прокомментировали. Деньги на ветер, как говорится.

Почему же судьи отказывают принимать заключение специалиста? Судья, который швырнул мне взад рецензию, был, конечно, в своих выводах уникален. Но я думаю, что, если бы название представленного мною документа было не рецензия, а заключение специалиста, судья все равно бы его не принял. Ведь проблема не в названии документа, а в порядке его получения.

В основном судьи отказывают в признании заключения специалиста доказательством на том основании, что специалист не предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, и (или) что он не знакомился со всеми материалами уголовного дела, а только с фотокопиями, которые ему представил адвокат. А адвокату, сами понимаете, доверять нельзя. Кто его знает, что он там наснимал на свой телефон.

Вы можете сказать мне, что нужно приглашать специалиста в судебное заседание для его допроса. Тогда суд предупредит специалиста об уголовной ответственности за ложные показания, и его показания станут доказательством по делу.

Знаем, проходили. Приглашали мы с другими защитниками по одному делу, рассматриваемому, между прочим, в областном суде по первой инстанции, специалиста на допрос. Специалист приехал, поцеловал дверь в зал судебного заседания, развернулся и уехал. Судья отказал нам в допросе специалиста, даже несмотря на то, что он стоял за дверью. Обжалование этого нарушения судьи ничего не дало. Я уж молчу о том, что выезд специалиста в суд был недешевым, и деньги за не состоявшийся допрос он не вернул.

Обращался я к специалисту и на стадии предварительного следствия. Следователь следственного комитета приобщила полученную мною рецензию к материалам дела и даже назначила по моему ходатайству новую судебную экспертизу. Вот только эксперт все силы приложил для того, чтобы опровергнуть выводы специалиста в рецензии, и органы следствия, а затем и суд, естественно, приняли в качестве доказательства доводы эксперта, а не специалиста.

Поэтому когда в очередной раз мне потребовались в уголовном деле познания специалиста, я не стал его привлекать, а решил сам выступить в роли специалиста, между прочим, в сфере сексологии. Хуже не будет, подумал я, и погрузился в сексуальную терминологию с головой, подменив собой врача-сексолога. И в итоге выиграл дело в суде первой инстанции. Суд переквалифицировал моему подзащитному насильственные действия сексуального характера на развратные действия, как я и просил, и назначил ему минимальное наказание.

Привести вам примеры привлечения специалиста по гражданскому делу? Пожалуйста! Один из свежих примеров. Истец взыскивал с ответчика стоимость ущерба, причиненного автомобилю в ДТП. Я выступал на стороне ответчика.

В обоснование заявленных требований истец представил суду заключение специалиста, согласно которому стоимость восстановительного ремонта старого автомобиля, 2012 года выпуска, составила более одного миллиона рублей. Поскольку истец уже получил страховую выплату в сумме 400 тысяч рублей, он решил взыскать с виновника ДТП оставшуюся часть суммы в размере около 700 тысяч.

Естественно, такие выводы специалиста показались мне очевидно неправдоподобными. Ознакомившись с его заключением, я глазам своим не поверил. В списке использованной литературы значились нормативно-правовые акты, давно утратившие силу, а необходимую методику расчета расходов на восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства, утвержденную Банком России, специалист вообще не применил. Видимо, использованный шаблон заключения устарел. Вот что значит не предупреждаться об уголовной ответственности.

Я предложил своему доверителю не обращаться к другому специалисту за заключением, а заявить ходатайство о несогласии с выводами специалиста и о назначении судебной экспертизы. Ходатайство было заявлено и, естественно, было удовлетворено судом.

Согласно заключению эксперта, назначенного судом, разница в выводах по оценке поврежденного автомобиля по сравнению с выводами специалиста составила ни много ни мало полмиллиона рублей. Именно на такую сумму в итоге пришлось «подвинуться» истцу и снизить свои аппетиты в исковом заявлении. Вы только представьте себе, разница в полмиллиона! Ее нельзя назвать погрешностью. И никакой ответственности специалиста.

В другом гражданском деле я использовал заключение специалиста-полиграфолога. К моему доверителю был предъявлен иск о взыскании долга по расписке. Ответчик заявил, что денег он не получал, и мы предъявили встречные исковые требования о признании расписки безденежной. И вот мой доверитель прошел проверку на полиграфе.

В заключении полиграфолог пришел к выводу о том, что мой доверитель денег не получал, его отрицательный ответ на этот вопрос является правдивым. Заключение специалиста суд к делу приобщил, дело мы выиграли, но в решении суд это заключение никак не упомянул и оценку ему не дал. Может быть, конечно, этим заключением я создал определенный фон доверия к нам со стороны судьи, но это лишь мои предположения. А факт остается фактом, наше заключение суд в качестве доказательства не принял.

Примеры из своей практики я привел, никаких выводов делать не буду, дабы никого не обидеть. Просто в какой-то момент я решил, что я тоже так хочу: давать заключение на несколько страниц, не заботясь о последствиях его применения, и получать за это хорошие деньги. Работа не пыльная, не надо по тюрьмам ездить и в судебных заседаниях прозябать. Я ведь тоже специалист, только в сфере юриспруденции. Так почему мне не предоставлять такую услугу, как юридическое заключение.

Конечно, устанавливать такие расценки за свое заключение, как просят за рецензии, я не буду, поскольку считаю, что должна быть некая соразмерность потраченным усилиям. Но в практической пользе моих выводов я не сомневаюсь.

P.S. Буду рад, если кто-нибудь из коллег приведет положительные примеры использования в своей практике заключения специалиста. Ведь если у меня таких примеров нет, это же не означает, что их не должно быть вовсе. Во всяком случае я на это надеюсь.

Да 56 56

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Морохин Иван, Стрижак Андрей, Климушкин Владислав, Шарапов Олег, Астапов Максим, Мамонтов Алексей, Матвеев Олег, uslugi-advokata, Петров Игорь, Болонкин Андрей, Савин Сергей, Романов Николай, Корытцев Вячеслав, Вялков Виталий, Хоменко Сергей, Лизоркин Егор
  • 30 Сентября, 10:58 #

    Уважаемый Владимир Юрьевич, по-поводу т.н. «рецензий» ничего писать не буду, поскольку это изначально неправовой термин, а вот заключение специалиста, в некоторых случаях может быть полезным, и на Праворубе есть тому достаточно примеров. В частности в публикациях уважаемого Лизоркина Е.В., например: Праворуб: Уголовное дело по ч. 1 ст. 228.1, ч. 3 ст. 30 п. «б» ч. 3 ст....

    +15
    • 30 Сентября, 11:15 #

      Уважаемый Иван Николаевич, да, я читал об этом случае, он заслуживает внимания. Ума не приложу, почему тогда весь интернет завален предложениями именно рецензий, при этом пишут, что они являются прямо-таки спасением в суде. Прослеживается аналогия с гарантиями 100% результата по делу от наших коллег в сфере юриспруденции.:)

      +8
      • 30 Сентября, 11:23 #

        Прослеживается аналогия с гарантиями 100% результата по делуУважаемый Владимир Юрьевич, да, очень похоже, и так же напоминает привнесённую обывателями / журналистами, чуждую юриспруденции терминологию, типа «мировой суД», «открыто уголовное дело» и т.п. ерунду, которую часто повторяют даже некоторые наши коллеги…

        +11
      • 30 Сентября, 11:24 #

        Уважаемый Владимир Юрьевич, а это скорее всего кто то один назвал таким образом, а остальные подхватили. Причем мне встречались и следователи с главка, которые в ответ на мотивированное ходатайство о назначении повторной экспертизы отказали, мотивировав, что к ходатайству не приложена рецензия, а я не являюсь специалистом в области оценки и посему мое мнение не может служить основанием считать, что заключение эксперта противоречиво, не соответствует стандартам оценки и закону об оценочной деятельности.
        И так бывает…

        +12
        • 30 Сентября, 11:31 #

          Уважаемый Алексей Вячеславович, все правильно. Когда им нужно, они и необходимость рецензии признают, и полиграф назначат, и на разъяснения Пленума Верховного Суда сошлются. А когда не нужно, то и рецензия — не доказательство, и полиграф — не доказательство, и Пленум не указ.

          +6
        • 01 Октября, 10:17 #

          Уважаемый Алексей Вячеславович, как же следователь, прокурор и суд тогда оценивают заключения?! Они также не специлисты.
          Г.М. Резник как-то сказал: «Адвокат — это эксперт экспертов». Эта фраза частенько звучит из моих уст со ссылкой на автора.

          +4
      • 04 Октября, 02:06 #

        Уважаемый Владимир Юрьевич, «Ума не приложу, почему тогда весь интернет завален предложениями именно рецензий» ???

        +2
  • 30 Сентября, 12:05 #

    Уважаемый Владимир Юрьевич, использование обывательской терминологии юристами для меня — лакмусовая бумажка. Вы много знаете юристов, кто участвовал в арбитраже? Однако, каждый второй пишет это слово. 
    Что же касается мнения другого специалиста — его я часто использую, просто включая в текст своих процессуальных документов. Тут уж, сами понимаете, отказать судья в принятии не может, если это текст моего ходатайства или жалобы.

    +7
    • 30 Сентября, 12:53 #

      Уважаемый Максим Сергеевич, так я тоже в текст самого ходатайства включаю выводы специалиста — для верности. Но не принимает их суд, и все тут.(shake)

      +5
  • 30 Сентября, 14:35 #

    Уважаемый Владимир Юрьевич, я не считал, но думаю, что около 50 заключений специалиста прошли через мои руки и были приобщены к материалам дела судами.
    Ни одного случая не было,чтобы суд сказал: это доказательство, я на нём основал свои выводы.
    Но: в двух случаях заключения специалиста послужили поводом для назначения экспертизы, которая полностью повторила выводы.
    В остальных многих случаях заключение послужило раздражителем, (триггером?) не уверен, что правильно применил это слово, и обвинение подвигалось в сторону смягчения, переквалификации.
    Вот пока самое яркое дело. Было не менее 8 заключений.
    Вот здесь заключение специалиста было мною раскрыто в выступлении на конференции. В «цифровых» доказательствах специалист указал на видоизменение файлов. прокурор смягчил обвинение.
    Вот здесь судебная коллегия кипела от возмущения, увидев из заключения специалиста, что судья допустил фальсификацию. Итог: отмена приговора по ИНОМУ основанию. Так нам и не надо больше (party)
    Вот здесь не менее 8 заключений специалиста сподвигли на назначение экспертиз и прекращение дела с реабилитацией. И это после приговора к 15 годам лишения...

    Так что имеем то, что имеем. Как подспорье заключения действуют, как доказательства, не срабатывают.

    +16
    • 30 Сентября, 15:48 #

      Уважаемый Олег Александрович, удачный термин — «подспорье». Ну как я и написал: в редких случаях может создать «фон доверия» или необходимость провести судебную экспертизу. Но как доказательство — ни-ни!

      +4
      • 30 Сентября, 16:38 #

        Уважаемый Владимир Юрьевич, это конечно исключение, но в этом деле, если не ошибаюсь, мое заключение специалиста и допрос были признаны судом как доказательства. Вот два абзаца из приговора. Дело рассматривалось год назад.

        +7
        • 30 Сентября, 18:47 #

          Уважаемый Егор Владимирович, вот именно, что, к большому сожалению, это исключение.

          +3
  • 30 Сентября, 16:58 #

    Уважаемый Владимир Юрьевич, согласен и с большинством тезисов Вашей публикации, и с комментариями наших уважаемых коллег. Но факт того, что суды не принимают заключения специалистов и не дают им должной оценки не должен ставить на одну полку понятие Фикция и документ Заключение специалиста. На мой взгляд, у непрофессиональных читателей (гостей портала), может возникнуть неправильное понимание ситуации и отрицательное отношение к специалистам.

    +6
    • 30 Сентября, 18:13 #

      Уважаемый Егор Владимирович, я Вас и Ваш вклад целиком и полностью поддерживаю(handshake) При этом не могу отрицать справедливость изложенной в статье проблемы.

      +5
      • 30 Сентября, 21:10 #

        Уважаемый Олег Витальевич, так и я не отрицаю изложенную проблематику. Я против публичного навешивания клише.

        +5
        • 30 Сентября, 21:32 #

          Уважаемый Егор Владимирович, в статье переплелись 2 разные проблемы, и их надо обратно расплести:

          1. отношение судов к специалистам как к братьям меньшим экспертов,

          2. недобросовестность некоторых специалистов, скрывающих от клиентов проблему №1. 

          При этом проблема №2 (недобросовестность) — неспецифическая, общечеловеческая, относящаяся и к адвокатам, и к врачам, и далее по списку. Поэтому ее вполне можно вывести за скобки.

          +4
          • 30 Сентября, 21:41 #

            Уважаемый Олег Витальевич, как Вы аккуратно выражаетесь. Я бы эти пункты изложил следующим образом:

            1) Отношение судов к специалистам как к НЕ экспертам;
            2) Недобросовестность многих специалистов, обманывающих клиентов в том, что они «разнесут» (да-да, именно такую фразу я видел в рекламе рецензий) любое заключение эксперта.

            +3
            • 30 Сентября, 21:49 #

              Уважаемый Владимир Юрьевич, я даже знаю какие фирмы такие обещания дают. Это маркетинг. И про ценообразование в этих фирмах могу рассказать. Я о том, что это не должно служить поводом грести всех под одну гребёнку.

              +4
              • 14 Октября, 18:35 #

                Уважаемый Егор Владимирович, это вы еще не видели рекламу адвокатов, которые бравируя своим прошлым опытом работы в правоохранительных органах обещают именно «решить» вопросы в любой инстанции.
                И так бывает… и люди ведутся…

                +1
          • 30 Сентября, 21:44 #

            Уважаемый Олег Витальевич, я проблематику прекрасно понял. Не стал углубляться в разбор каждого абзаца. И отношение судов, и непорядочность некоторых людей, это все детали конкретных дел. Конкретно меня смущает слово «фикция» обесценивающее специалистов и их, порой, уникальные познания.
            Ниже по этому поводу продолжаем рассуждать с Владимиром Юрьевичем)

            +5
          • 01 Октября, 10:52 #

            Уважаемый Олег Витальевич, у нас в Питере был такой «спциалист», доктор наук в шести наминациях. Вот его заключения суд воспринимал уже как насмешку над правосудием. 
            Было уголовное дело в отношении этого спеца, но как я пониманию, спустя пять лет, он по-прежнему даёт «нужные» заключения. Регионов помимо питерского в России много.

            +6
    • 30 Сентября, 18:51 #

      Уважаемый Егор Владимирович, если бы статус заключения специалиста как доказательства устанавливал не суд, а оно само по себе имело бы силу доказательства, тогда определенно оно бы не являлось фикцией. А так, фикция и есть, за редким исключением.

      +4
      • 30 Сентября, 21:27 #

        Уважаемый Владимир Юрьевич, следуя логике публикации и комментариев, любые документы представленные защитой, ставшие или нет доказательствами и при этом не получившие должной оценки судом, или ни на что не повлиявшие, или повлиявшие, но без признания этого,  можно называть фикцией?

        +6
        • 30 Сентября, 21:48 #

          Уважаемый Егор Владимирович, защитник в уголовном процессе крайне редко представляет суду какие-то документы (характеризующий материал на подзащитного не в счет, с его приобщением проблем обычно не возникает). В большинстве случаев защитник дает свою оценку доказательствам, собранным на стадии предварительного следствия. При этом документы документам рознь. Есть документы, которые сами по себе являются доказательствами, независимо от признания их таковыми судом, поскольку получены защитником предусмотренными законом способами. Например, адвокатский запрос и ответ на него. Но вот заключение специалиста суд не просто не принимает во внимание, он не принимает его в качестве доказательства по делу, поскольку считает, что порядок его получения изначально не соответствует закону. И вот это уже большая проблема, которая на практике приводит к тому, что заключение специалиста вообще не воспринимается судами как доказательство в уголовном процессе.

          +4
          • 30 Сентября, 21:55 #

            Уважаемый Владимир Юрьевич, я готовлю заключения в ответ на адвокатский запрос, в котором сформулирована просьба о даче ответов на вопросы адвоката, путем подготовки заключения специалиста. Также с некоторыми адвокатами готовим адвокатский опрос. Когда-то работает, когда-то нет. И это не вина специалиста или адвоката.

            +6
            • 30 Сентября, 22:02 #

              Уважаемый Егор Владимирович, я тоже всегда получал заключение специалиста по адвокатскому запросу, но это не помогало. Потому что таким образом идет подмена понятий. Ответ на адвокатский запрос — это другое, это просто некие разъяснения, а заключение специалиста — это выводы на основании проведенных исследований. А за выводы нужно нести ответственность. Эксперт эту ответственность теоретически несет, так как о ней предупреждается, а специалист — нет, что в глазах суда и обесценивает его выводы. Причем я имею ввиду ситуацию, когда в уголовном деле есть заключение эксперта и заключение специалиста по одним и тем же вопросам. Собственно, с такого примера я и начал свою статью. Конечно, если заключения эксперта в деле не будет, есть определенный шанс, что суд примет заключение специалиста. Но если оно есть, выбор суда очевиден.

              +3
    • 30 Сентября, 21:57 #

      Уважаемый Егор Владимирович, я же слово «фикция» использовал не в утвердительной, а в вопросительной форме. А в заключении своей статьи я не стал делать никаких выводов, напротив, предложил коллегам привести положительные примеры, когда заключение специалиста принималось судом в качестве доказательства. Вы привели свой пример, за что я Вам благодарен. Но пока, на мой взгляд, этого маловато.

      +3
  • 30 Сентября, 17:21 #

    Уважаемый Владимир Юрьевич,
    Праворуб: Отмена приговора вынесенного в особом порядке
    осудили по заключению специалиста. В касс. жалобе все написано…

    +3
  • 30 Сентября, 18:12 #

    Уважаемый Владимир Юрьевич, в законодательном регулировании этого вопроса в «уголовке» однозначно что-то не так (про ГПК ничего не знаю). Отсюда каша в терминах (рецензия, "независимая" экспертиза и т. п.). 

    По сути — два тождественных доказательства (заключение эксперта и заключение специалиста), но при этом, вопреки ч.2 ст. 16 УПК РФ одно из них имеет (заранее установленную, более весомую) юридическую силу, а второе — фактически нет (действует в фоновом режиме для тех судей, которые действительно задаются вопросом, «а как там на самом деле было»).

    +5
  • 01 Октября, 09:33 #

    Уважаемый Владимир Юрьевич,
    ↓ Читать полностью ↓
      поделюсь своим видением ситуации и многолетним опытом эксперта и специалиста.

    В уголовном процессе (УПК РФ Статья 74)  заключение и показания специалиста, привлекаемого к участию в процессуальных действиях, в том числе для постановки вопросов эксперту, а также для разъяснения сторонам и суду вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию.

    В соответствии со ст. 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2010 года №28 «О судебной экспертизе по уголовным делам», «для оказания помощи в оценке заключения эксперта и допросе эксперта по ходатайству стороны или по инициативе суда может привлекаться специалист. Разъяснения специалист дает в форме устных показаний или письменного заключения». Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, специалист не проводит исследование вещественных доказательств и не формулирует выводы, а лишь высказывает суждение по вопросам, поставленным перед ним сторонами.

    Поэтому, цель участия специалиста — обосновать необходимость назначения повторной или дополнительной экспертизы.

    Выводов в заключении специалиста нет, следовательно- заключение специалиста не может быть положено в основу  судебного решения.

    Опыт участия  в качестве специалиста как на стадии предварительного расследования, так и в судебных процессах показал, что, особенно в последнее время, как следователи, так и суды не оставляют без внимания доводы специалиста.

      Никогда не пишу рецензии. К рецензиям отношусь крайне отрицательно. Оформляю письменное  суждение в форме заключения специалиста, включающее анализ всех доступных материалов дела с технической точки зрения и суждение, основанное на анализе. Если не согласен с выводами эксперта – обосновываю это несогласие.

     Как правило,  за этим следует допрос специалиста (на стадии предварительного следствия) или участие в судебном процессе.

    В большинстве случаев это заканчивается  назначением повторной или дополнительной экспертизы.

    +8
    • 01 Октября, 10:47 #

      Уважаемый Сергей Евгеньевич, как это понимать: выводов в заключении специалиста нет? А я считаю, что в нем выводы есть всегда — либо относительно оценки заключения эксперта, либо относительно обстоятельств, имеющих значение для дела, если заключения эксперта в деле нет. И если в первом случае суд может использовать заключение специалиста для назначения новой экспертизы, то во втором случае он может положить его в основу приговора в качестве доказательства.

      +3
      • 01 Октября, 16:49 #

        Уважаемый Владимир Юрьевич, выводы в заключении эксперта касаются ответов на поставленные судом вопросы.

        Специалист, анализируя материалы дела, включая заключение эксперта, делает выводы относительно процесса экспертного исследования и обоснованности выводов эксперта.

          Достаточно часто  приходится показывать суду, что есть иные экспертные методики, более полно учитывающие  обстоятельства дела и применение этих методик дает иной, чем у эксперта и более обоснованный результат.

        Чаще всего, для этого требуется участие в судебном процессе.

        Если суд с этим соглашается, то он автоматически приходит к выводу о неполноте проведенного экспертного исследования и назначает повторную или дополнительную экспертизу.

        За всю мою практику по уголовным делам суд лишь один раз принял решение по моему заключению, не смотря на то, что по делу была проведена не одна экспертиза.

        +2
  • 01 Октября, 10:18 #

    Заключение специалиста — доказательство или фикция?Уважаемый Владимир Юрьевич, вечная тема! Такая же, как и пьянству бой. (beer)

    +3
  • 01 Октября, 15:13 #

    «В УПК РФ нет такого доказательства, как рецензия».Уважаемый Владимир Юрьевич, но ведь в УПК РФ нет таких доказательств, как рапорт, справка, характеристика, план, схема...
    Есть общее понятие «иные документы», а рецензия — это их вид. 
    Какова логика?

    +2
    • 01 Октября, 16:07 #

      Уважаемый Андрей Валерьевич, это вопрос не ко мне, а к судье, который таким незамысловатым образом мотивировал свой отказ.:D

      +2
  • 01 Октября, 19:17 #

    Уважаемый Владимир Юрьевич, заключение специалиста является наравне с заключением эксперта допустимым доказательством и имеет с ним равную силу (п. 3.1 ч.2 ст. 74 УПК РФ)
    ↓ Читать полностью ↓
    Заключение специалиста, составленная в соответствии с требованиями ст. 58 УПК РФ подлежит обязательному исследованию по общим правилам оценки доказательств согласно Определению Конституционного Суда РФ  от 23.11.2017 № 2725-О: «… Заключение же специалиста, под которым понимается представленное в письменном виде суждение по вопросам, поставленным перед специалистом сторонами (часть 3 ст. 80 УПК РФ), является одним из доказательств и не подменяет собой заключение эксперта, поскольку специалист не проводит исследование вещественных доказательств и не формулирует выводы, а лишь высказывает суждение по вопросам, поставленным сторонами;  поэтому в случае необходимости проведения исследования должна быть произведена судебная экспертиза ...».
    Специалист, будучи лицом, обладающим специальными знаниями, в ходе подготовки суждений производит анализ Заключения эксперта с точки зрения его научной и методической обоснованности, соответствия рекомендациям, выработанным общей теорией судебной экспертизы, также относительно соблюдения требований действующего процессуального законодательства и законодательства, регулирующего судебно-экспертную деятельность. При этом, специалист, исследуя Заключение эксперта и руководствуясь своими специальными знаниями, формируют суждение по вопросам:
    а) Верно ли выбрана и применена методика исследования, в полном ли объеме проведено исследование?
    б) Является ли эксперты компетентными в области производства судебных экспертиз и исследований, т.е. соответствует ли их образование тому виду экспертизы (исследования), которое ими было проведено?
    в) Соответствует ли Заключение эксперта процессуальным нормам, как по форме, по своему содержанию, так и на предмет соответствия процедуры получения объектов исследования, их описания, организации проведения осмотра, а также отражения данных фактов и обстоятельств в Заключении эксперта.

    +2
    • 02 Октября, 11:49 #

      Уважаемый Николай Николаевич, спасибо за разъяснения! Я это прекрасно знаю и понимаю. Здесь проблема не в теории, а в практике — как суды игнорируют заключение специалиста и не желают признавать его доказательством по делу.

      +1
      • 02 Октября, 17:02 #

        Уважаемый Владимир Юрьевич, именно из разъяснений Определения Конституционного Суда РФ от 23.11.2017 № 2725-О, Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2010 № 28 (ред. от 29.06.2021)
        ↓ Читать полностью ↓
        «О судебной экспертизе по уголовным делам», Определения СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29 июня 2021 г. № 66-КГ21-7-К8 и т.д. из судебной практики Заключение специалиста по уголовным делам, составленная в соответствии с требованиями ст. 58 УПК РФ, является наравне с заключением эксперта допустимым доказательством и имеет с ним равную силу (п. 3.1 ч.2 ст. 74 УПК РФ). 
         Из моей экспертной практики, игнорирование о приобщении к делу Заключения специалиста судами в уголовном судопроизводстве не было. Другое дело из моей экспертной практики был случай, когда суд первой инстанции не дал должной оценки моему Заключению специалиста на судебную экспертизу по почерковедческой экспертизе, т.е. суд полностью проигнорировал суждение специалиста и вынес обвинительный вердикт в отношении обвиняемого, где в дальнейшем я помог адвокату составить апелляционную жалобу в результате которого, вышестоящий апелляционный суд отменил судебное решение первичного суда, и  в дальнейшем суд полностью оправдал обвиняемого по уг. делу. По результату рассмотрения в дальнейшем судом в ином составе данного уг. дела, судья первичной инстанции, вынесший неправомерный судебный вердикт, была отправлена в отставку, а председатель городского суда понижена в занимаемой должности. 
        На мой взгляд, самый лучший вариант, когда адвокаты своевременно привлекают  специалиста на стадии предварительного расследования, то тогда результаты более благоприятны для защиты адвокатами своих клиентов, о чем свидетельствуют факты, когда привлечение меня адвокатами к делу в качестве специалиста, уг. дела по двум случаям прекращались на данной стадии.

        +1
  • 02 Октября, 21:15 #

    Уважаемый Владимир Юрьевич, эта «машина» сломалась давно. И еще до нашего появления… Как бы мы не называли «экспертизу» — результат един. Вы подняли проблему, с которой многие наши коллеги сталкиваются. Можно ли её решить на уровне практикующих адвокатов? Какие уловки еще придумать, чтоб суд принял доводы адвоката? Много вопросов можно задавать, а воз будет там где ему и положено быть, к сожалению. Но это не значит, что не нужно пробовать. На десятый, сотый раз, что-то измениться. И ещё: 5.000 руб. маловато-то будет. :)

    +2
    • 03 Октября, 11:29 #

      Уважаемый Игорь Иванович, согласен, будем и дальше пробовать применять свои уловки. А что нам ещё остаётся? По поводу «маловато»: за такую бы стоимость для начала кого-нибудь найти. А то, к сожалению, все чаще встречаются граждане, которые говорят: «Как, вы за ознакомление с документами ещё и деньги берёте?» Ответил бы я им в откровенной форме, да этика не позволяет.

      +3
      • 03 Октября, 21:57 #

        Уважаемый Владимир Юрьевич, раньше практиковал проведение бесплатных консультаций и анализ документов. По статистике на такие консультации приходили люди ради интереса. Мы могли разговаривать два часа. Доверитель спорил со мной, убеждал в правоте, в итоге уходил. Позже приходил, просил помочь. Но изменить ситуацию уже было нельзя. Поэтому изменил подход. Теперь консультация всегда платная, никаких бесплатных разборов. Думаю такой подход даёт возможность уважать каждого в этой ситуации, и адвоката и доверителя. 

        Сайт Ваш понравился. (Y)

        +2
      • 14 Октября, 18:39 #

        Уважаемый Владимир Юрьевич, к сожалению нередко встречаются доверители которым помимо защиты нужно еще и шоу

        +1
  • 03 Октября, 16:01 #

    P.S. Буду рад, если кто-нибудь из коллег приведет положительные примеры использования в своей практике заключения специалиста.
    Уважаемый Владимир Юрьевич, есть такой пример - вот тут.

    +2

Да 56 56

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Заключение специалиста - доказательство или фикция?» 5 звезд из 5 на основе 56 оценок.
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/