Не буду сочинять и выдумывать, все достаточно подробно разъяснено на сайте прокуратуры Красноярского края:«В соответствии с частью 4 статьи 43 Конституции Российской Федерации основное общее образование обязательно. Получение детьми основного общего образования обеспечивают родители или лица, их заменяющие.
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступившим в силу с 01.09.2013, предусмотрены различные формы получения образования и обучения с учетом потребностей и возможностей личности.
Частью 2 статьи 63 указанного федерального закона предусмотрено получение общего образования как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне их, то есть в семейной форме или в форме самообразования.
Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего с учетом мнения ребенка. При ее выборе в форме семейного образования законные представители ребенка информируют об этом орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают.
Принимая такое решение, родители отказываются от получения образования в образовательных организациях, ответственных за предоставление качественных образовательных услуг. При семейной форме образования обучающийся не состоит в образовательных отношениях с какой-либо организацией, потому ответственность по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, мотивации получения образования полностью возложена на законных представителей несовершеннолетнего. Ни одна образовательная организация не вправе требовать от учащегося и его законных представителей выполнение учебного плана и освоение образовательной программы, разработанных и утвержденных учебным заведением.
Статьей 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено право лиц, осваивающих основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования, бесплатно пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе.
Федеральным законодательством порядок, периодичность прохождения промежуточной, итоговой государственной аттестации для обучающихся в форме семейного образования, специально не оговорены. В связи с этим, приоритетным остается право выбора обучающимся образовательной организации, в которой он намерен пройти аттестацию. В письме от 15.011.2013 за № НТ-1139/08 министерством образования и науки Российской Федерации отмечено, что в качестве образовательной организации для прохождения промежуточной или итоговой аттестации могут быть определены не только общеобразовательные организации, но и образовательные организации других типов, например вузы. Это будет способствовать повышению объективности оценки получения образования и обучения в семейной форме.
Только с момента зачисления обучающегося по заявлению его родителей в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, учащийся будет состоять с учебным заведением в образовательных правоотношениях и иметь право экстерном пройти промежуточную и государственную итоговую аттестацию в порядке, утвержденном локальным актом школы. В этом случае учебное заведение несет ответственность только за организацию и проведение промежуточной и итоговой аттестации.
Если перевод с одной ступени на другую обусловлен обязательным успешным прохождением аттестации и законный представитель вынужден по результатам освоения образовательной программы обеспечить прохождение такой аттестации своим ребенком, в настоящее время остается неурегулированным порядок прохождения промежуточной аттестации по итогам четверти, полугодия, учебного года. Неурегулированность данного вопроса позволяет законным представителям отказаться от прохождения промежуточной аттестации обучающимся либо пройти промежуточную аттестацию с другой периодичностью, отличной от обучающихся, получающих образование в традиционной форме. Свободное принятие такого решения в ряде случаев негативно сказывается на качестве «домашнего» обучения, поскольку не может способствовать развитию способности коллективного обучения и социальной адаптации ребенка, изолированного от общения со сверстниками. Вместе с тем, при отрицательной оценке качества освоения обучающимся образовательной программы законодателем предусмотрена обязанность обучающегося, не ликвидировавшего академическую задолженность, получать образование в образовательной организации, расположенной на микроучастке по месту нахождения адреса проживания.
Выводы об эффективности данной формы получения образования в настоящее время противоречивы, поскольку не подтверждены результатами итоговой государственной аттестации. В связи с этим, при выборе формы обучения для своего ребенка законным представителям следует взвешенно принимать такое решение»В общем, по заявлению МУ «Управление образованием» территориальная прокуратура провела проверку и возбудила в отношении моего клиента дело по ст. 5.35 КОАП РФ. Вменялись как бездействие по обучению два момента: отсутствие информирования о выборе семейной формы образования и не прохождение детьми в течение 2-х лет промежуточной аттестации. Дело вскоре было рассмотрено территориальной КДН, доводы моего клиента должной оценки не получили, и он был привлечен к ответственности с наложением наказания в виде предупреждения.
Данное решение было обжаловано нами в суд, где по итогам судебного разбирательства представители КДН согласились с доводами жалобы о незаконности возложения ответственности за невыполнение требований закона, которых в законе вовсе не имеется.
Когда суд дал слово представителю прокуратуры, я заявил возражения в соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 г., где сказано, что:
«Поскольку должностные лица, составившие протокол об административном правонарушении, а также органы и должностные лица, вынесшие постановление по делу об административном правонарушении, не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях, круг которых перечислен в главе 25 КоАП РФ, они не вправе заявлять ходатайства, отводы».
и весь оставшийся процесс прокурор просидела молча...
Дело могло быть рассмотрено за одно заседание, так как в первом же заседании наши оппоненты с доводами жалобы согласились. Но суд дело все равно отложил на новый 2016 год, видимо, дал время прокуратуре как-то подготовиться и исправить ситуацию...
Решение суда состоялось 12 января 2016 года (С Днем прокуратуры!), правда представителя прокуратуры на этом заседании уже не было…
P.S. насколько я понял из выступления работников КДН, по полученной из Минобразования Карелии информации решения суда по нашему делу «ждали» в судах иных районов Карелии. Видимо под конец года прокуроры «подтягивали» показатели работы таким вот образом (яркий пример «высасывания из пальца» нарушений ), результатом чего стало несколько подобных дел об административных правонарушениях. Надеюсь, они закончились также, как и наше…