Как удобно бывает клиенту банка давать своим договорным партнёрам доверенность о снятии с его счёта регулярных сумм за те или иные услуги и как часто пользуются этим многие граждане, снимая с себя бремя контроля своих же финансов и доверяя их своему банку.
 
Но при всей удобности и регулярности, счёт такого клиента не всегда обеспечен нужной суммой. То зарплата ещё не пришла, то по кредитной карте снято больше чем обычно, в результате регулярный перевод (вернее снятие суммы банком кредитора) со счёта не удаётся. Банку в таком случае приходится возвращать платёж как «неудавшийся за отсутствием
средств».
 

Подобные «возвраты» банки долгое время использовали как обоснование для дополнительного взыскания со своего клиента расходов связанных с незапланированным «возвратом».
У одного банка это стоило 6 евро, у другого — 3 евро, практика считалась приемлемой и обоснованной, несмотря на многочисленные протесты частных клиентов, разумеется носящие устный и эмоциональный характер.
 
После решения Верховного Суда[1] ещё в 1997 году о необоснованности таких взыманий, банки решили обойти выполнение этого решения переименовав «взымание за..» на «взыскание из-за...» то есть из ранее «дополнительной услуги» оказалось «взыскание за ущерб».

Для этого достаточно было лишь внутренним распоряжением обязать все филиалы применять определённое обоснование для всё тех же сборов и переоснанстить автомат, выдающий выписку счёта соответствующей надпистью принадлежнасти снятия суммы сбора.
 
Обоснованием на многие возражения клиентов служило заявление банков о том, что клиент якобы не выполнил своё обязательство по «наполнению счёта» на момент снятия с него регулярной суммы. В следствие чего банк и вправе взыскать минимальную компенсацию за дополнительные усилия по возврату денежных средств при неудавшемся якобы «по вине клиента» переводе.
 
Защитники прав потребителя обратились в суд о проверке действительности статьи условий обслуживания клиента, в которой была оговорена возможность такого «автоматического» взыскания за ущерб.
 
В нескольких инстанциях и различных трактовках пришлось рассматривать различные виды правовых взаимоотношений 4 сторон такого конфликта.
Участниками его были разумеется:

— клиент банка-плательщика (должник),
— банк-плательщик,
— банк осуществляющий снятие средств,
— клиент банка осущетвляющего снятие средств и имеющий доверенность от клиента банка-плательщика (кредитор).
 
При детальном рассмотрении механизма взаимоотношений всех 4 сторон в процессе возврата «неудавшегося» платежа Суд[2] пришел к заключению, что только кредитор (которому дана доверенность о регулярном снятии сумм на счету должника) может получать от своего банка счёт за «неудавшееся снятие средств». После чего кредитор может требовать с клиента (должника) возникшие таким образом дополнительные расходы.
 
Обоснование тому служит тот факт, что клиент банка не обязан в рамках клентских отношениях соблюдать наличие средств к моменту снятия их банком своего кредитора, которому он дал доверенность. Банк клиента, у которого снимают средства, действует в таком процессе НЕ по указанию своего клиента, а по указанию банка кредитора, который предоставляет данную его  клиентом доверенность о снятии средств.
 
Наличие самой доверенности ещё не указывает на правомеоность снятия средств в рамках правовых взаимоотношений должника и кредитора, а является межбанковским инструментом для обоснования тех или иных трансакций.
 
Ликвидация трансакции зависит от указания клиента при напр. отсутствии обоснований платежа и в межбанковском зачёте не представляет каких либо особых сложностей. При этом сверхнормальные расходы по ликвидации зачёта ложаться на плечи того участника трансакции, который осуществил её без наличия соответсвенного обоснования.
 
В данных и подобных случаях таким «инициатором» трансакции считается клиент-кредитор уполномочивший свой банк снять средства со счёта своего должника.
 
Взыскание же за нанесённый ущерб возможен только на основе невыполненных договорных обязательств сторон (банка и его клиента). Но банку должника в момент «снятия средств» вообще не известно, и даже не должно интересовать, является ли его клиент должником клиента банка, снимающего указанную сумму и является ли последний кредитором.
 
К этому решению и пришёл Высший Земельный Суд Кёльна[3], подтверждая ранее принятые решения о неправомерности взымания с клиента за неудавшийся перевод.


[1] Публикация решения в WM 1997, стр. 2300
[2] Публикация решения в ZIP 2004, стр. 1496
[3] Дело (OLG K?ln) с номером актов 13 U 192/02
 

Автор публикации

Юрист Vitaliy Haupt
Ганновер, Германия
Германия: правовые, разъяснительные, экспертные, процессуальные, договорные и языковые вопросы немецкого права на русском языке. Для компаний и частных лиц.

Да 4 3

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: veronika, Vitaliy Haupt, Морохин Иван, cygankov, Бозов Алексей
  • 18 Августа 2011, 15:03 #

    Полагаю, что клиент банка не обязан нести дополнительные расходы за неудачный перевод.

    +2
    • 18 Августа 2011, 15:10 #

      Клиент-должник — да, не должен. Клиент-кредитор — нет (теоретически должен имея право регреса к должнику).
      Именно об этом и шла речь в подробном разборе правового механизма.

      +3
  • 18 Августа 2011, 15:16 #

    Я думаю, что в любой правовой системе, вести речь о финансовых санкциях можно только в случае нарушения договорных обязательств, которые всегда касаются только тех лиц, которые эти обязательства на себя приняли.

    Всё остальное, в рамках гражданско-правовых отношений, может быть только возмещением убытков, т.е. деликтной ответственностью, говорить о которой в данном случае, не приходится.

    +4
  • 18 Августа 2011, 15:18 #

    Зря Вы, Виталий, опубликовали данный материал на интернет пространстве России. Теперь и наши, российские банки возьмут на вооружение еще одну форму взыскания оплаты «за воздух» с клиентов. Если уже не взяли, потому как стараюсь с банками не иметь дел и сие мне неизвестно .)))
    Например, одна история с пластиковыми картами ВТБ-банка, которые стали повсеместно «насильно» внедрятся и рекламироваться. Есть договор на обслуживание банковского счета и полный перечень тарифов на обслуживание. Однажды, придя в банк (декабрь 2010 г.), к удивлению узнаю, что при внесении денежных средств на пластиковую карту, банк ВТБ решил взыскивать комиссию в размере 50 рублей, независимо от размера платежа. Устроили с женой скандал, не знаю, как остальные клиенты, но мы с женой данную комиссию теперь не платим.

    +4
    • 18 Августа 2011, 15:57 #

      Хороший пример, но «скандал» желательно устраивать не в отдельно взятом филиале (с вооруженной охраной), а в Верховном Суде, создающим прецедент для всех других, что собственно и демонстрирует статья.

      Не думаю, что публикация «зря», так как она стимулирует к мыслению именно клиента, т.к. банк, как структура, не мыслит, а исполняет. Мыслить и «скандалить» добиваясь своего, можем только мы, кому структура предоставляет свои услуги.

      +4
      • 19 Августа 2011, 06:14 #

        Полностью согласен о правовом пути разрешения данных вопросов. Однако, иногда подобные действия (изменение условий договора в одностороннем порядке), недопустимые с правовой точки зрения настолько очевидны, что эмоции через край.
        А насчет публикации, конечно, — не зря. Это сарказм в сфере банковских услуг.;)

        +2
  • 19 Августа 2011, 12:26 #

    Похоже немецкие банкиры используют теже методы обхода решения суда, что и наши законотворцы. Стоит только КС РФ признать что либо противоречащим Конституции РФ, как тут же в норму вносятся изменения нивелирующие все разъяснения КС РФ.

    +1

Да 4 3

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «О финансовом, кредитном и банковском праве Германии.Использование различной правовой трактовки в работе с вкладчиками. Часть 17.» 1 звезд из 5 на основе 3 оценок.
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/
Адвокат Фищук Александр Алексеевич
Краснодар, Россия
+7 (932) 000-0911
Персональная консультация
Юридическая помощь, представление и защита интересов граждан и бизнеса. Абонентское юридическое сопровождение, консалтинг. Банкротство. Очно, дистанционно, все регионы РФ. Консультации платные
https://fishchuk.pravorub.ru/

Похожие публикации

Продвигаемые публикации