От формы государства, от политического режима, меры свободы и гарантии прав человека и личности зависит форма включения материальных объектов в круг предметов опосредования правом собственности, но, в сущности, собственность как экономическая категория всегда (вне зависимости от своего юридического содержания и формы) является объективно заданной формой стабилизации общественных отношений. Именно поэтому вскрытие сущности данного явления представляется важнейшим моментом на пути к познанию закономерностей общественного развития, соотношения случайного и необходимого и прочих насущных вопросов государственной политики и каждого из нас.
Людологический метод исследования, являющийся основой универсальной базы познания людологии, предполагает рассмотрение категории «собственность» прежде всего в традиции дифференциации по парадигмам бытия, степени алеантности переходов, форме организации движущей причины, а так же соответствия средств усечения формальной причины бытия.
Как известно, бытие в возможности(БВ) собственности закреплено непосредственно в норме права. При этом само содержание БВ, может обнаруживать себя как в пределах неперсонифицированного множественного субъекта, так и на уровне формообразования относительно восприятия теми или иными группами субъектов в будущем. Бытие в действительности собственности представлено формализацией восприятия чувственных предметов независимо от свойств самого субъекта восприятия (абсолютизация права).
Бытие в действительности согласно людологическим инструкциям должно полностью соответствовать целевой причине, т.е. бытию в возможности, однако, практика показывает, что действительность всегда намного шире представления о ней, более того, она образовывает те формы опосредования, которые неизвестны обществу и потому воспринимаемы им как негативные (в частности преступление- именно таково сегодняшнее отношение к новым формам передела собственности, отношения титульного собственника, обращения взыскания за долги и пр.). Все это создает двойные стандарты в понимании права собственности и в отношении собственности как экономической субстанции, представляющей собой категорию комплексного образования действительности.
Причина этого видится, прежде всего, в том, что реализация БВ в действительность остается вне правового регулирования, и отдается на откуп стандартизации деловых обычаев и прочих форм нормированности. Однако следует признать, что сама реализация права в отношении предмета собственности может дифференцировано восприниматься различным кругом субъектов.
Людология насчитывает более 97 возможных различных вариантов восприятия, которые носят общественную форму, при этом данное восприятие может быть как следствием, так и мотивом поведения лиц в той или иной ситуации. Так же следует учитывать форму влияния алеантности процессов, что, к сожалению, не делается.В целом, с точки зрения людологии собственность является искусственной парадигмой, целевая причина которой структурирована в праве, а бытие в действительности обнаруживает себя в форме восприятия чувственно- конкретных предметов в строгом соответствии с содержанием целевой причины.