Стратегические условия
К одним из важнейших факторов, определяющих выбор адвоката, относится стоимость адвокатской услуги. Размер оплаты свидетельствует как о востребованности адвоката на рынке юридических услуг, так и о его самооценке этой услуги. Дело в том, что адвокат, являясь самым осведомленным лицом в вопросах востребованности своих услуг, автоматически старается как можно точнее определить их стоимость для того чтобы, с одной стороны, не отпугнуть клиента высокой ценой, с другой, чтобы не упустить прибыль заниженным гонораром.
Точка зрения, утверждающая, что хороший адвокат – это обязательно дорогой адвокат, конечно же, не лишена основания. Иногда это действительно так, но необходимо помнить, что основным достоинством дорогого адвоката может оказаться именно его умение выжимать из клиентов большие гонорары. Такой адвокат оттачивает до совершенства свою презентационную стратегию. Причем она может строиться не на реальных, а на мнимых успехах адвоката. При этом адвокат может использовать как безобидные приемы, например, «пускать пыль в глаза», так и приемы, прямо противоречащие нормам адвокатской этики – подавать необоснованные надежды, ссылки на знакомства и т.п.
Чистота адвокатского стажа. Некоторые психологические установки, сформировавшиеся при осуществлении определенных видов юридической деятельности (судьи, прокурора, следователя), могут входить в противоречие с психологическими установками, свойственными лицам адвокатской профессии. Иногда, наличие в послужном списке адвоката работы в качестве, например, судьи или следователя, может сформировать в нем «нежелательные» для его статуса особенности, в частности, обвинительный уклон речи, упрощенное понимание справедливости («вор должен сидеть в тюрьме»), пренебрежительное отношение к клиенту и т. п.
Конечно, многое зависит от психологии конкретной личности, кроме того, с течением времени данные негативные установки могут нивелироваться, но пренебрегать ими при выборе адвоката было бы неверно.
Положительный аспект в работе адвокатов – бывших госработников – знание приемов своих бывших коллег – не так значителен, как кажется. Эти маленькие хитрости достаточно примитивны и известны любому более-менее опытному адвокату, например, игра в доброго и злого следователя, обещание предоставления свидания, разговор «по душам» и т.п.
Выбирая адвоката, нужно сопоставлять размер его фирмы с масштабом своей проблемы: например, корпоративным клиентам лучше обращаться к крупным адвокатским фирмам, обладающим большим ресурсом для решения проблем. Что касается клиентов — физических лиц, то следует помнить, что при выборе небольших адвокатских фирм риск получения некачественной адвокатской услуги возрастает. Это связано с тем, что в крупных юридических фирмах осуществляется внутренний контроль адвокатами-учредителями за работой младших специалистов, так как имидж всей компании зависит от работы каждого.
В небольших же адвокатских фирмах, например, в адвокатских кабинетах, речь идет скорее о самоконтроле, который не всегда является действенным. Кроме того, при оказании некачественных услуг, клиент может попасть в ситуацию, которую можно проиллюстрировать русской пословицей – «ищи ветра в поле».
Подобная ситуация невозможна при обращении в крупную юридическую фирму. Однако если выбор окажется удачным, удовлетворенность от получения индивидуальной юридической услуги будет выше. Здесь будут проявляться такие плюсы небольшой адвокатской фирмы, как персональный подход, привязка услуги к личности конкретного адвоката (так называемый эффект «семейного адвоката»), более высокий уровень доверительных отношений между адвокатом и его клиентом.
Ситуационные условия. Адвокатский офис – один из первых факторов, на который клиент обращает внимание. При оценке офиса работают два основных показателя: местонахождение и обстановка. Следует заметить, что само наличие адвокатского офиса, в принципе, не является обязательным: некоторые адвокаты работают, так сказать, в домашних условиях и при этом имеют свою устойчивую клиентскую базу.
Помимо перечисленных выше критериев и факторов важно обращать внимание на то, что именно говорит вам адвокат. Если он сообщает, что «не проиграл ни одного дела», то лучше отказаться от его услуг. Такого понятия как «выиграть дело» просто не существует. Например, три года лишения свободы – это выигранное дело или нет?
Естественно, все зависит от конкретных обстоятельств. Так что заявляя, что он не проиграл ни одного дела, адвокат или лукавит, или излишне оптимистичен по отношению к своим способностям.Необходимо помнить, что хороший и опытный адвокат никогда не хватается за любое попавшее к нему дело. Сначала он побеседует с клиентом, выясняя помимо обстоятельств дела, также и его личностные качества. И только потом, когда адвокат убедится, что он с этим клиентом сработается и данное дело ему подходит, дает согласие на сотрудничество.
Адвокаты же, принимающие любые дела, работают больше на количество, чем на качество.Хорошо было бы навести справки об адвокате, например, побеседовать с его бывшими клиентами. Некоторые сведения, например, информацию о завершенных делах, публикации в профессиональной прессе, можно получить и в Интернете.
Однако особое внимание нужно обращать на такие качества адвоката, как настойчивость, порядочность и компетентность. Если клиент почувствует, что адвокат ими обладает, он должен крепко за него держаться: такой специалист с наименьшими потерями выведет своего доверителя из большинства юридических неприятностей.