А ведь у славян существовал свой символ правосудия — бог Прове, длинноухость которого подчеркивала, что он слышит все, обломок камня в одной руке олицетворял преступление и обвинение, а копье — в другой — неотвратимость наказания, цепь на шее — последовательность в распутывании деяния. Дубовый столб, на которомстоял Прове, символизировал власть, а окружавшие его многоликие идолы взирали во все стороны за поступками людей. По понятным причинам бог Прове как языческий символ малопривлекателен и несравним по значению с древнегреческим образом, прижившимся в Европе.
Главными атрибутами Фемиды являются меч как символ возмездия, который держится правой рукой острием вверх, что указывает на «волю небес», высшую справедливость, а также на постоянную готовность его применения, весы как символ меры и справедливости, на которых взвешиваются добро и зло, вина и невиновность. По верному замечаниюР. Иеринга, меч без весов есть голое насилие, весы без меча — бессилие права. Фемида — статная, достойная женщина, облеченная в мантию — торжественное, ритуальное одеяние, предназначенное для совершения в нем правосудия. Повязка на глазах богини символизирует беспристрастность: правосудие слепо в том смысле, что оно не взирает на имущественное и социальное положение тяжущихся, воздает лишь по праву.
Чрезвычайно символичным является облик богини правосудия, статуя которой помещена над входом в здание Верховного Суда РФ. Наша Фемида оказалась без повязки на глазах, в связи с чем можно услышать возгласы: «завяжите глаза Фемиде!».
Неспециалистам вряд ли известно, что изначально Фемида не имела повязки на глазах, которая впервые возникла у римской богини Юстиции, поэтому справедливее называть облеченную в мантию женщину с весами, мечом и повязкой именно Юстицией. Но, произошло смешение образов, и случай здесь сыграл злую шутку, возник повод для насмешек над российской Фемидой.Сила любого символа в его многозначности — это относится и к образу российской Фемиды. Так, своеобразием понимания образа богини правосудия отличался И. Я. Фойницкий, который, объясняя природу такого правового института как наказания, понимал меч как эмблему потребностей материального существования, женскую фигуру с повязкой на глазах как эмблему потребностей чувственных, весы как эмблему потребностей интеллектуальных.
Таким образом, в удовлетворении потребностей индивида или общества он видел факты материального существования, чувственной стороны человеческой природы, умственные, интеллектуальные.Образ Фемиды можно понимать специфически, с учетом современного состояния судебной власти. Т. е. проблема заключается не столько в форме образа, возведенного на вершину российской судебной системы, сколько в содержании судебной деятельности.
Да, богиня правосудия в России – это женщина в мантии, поскольку около 70 % судей женщины. Незавязанные глаза и весы как признак пристрастия: имущий побеждает неимущего, государство побеждает в споре с гражданином, в отношении обвиняемого в большинстве случаев выносится обвинительный приговор – перечень можно продолжать бесконечно, и, конечно, нельзя не учитывать психологические особенности «правосудия с женским лицом».
Мздоимство в судах стало одним из самых мощных коррупционных рынков в России. Щит в руке российской Фемиды – защита представителей судебной власти от многочисленных жалобщиков и ходатаев, т.е. от простых, рядовых граждан. Помните, как сказал поэт, народ «… стонет в каждом глухом городишке у подъездов судов и палат»? Спустя столетие народ продолжает стонать оттого, что в судах отказывают в принятии заявлений, дела разрешают долго, жалобы удовлетворяют редко, оправдывают мало.В утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21.09.2006 г. № 583 (в ред. От 14.02.2008 г.)
Федеральной целевой программе «Развитие судебной власти в России на 2007 —. г. » торжественно констатируется, что «… в целях повышения доступности правосудия существенно увеличена численность судейского корпуса, значительно повышена оплата труда судей». И в конце с сожалением отмечается, что «…многие проблемы, связанные с деятельностью судебной системы разрешить не удалось».
Что же предполагает новая программа? Как указано в ней она «… предполагает комплексное решение проблем обеспечения доступности, открытости и прозрачности правосудия, повышения доверия общества к правосудию и эффективности рассмотрения дел». Однако мероприятия по реализации этой грандиозной задачи при нескромном финансировании сводятся к информатизации судебной системы, созданию в районных судах структурных подразделений по приему заявлений граждан, проведению общественного мониторинга качества работы судов, введению в эксплуатацию новых зданий судов, с оснащением судов техническими средствами охраны и обеспечение судей и работников судебной системы жильем.
Недостает лишь самого главного – внимания к качеству судейских кадров. Можно ли изменить образ российской Фемиды, лишь обязав судей декларировать свои доходы и сообщать до начала слушания дела о всех неформальных обращениях по этому делу, как предлагают разработчики Программы с многообещающим названием? Ответ очевиден. И здесь мы также приходим к выводу: дело не в форме, а в содержании.