Россия уверенно лидирует по числу обращений граждан в ЕСПЧ.
И эта печальная «пальма первенства» – свидетельство глубокого кризиса третьей власти и тяжелой болезни судейского сообщества.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Однако не секрет, что на практике иногда это право нарушается незаконными судебными актами. Постановления надзорных инстанций, по мнению Страсбургского суда, не являются эффективным способом защиты нарушенных прав. Кроме того, нередко судьи надзорных инстанций формально относятся к жалобам, игнорируя многие их доводы, противоречащие судебным актам, вступившим в законную силу, поскольку руководствуются, в первую очередь, принципом устойчивости судебных решений.
Столкнувшись с судебным произволом, люди идут к народным избранникам в надежде, что хоть они, наконец, их услышат. Депутаты обращаются с письмами к председателям судов, взывая к законности и справедливости.
Что тут плохого? Да, в общем-то ничего.
Парадокс в том, что именно письма депутатов в защиту нарушенных прав граждан председатель Мосгорсуда Ольга Егорова решила предать гласности, считая их давлением на судей.
1 июня на интернет-сайте Мосгорсуда были опубликованы пять писем. Четыре из Государственной Думы: два – от лидера ЛДПР Владимира Жириновского, по одному – от главы КПРФ Геннадия Зюганова и депутата Владимира Комоедова, а также обращение от члена Общественной палаты Анатолия Кучерены.
Являются депутаты и член ОП РФ заинтересованными лицами, оказывающими давление на судей? Нет, из писем это не усматривается. Пострадала ли их репутация? Нет, напротив, их обращения в защиту граждан, наверняка, получат одобрение у электората.
Более того, от публикации этих писем есть прок. Она делает работу Мосгорсуда прозрачнее. К обращениям депутатов приобщены жалобы потенциальных жертв судебного произвола, которые трудно признать необоснованными, и стандартные ответы руководителей Мосгорсуда.
У общественности появилась еще одна возможность узнать позицию пострадавшей стороны по рядовым делам и, отследив судебные решения, оценить их правосудность.
Но особенно показательна витиеватая отписка Ольги Егоровой на запрос председателя Комиссии Общественной палаты по общественному контролю за деятельностью и реформированием правоохранительных органов и судебно-правовой системы Анатолия Кучерены.
Поскольку за прошедший год и последние месяцы, пишет Кучерена, число обращений граждан в Общественную палату с жалобами на работу столичных судов резко возросло, комиссия проводит анализ их деятельности. Для этой цели председатель комиссии ОП РФ запросил в МГС информацию за истекшие два года о привлечении судей к дисциплинарной ответственности, включая увольнение, об укомплектованности штата судов, о работе с жалобами граждан.
Что же ответила Ольга Егорова? Она сочла обращение члена Общественной палаты необоснованным. В переводе с чиновничего на народный: «Не суйся не в свое дело!».
Стилистика письма в духе «накося выкуси!» всем нам хорошо известна.
Получается, что унтер-офицерская вдова в очередной раз сама себя высекла.