Дерзость адвокатов объясняется тем, что они уже имеют на руках решение федерального суда Центрального района Кемерова о незаконном изъятии из торгового павильона Рахматуллиной DVD, CD и видеокассет по подозрению в пиратском происхождении.
Кассационную жалобу оперуполномоченного УБЭП ГУВД старшего лейтенанта Юрия Кутова Кемеровский областной суд оставил без рассмотрения, а значит, вот какое решение районного суда вступило в силу: «Признать действия сотрудников милиции Кутова и Доронина в части изъятия и последующего удержания изъятых вещей, принадлежащих Рахматуллиной, незаконными». 27 февраля 2004 года оперуполномоченный сотрудник ОБЭП ГУВД старший лейтенант Доронин в привокзальном павильоне, принадлежащем Рахматуллиной, произвел контрольную закупку видеотоваров, а затем изъял у продавцов 1550 CD и DVD по подозрению в контрафактной природе происхождения продукции, а также видеомагнитофон, музыкальный центр, телевизор, DVD-проигрыватель и пять акустических колонок.
29 февраля в другом павильоне Рахматуллиной оперуполномоченный УБЭП старший лейтенант Кутов провел аналогичную операцию – унес 1040 дисков и кассет, видеомагнитофон, телевизор, музыкальный центр. В суде выяснилось, что милиционеры главным и достаточным признаком контрафактной продукции считают низкую цену – 150 рублей за диск: лицензионный должен быть дороже.
«Сотрудники милиции ни в одном случае не попросили продавцов предъявить каких-либо оправдательных документов, – удивляется Иван Морохин. – А ведь им бы выдали кипу копий: лицензии, договоры, счета-фактуры, подтверждающие легальность продукции». В суде милиционеры говорили, что у них есть«свои эксперты», то есть им ни к чему документы, если эксперт даст заключение. Но пиратское или лицензионное происхождение диска определить можно только на основании документов, авторские права передаются по договору, а не голограммами, надписями или тиснениями. Можно заключить договор с автором на тысячу копий, а выпустить миллион, и их не отличить.
После оперативного изъятия милиционеры к Рахматуллиной не обращались, покане получили копию жалобы адвокатов на незаконные действия сотрудников. Тогда ГУВД направилo определение о возбуждении дела об административном правонарушении в прокуратуру, чтобы возбудить дело уголовное. Но в уголовном деле управлению отказали: не нашли в действиях Рахматуллиной состава преступления. Более того, следователь прокуратуры установил, что оперативно-рaзыскное мероприятие 27 февраля 2004 года было проведено без постановления начальника органа дознания.
Но самое возмутительное, говорит адвокат Иван Морохин, что уже после вынесения этого решения судом(хотя и до вступления его в силу), после отказного материала из прокуратуры старший лейтенант Кутов произвел новое изъятие аудиовизуальной продукции в павильоне Рахматуллиной. Адвокаты подозревают, что захват и выемка проводилась по личной инициативе оперуполномоченных.
Предположения их только окрепли, когда прокуратура установила, что понятыми при контрольных закупках были некие Николаев, Кольмайер и Прокопьев, учредители некоммерческого партнерства«Кемеровский союз защиты интеллектуальной собственности». То есть заинтересованные лица. Впрочем, хотя Наталья Рахматуллина с помощью адвокатов одержала победу, но ее цена высока: уже три месяца в милицейских кабинетах находится ее аппаратура и 3600 дисков общей стоимостью более полумиллиона рублей.
Трое разных московских торговцев видео и аудиодисками, впрочем, исключительно на условиях анонимности, как ни странно, подтвердили мнение кемеровских милиционеров. По словам торговцев музыкой, такая низкая цена действительно может быть только у нелегальной продукции. Минимальная заводская(отпускная) цена, на которую могут рассчитывать торговцы и которая возникнет, когда заработают фирменные заводы на территории России, составит не менее 300 рублей за диск. Газета.ру