С просьбой разъяснить порядок подачи судебного иска о возмещении морального вреда в связи с потерей здоровья, а также разъяснить, как и кто может определить нравственные страдания в связи с потерей родных, какую сумму можно взыскивать, существует ли в юриспруденции методика определения размера компенсации морального вреда люди обращаются не только в суды, прокуратуры, но и в нашу редакцию. Подобная ситуация возникает и в связи с трагедией в с. Сыдыбыл, где погибли дети.


И мы попросили известного адвоката, президента Адвокатской палаты РС(Я), председателя квалификационной комиссии адвокатов Юрия Припузова ответить на наши вопросы.

— Защита здоровья и жизни своих граждан, их достоинства, чести — вот, по-моему, тот индикатор, по которому можно судить, как государственная власть относится к своим гражданам. Что в этой связи представляет собой компенсация морального вреда?

— Гражданский кодекс РФ устанавливает, что жизнь, здоровье, достоинство личности, неприкосновенность, честь, доброе имя неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. Статья 151 кодекса гласит, что «если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права… суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда». Существенные моменты при определении морального вреда указаны в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 20 декабря 1994 г. №10. Согласно этому документу суду необходимо выяснять, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных и физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителем, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме или иной материальной форме потерпевший оценивает компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.

Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья, либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.

При оценке физических и нравственных страданий у потерпевшей стороны учитываются не только те страдания, которые уже перенесены ко времени рассмотрения дела, но и те, которые она (сторона) со всей очевидностью перенесет в будущем.

— Юрий Георгиевич, анализируя опыт работы адвокатов в судах, как вы оцениваете судебную практику компенсации морального вреда в целом по России и в нашей республике? Соответствует ли компенсация морального вреда, устанавливаемая нашими судами международной практике?

— Жизнь и здоровье человека в нашей стране ценится, как бы помягче сказать, не очень высоко. Надо заметить, что если судебные иски о возмещении материального ущерба, при наличии подтверждающих документов, судами как-то более или менее компенсируются достаточно полно, то компенсация морального вреда чаще всего носит чисто символический характер. Например, если в результате ДТП или другого несчастного случая с виновника взыскивается 150 — 180 тыс. рублей, то компенсация морального вреда в этом случае составляет всего 10 — 20 тыс. рублей. Такова практика суда.

Я не могу припомнить из своей практики случая, когда якутскими судами компенсация морального вреда за гибель человека в результате несчастного случая или совершенного преступления оценивалась бы более 250 тыс. рублей. Зная, что сегодня у нас однокомнатная квартира в Якутске оценивается в 650--750 тыс. рублей, можем для себя сделать вывод, что стоит эта квартира три человеческих жизни.

— Существуют ли в юридической науке специальные методики определения компенсации морального ущерба?

— К большому сожалению, в нашей судебной практике нет правильной и обоснованной методики оценки морального вреда. В основном играют роль субъективные факторы. Большое значение имеет авторитет адвоката в суде, насколько он опытен и насколько его аргументы впечатлили суд. Многое также зависит от того, где рассматривается дело, в каком экономическом положении находится данный регион, насколько «продвинута» в этом вопросе судебная система. Например, в Москве, Санкт-Петербурге компенсация выше, чем в Якутии.

— Какие методы оценки стоимости жизни и здоровья существуют в России сегодня?

— При определении стоимости жизни и здоровья существуют два основных подхода: затратный и рыночный. Первый исходит из величины затрат по предотвращению гибели человека. Вспомним наши катастрофические наводнения на Лене. Для снятия двух человек с плывущего дома аренда вертолета составила, допустим, 60 тыс. рублей. Значит, цена жизни каждого спасенного человека — 30 тыс. рублей. Как видите, затратный подход имеет ярко выраженный косвенный характер. Отсюда и очень грубая оценка стоимости жизни. Затратный подход используется специалистами МЧС для определения бюджета мероприятий, необходимых для устранения последствий стихийных бедствий и в чрезвычайных обстоятельствах.

В рамках рыночного подхода при определении экономического ущерба от утраты жизни и здоровья можно выделить ряд моментов, но все они сводятся к оценке либо недополученной зарплаты, либо недовыпущенной продукции, либо недопроизведенного готового продукта. Например, если погибшему мужчине-россиянину было 40 лет и срок его предстоящего дожития составлял 25 лет, а валовой годовой продукт на душу населения составляет 8000 тыс. долларов, то цена статистической жизни составит 200 тыс. долларов (8000 х 25 лет). Немного. Как будто человек — это то, что он производит. Этим методом пользуются демографы, экономисты по труду и здравоохранению. Как видите, все названные методы однобоко оценивают стоимость человеческой жизни и мало пригодны для оценки морального вреда, причиненного жизни и здоровью.

Более «продвинутыми» в оценке вреда здоровью и жизни считаются экологи. Как правило, для такой оценки они исходят все из той же статистической жизни и имеющейся у них медицинской статистики. Так, одним из распространенных у экологов является метод определения дополнительной смертности, исходя из предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ. Но и здесь оценка жизни и здоровья крайне приблизительные — не учитываются те категории лиц, у кого имеются проблемы со здоровьем, а таких немало. А как быть с беременными женщинами и детьми? Мало того, что в методе определения дополнительной смертности используется срок дожития, здесь явно не учитываются отдаленные последствия превышения различных ПДК, их непредсказуемое воздействие.

— В России в судах достаточно часто применяется методика определения компенсации морального вреда А. М. Эрделевского. В чем ее преимущества и недостатки?

— Преимущество в том, что эта методика достаточно аргументирована и обоснована на основе медицинских, статистических и других данных. Однако опять же имеется занижение реальной оценки жизни и здоровья россиянина. За основу в данной методике взята существующая в России стихийная судебная практика. Для ее закрепления автором предложен «презюмируемый моральный вред», отражающий страдания «среднего» члена общества. За базисный уровень берутся фиксированные 720 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). Исходя из этого автором были предложены свои шкалы размеров компенсации презюмируемого морального вреда для различных видов правонарушений.

По методике получается, что размер компенсаций за такие правонарушения, как причинение средней тяжести вреда здоровью и причинение смерти близкому родственнику, равны 216 МРОТ. В денежном эквиваленте с учетом минимальной зарплаты, которая равняется 100 рублям, это составит 21600 рублей. При этом автор в своей «щедрости» идет дальше. Он резюмирует: размер компенсации морального вреда не должен превышать размер презюмируемого морального вреда не более чем в 4 раза. В итоге сумма возмещения составляет около 2800 долл. Далее в формулу расчета предлагается учитывать степень вины причинителем вреда и степень вины потерпевшего.

Получается, вам дают интрумент для измерения с точностью, скажем, до шестого знака, но с ошибкой в первом. И, главное, хочу подчеркнуть, что за основу взят оторванный от жизни «презимюруемый моральный вред». Из-за этого реальная ценность жизни и здоровья человека, а соответственно, и размер денежной компенсации морального вреда, уменьшается в 100--1000 раз.

— Юрий Георгиевич, а в западных странах что берется за основу для определения морального вреда? У них суммы удовлетворяемых исков значительно выше, чем у нас.

— Один из наиболее часто применяемых способов — расчеты по страхованию жизни. Здесь во внимание берутся пол, возраст человека, его доходы, нередко учитывается и состояние здоровья. В странах Запада этот метод широко используется для страхования гражданской ответственности от несчастных случаев и рисков, сопряженных с лечением и профессиональной ответственностью врачей. Как правило, суммы страховки составляют 1-2 млн долл. В случаях, когда дело приобретает политический резонанс, часть расходов по выплате страховых сумм берет на себя государство. Так, все потерявшие близких в результате теракта 11 сентября 2001 года в США при годовом доходе погибшего от 100 до 200 тыс. получили от 1,2 до 2,8 млн долл., а при доходе свыше 200 тыс. долл. — от 2,1 до 3,0 млн долл.

— Какие документы нужны для оценки компенсации морального вреда?

— Необходимыми исходными документами являются заявления в адрес эксперта с описанием ими всех нравственных и физических страданий, нарушений их личных неимущественных и нематериальных благ. Это подтверждается медицинскими документами, включая выписки, справки, заключения судебно-медицинской экспертизы. Собственно, на первом этапе адвокат должен определить саму проблему, которая включает в себя установление вида нарушения, состав пострадавших и перечня исходных документов. На втором этапе определяются потери ресурсов здоровья, выбор наиболее эффективного использования ресурсов здоровья и человеческого капитала в денежном эквиваленте. Сюда входят анализ данных о состоянии здоровья, тестирование потенциала здоровья, выбор наиболее эффективного использования ресурсов здоровья и человеческого капитала, а также оценка потерь ресурсов здоровья и человеческого капитала по каждому пострадавшему. На третьем этапе выполняется сам расчет компенсации морального вреда, включая оценку фактических обстоятельств, учет индивидуальных особенностей и других обстоятельств дела. Завершается этот этап расчетом денежной компенсации морального вреда по каждому пострадавшему. Четвертый этап — составление отчетов об оценке потерь ресурсов здоровья и человеческого потенциала.

— Спасибо за ответы, Юрий Георгиевич. Знаю, существуют еще другие методики определения степени морального вреда. Но об этом в другой раз. Надеюсь, что не раз встретимся на странице «Правовед», и Вы еще ответите на вопросы наших читателей.

Первая публикация: 17.03.2004

Корреспондент: Галина БОЧКАРЕВА

Да 2 2

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Пока нет комментариев

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Компенсация носит чисто символический характер» 0 звезд из 5 на основе 2 оценок.
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/

Похожие публикации