Пауки и мыши — в комнате, змеи — в море
В прошлом году в одну из кемеровских гимназий явились представители местной туристической фирмы, которая занимается организацией детского отдыха, в том числе за границей. Родителям было предложено за весьма умеренную цену (порядка 15 тысяч рублей) отправить детей на две недели в Болгарию. В описании тура указывалось, что лагерь «Белый берег», в котором будут отдыхать дети, находится в тихом заливе на самом берегу моря.
Ребятишки будут жить в комфортабельных двухкомнатных бунгало, и в каждом бунгало будет душ. Сам лагерь, согласно описанию, должен был располагаться на территории зеленого парка с редкими растениями и многочисленными фруктовыми деревьями. Питание ребятишек должно было быть организовано по принципу «шведского стола» четыре раза в день. Более того, здесь было приведено даже подробное меню на каждый день (!). Видимо, это и стало последним аргументом, убедившим родителей отправить детей в «болгарское путешествие». В итоге набралась группа из 15 детей в возрасте от 9 до 12 лет, и счастливчики отправились к морю.
Но оказалось, что красивые обещания представителей турагентства и реальность — вещи разные.
Кемеровских школьников в Болгарии действительно заселили в лагерь «Белый берег». Только находился лагерь не в «зеленом парке», а в обычном лесу, где ни одного фруктового дерева не было, зато во множестве присутствовали насекомые и мыши, которые не только бегали по «живописному парку», но и любили гостить в «бунгало», пугая детей. В щитовых домиках, куда поселили ребятишек, никаких душевых кабин не наблюдалось в принципе. Душевая кабинка в пансионате была всего одна — на территории лагеря, и помыться там было практически нереально: достаточно было одному человеку воспользоваться душем, на полу по щиколотку стояла вода. Особого внимания заслуживает питание. Обещанного четырехразового «шведского стола» не было и в помине. Так, с определенной натяжкой, можно было назвать только завтрак.
На обед и на ужин детям подавали главным образом… капусту. Руководитель группы неоднократно обращалась к поварам, упрашивала как-то разнообразить стол. Хитрые болгары только кивали и соглашались, но приходило время обеда, и дети снова получали свою капусту. А больше всего детей удручало другое: до моря приходилось спускаться по шаткой лестнице по крутому склону, пляж был не оборудован вовсе, вода оказалось грязной, а в море в первое же посещение «пляжа» дети лицезрели плавающих змей! Естественно, после такого потрясения и детям расхотелось купаться, и руководитель группы запретила ребятишкам близко подходить к воде.
Никаких «дополнительных услуг» — имеются в виду означенные в описании тура конкурсы, викторины и игры с детьми — не было и в помине. Как потом уже выяснили сопровождающие детей взрослые, этот лагерь был закрыт — в 2004 году дети вообще не должны были там отдыхать, но по неизвестным причинам кемеровских ребятишек привезли именно сюда.
После многочисленных жалоб детей перевели в другой комплекс, но и здесь было немногим лучше: ребятишек поселили по 4-5 человек в маленькой комнате. Доходило даже до того, что девочкам приходилось жить в одной комнате с мальчиками. Руководителю группы тоже пришлось обитать в одном номере с детьми. А мебели, кроме кроватей, в комнате не было никакой, потому все вещи хранились в дорожных сумках. Проблема с питанием тоже не была решена. Одним словом, не отдохнули дети, а больше измучились.
Пришлось доказывать в суде...
Естественно, и дети, и родители были очень возмущены этой ситуацией. Поэтому по приезду в Кемерово несколько человек решили обратиться в суд и обязать туристическую фирму выплатить им денежную компенсацию. Остальные просто не захотели «ходить по судам», ведь это требует и времени, и нервов, и подготовки соответствующей. К сожалению, это позиция многих. Не приучен еще российский народ разрешать споры в судебных инстанциях. И, нужно отметить, в первый раз пострадавших ждала неудача. Определением мирового судьи от 25.01.05 исковое заявление пятерых граждан о защите прав потребителей было оставлено без рассмотрения в связи с несоблюдением досудебного порядка урегулирования спора. Ответчики, ссылаясь на ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской федерации», убедили суд не рассматривать дело, поскольку претензии к «качеству продукта» должны предъявляться турфирме в письменном виде в течение 20 дней с момента окончания действующего договора. Люди приуныли: «Как же так, ведь обман налицо, а теперь мы уже и доказать ничего не можем?». В результате одна из родительниц отказалась доказывать свою правоту в суде, а остальные все-таки решили идти до конца. И люди подают апелляционную жалобу. «В первый раз людям было отказано просто потому, что всем, кто далек от судебной практики, юридического языка, знания законов, весьма непросто приходится в суде. Потому представителю турфирмы, явившемуся на заседание, удалось отстоять свою точку зрения, — рассказывает председатель коллегии адвокатов „Цитадель“ Иван Морохин. — Но ведь закон „Об основах туристской деятельности в РФ“ регулирует отношения, возникающие при реализации прав граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий. А правоотношения, связанные с возмещением гражданам убытков и морального вреда, причиненного недостатками туристских услуг, регулирует закон „О защите прав потребителей“, которым не установлен внесудебный предварительный порядок разрешения споров». Эти аргументы суд счел убедительными, и суд приступил к рассмотрению дела по существу.
«Процесс был непростым, — рассказала „МК“ София Сибаева, которая тоже представляла интересы истцов. — В качестве свидетелей выступали дети, которые рассказывали о том, как провели отпуск. Причем детей допрашивали в присутствии независимого педагога — как того требует закон. Ведь, в самом деле, здесь налицо, скажем так, недоработка фирмы, которая изначально предоставила неверную информацию об отдыхе. Если бы люди знали о том, как все будет на самом деле, дети бы в Болгарию просто не поехали. Но в итоге судебное решение было вынесено в нашу пользу». Согласно решению суда ответчики должны выплатить каждому из истцов по 7907 рублей и по 2 тысячи в качестве компенсации морального вреда. Также с фирмы будет взыскано 10 тысяч на оплату юридических услуг (судебные материалы этого дела можно найти на веб-сайте www.best-lawyers.ru.
Думайте, читайте, решайте
Можно сказать, что людям повезло: в итоге все окончилось вполне благополучно. Но вот как застраховаться от подобных сюрпризов? Все же вдвойне обидно, когда долгожданный отпуск, которого ждешь как манны небесной, копишь деньги и надеешься только на самое лучшее, оборачивается дополнительной головной болью и судебными разборками. Как уберечься от этого? За комментариями «МК» обратился к председателю Ассоциации туристской индустрии Кузбасса Галине Рудневой. «Прежде чем подписывать договор, — рассказала Галина Семеновна, — нужно внимательно просмотреть его условия и узнать как можно больше о турфирме, услугами которой вы решили воспользоваться. А туристическая фирма, по закону, должна выдать клиентам достоверную информацию и снабдить их памяткой с подробным разъяснением. Также нужно обратить внимание на то, чтобы та „информация из буклета“, которую вам в красках рассказали менеджеры турфирмы, была отражена в договоре или приложении к договору. Поинтересуйтесь, в качестве кого выступает турфирма — как туроператор или как турагент. В первом случае вся ответственность лежит на фирме, к ней, в случае чего, предъявляются претензии.
Если же вы решили сотрудничать с турагентом, то он обязан предоставить вам полную информацию о туроператоре. Я могу также сказать, что всего предугадать нельзя. Конфликтные ситуации возникают в разных турагентствах. Поэтому бывает, что недовольные клиенты приходят к нам, в ассоциацию, рассказывают о проблемах. Могу отметить, что нам в таких случаях обычно удается прийти к компромиссу и не доводить дело до суда. Да и многие фирмы стремятся к этому: это ведь не на пользу репутации компании».
Так что, друзья, решите уехать в отпуск за рубеж — подумайте о том, как обезопасить себя. И еще помните следующее: по данным «МК», проблемы у отдыхающих могут возникнуть в Египте и той же самой Болгарии. Египтяне, видимо, такой народ, что с ними трудно договориться даже турфирмам: могут пообещать одно, а на деле предоставить другое. Есть проблемы и с Болгарией: здесь не очень хороший сервис.
Но, как рассказали «МК» информированные источники, обычно не бывает проблем у тех, кто ездит отдыхать во Францию, Англию, Чехию, Турцию, Хорватию, Таиланд. Неплохой отдых в Тунисе, который сейчас почему-то снова входит в моду. Только здесь, как советуют туристы, нужно внимательно отнестись к выбору отеля. Ну и, конечно, не гонитесь за дешевизной, о каких бы прелестях вам не рассказывали, помните: конечно, можно и за 500 долларов съездить за границу и прекрасно себя чувствовать, живя в дешевеньком бунгало, зато с хорошей компанией, но нужно понимать, что пятизвездочного отеля вам никто не предоставит за эти деньги… Тут уже каждый выбирает для себя сам.
Приятного вам отдыха!
Наталья Гузева.
МК в Кузбассе