Предлагаемые новшества касаются двух основных направлений:
1. Совершенствование регулирования благотворительной деятельности.
Автономным некоммерческим организациям предоставляется возможность получения статуса благотворительных организаций (в настоящее время благотворительные организации могут создаваться только в форме общественного объединения, фонда или учреждения).
2. Совершенствование налогообложения организаций, оказывающих услуги в социальной сфере, а также физических лиц – благотворителей и получателей благотворительной помощи.
Предлагается в ряде случаев освободить НКО от уплаты НДС (в частности, при оказании услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, по социальному обслуживанию детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, являющихся членами семей, доходы которых на одного члена не превышают прожиточного минимума, по поддержке и социальному обслуживанию граждан пожилого возраста, безнадзорных детей и иных лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, и некоторых других).
Также законопроектом предусматривается освобождение от уплаты подоходного налога физических лиц – получателей благотворительной помощи, в следующих случаях: — оплаты путевок на санаторно-курортное лечение; — оплаты лечения; — доходы, получаемые от НКО, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, являющихся членами семей, доходы которых на одного члена не превышают прожиточного минимума.
Вопросы для комментирования:
Как Вы оцениваете предложенные Минэкономразвития поправки?
Будет ли их принятие способствовать развитию благотворительной деятельности?
Целесообразно ли, на Ваш взгляд, освобождение НКО от уплаты НДС?
Может ли это привести к использованию благотворительности для незаконного «ухода» от налоговых платежей?
Как Вы считаете, почему действующее законодательство устанавливает взимание подоходного налога с получателей благотворительной помощи?
Справедливо ли, по Вашему мнению, освобождение от его уплаты?
Предложенные Минэкономразвития РФ поправки нами оцениваются положительно. Они, безусловно, должны способствовать развитию благотворительной деятельности. Самым важным нововведением представляется указание в новой редакции абзаца первого статьи 7 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», что благотворительные организации создаются в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений, автономных некоммерческих организаций и в иных формах, предусмотренных федеральными законами для благотворительных организаций. Ведь в настоящее время благотворительные организации могут создаваться только в форме общественного объединения, фонда или учреждения.
На практике же, действительно, существуют организации, подпадающие под определение «благотворительной организации», но при этом созданные в организационно-правовой форме автономной некоммерческой организации, не указанной в законе «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Среди них — автономные некоммерческие организации, безвозмездно помогающие детям, инвалидам, бездомным, животным. Они, совершенно очевидно, имеют право на существование, поскольку выполняют важные социальные функции.
Предоставление автономным некоммерческим организациям статуса благотворительных организаций позволит им пользоваться особым режимом, предусмотренным для всех благотворительных организаций в целом.Соответственно, естественным представляется и освобождение от уплаты НДС некоммерческих организаций (НКО). При этом возможное использование благотворительности для незаконного «ухода» от налоговых платежей не может служить основанием для отказа от налоговых льгот. Здесь даже нет почвы для обсуждения, поскольку незаконный «уход» от налоговых платежей любыми (а не только благотворительными) организациями должен пресекаться правоохранительными органами.
Понять, почему действующее законодательство устанавливает взимание подоходного налога с получателей благотворительной помощи, невозможно. И очень хорошо, что в ряде случаев физические лица-получатели благотворительной помощи будут освобождены от уплаты подоходного налога. Жаль только, что, судя по всему, поводом для этого послужила ситуация с детьми Беслана.
А. Арутюнов, адвокат, доктор юридических наук
Комментарии.РУ Агентство комментариев
Дата первой публикации: 18.05.2009