Обратился ко мне мой знакомый — житель одного из районных поселков. Его проблема была проста — его обманули. С каждым бывает, причем довольно часто. Вот только на этот раз «кидок» пришел оттуда, откуда он не должен был приходить по определению.
В одной из районных деревень случилась проблема с водоснабжением — прорыв водопровода. Деревня уже несколько дней стояла без воды, но авария никак не устранялась.
Главная сложность заключалась в отсутствии у предприятия ЖКХ соответствующей техники для ремонта водопроводной сети, и, соответственно, денежных средств, чтобы нанять экскаватор со стороны.
Так вот, обратилось руководство предприятия ЖКХ к местному жителю, у которого есть экскаватор, мол, помоги.
Человек рад был помочь своим односельчанам. На встречу с ним на место аварии прибыли представители АПМР, и заверили, что после окончания ремонтных работ с ним рассчитаются, договорились о цене.
Причем ремонт водопроводной сети — это и де юре и де факто была головная боль администрации района, как впоследствии установит суд.
Договор подряда не заключался, но в присутствии представителей администрации оговаривалась стоимость работ — 1600 рублей в час. Это в суде конечно же было доказано, однако мы вынуждены были назначить оценочную экспертизу на предмет установления адекватности данной цены.
Экспертиза показала, что средняя рыночная стоимость работ на экскаваторе подобного типа (малый колесный) составляет 1550 рублей.
Человек лично работал в ночное время без перерыва около 20 часов на своем экскаваторе и своем топливе. Я молчу уже о том, что он также предоставлял свой сварочный аппарат и помогал осуществлять сварочные работы на объекте.
В итоге течь была устранена, поселок вновь стал снабжаться водой. А денег человеку за работы на экскаваторе так и не заплатили. Руководство района всячески отнекивалось, в итоге написало письмо, мол, «с тобой не заключалось договора, поэтому платить ничего не будем».
Вот так. И пришлось человеку в суд обращаться, да не тут то было. Администрация до последнего доказывала свое «ни при делах», хорошо еще, что хватило совести не подавать в апелляцию. С точки зрения доказывания все было традиционно — допрошены свидетели — другие работник по ликвидации аварии, директор ЖКЖ, как уже указывалось выше, подтверждена рыночная стоимость (работ) услуг.
Суд взыскал задолженность с АПМР, поскольку районные водопроводные сети находились в их ведении, и никому в аренду и в обслуживание не передавались (это было существенным обстоятельством в деле с точки зрения определения надлежащего ответчика).
Отсудил таки человек свой заработок, практически весь, только времени и нервов потратил гораздо больше.
Хотелось бы знать: неужели варианта решить эту проблему по-человечески у Администрации не было? Я считаю, было. И «44-й закон» на который она ссылалась, в первую очередь это предусматривает. Ну заплатили бы человеку согласно договоренности, и дело с концом.
Теперь же им еще придется компенсировать судебные расходы оттуда же, из бюджета, чего при добросовестном подходе к управлению можно было избежать.