Я давно смирился с тем, фактом, что если органу власти на определённое действие предоставлен конкретный срок, то можно быть уверенным, что такое действие будет совершено в самый последний день срока или непосредственно перед его окончанием. Но порой даже установленный законом срок игнорируется или грубо нарушается.
Лидером в моём личном первенстве по нарушению сроков и игнорированию долгое время были и остаются судебные приставы-исполнители. О причинах подобного их поведения можно много говорить (большой объём работы, текучка кадров и т.д.), но факт остаётся фактом. И в сложившихся условиях нужны механизмы воздействия на должностных лиц для создания стимула давать своевременные и полные ответы на обращения, так как от этого зачастую зависит эффективность помощи, оказываемой доверителям. А лучше всего в данном случае стимулировать за счет, как говорится, наказания рублём.
Для достижения обозначенной цели в своей практике я применяю два способа:
1. Административные штрафы.
2. Компенсация морального вреда.
Привлечение к административной ответственности в виде штрафа должностного лица по ст. 5.59 КОАП РФ (а в ряде случаев по ст. 5.63 КОАП РФ) является достаточно эффективным способом заставить дать ответ на своё обращение и, полагаю, коллегам такой способ известен и не стоит на нём особо заострять внимание.
Подробнее я бы хотел остановиться на компенсации морального вреда, рассказав о таком способе на примере одного конкретного дела. Помимо стимулирующего в будущем эффекта, компенсация морального вреда еще и позволяет получить за счет средств бюджета денежную сумму, пусть и не огромную, но, как говорится, мелочь, а приятно (впрочем, не такая уж и мелочь).
Итак, дело...
В интересах своей доверительницы (К.) я обратился в ОСП с заявлением по поводу установления места нахождения исполнительного листа о взыскании алиментов. Исполнительное производство, как было мне сообщено, окончено, лист возвращён взыскателю. Однако взыскатель – моя доверительница, никакого листа, как и постановления об окончании и/п от приставов не получала. В связи с этим, в обращении я просил установить, где лист, представить доказательства его направления в адрес взыскателя и при наличии соответствующих обстоятельств обратиться с заявлением в суд о выдаче дубликата исполнительного листа, а также провести служебную проверку и привлечь виновное лицо к ответственности за утерю исполнительного документа.Ответа на обращение ни я, ни доверительница так и не получили. Впоследствии дубликат исполнительного листа был получен по моему заявлению, но остальные вопросы, которые ставились в обращении, продолжали требовать разрешения. Жалобы по подведомственности и в прокуратуру результата не дали.
Тогда были предприняты следующие шаги.
1. Заявление в суд о признании незаконным бездействия, выразившегося в нерассмотрении обращения гражданина в порядке ещё действовавшей на тот момент гл. 25 ГПК РФ.
Решением Советского районного суда г. Владивостока от 10.04.2015 заявление было удовлетворено, бездействие судебных приставов ОСП по Советскому району ВГО, выразившееся в не принятии мер по своевременному рассмотрению и даче ответа на обращение, было признано незаконным. На судебных приставов решением суда была возложена обязанность ответить на обращение К.2. Исковое заявление в районный суд о компенсации морального вреда.
Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.Законом предусмотрен случай, когда моральный вред может быть причинен гражданину нарушением его прав на рассмотрение его обращения органом власти.В пункте 1 статьи 16 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» определено, что гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.Собственно, на этих нормах и была построена позиция в исковом заявлении. Более подробно – в прикреплённом иске и пояснениях. Факт нарушения порядка рассмотрения обращения истицы был установлен вступившим в силу решением суда, так что дело было за малым. Фактически обращение оставалось без рассмотрения около 8 месяцев.
Была заявлена сумма компенсации в 15 000 рублей, судом удовлетворен иск частично, взыскано 10 000 рублей.
В заключение отмечу, что после предпринятых мер, все мои обращения, поступающие в данное ОСП и краевое Управление приставов, рассматриваются в установленный законом срок.
P.S. На данный момент готовлю аналогичный иск, только в его основе не решение суда о признании бездействия незаконным, а постановление мирового судьи о привлечении должностного лица по ст. 5.59 КОАП РФ за несвоевременное рассмотрение обращения гражданина.