Согласно ч. 1 ст. 48 Конституции Российской Федерации, осужденные, находящиеся в местах лишения свободы имеют право на получение квалифицированной юридической помощи.
А, для оказания полноценной квалифицированной помощи закон гарантирует право адвоката на собирание информации. Так, п. 1 ч. ч. 3 ст. 6 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», п. 3 ч. 3 ст. 86 УПК РФ и некоторые другие нормативные акты указывают на обязанность государственных органов предоставить запрашиваемую адвокатом информацию.
Так в один из будних дней, в связи с оказанием юридической помощи моему подзащитному, я обратилась в одну из колоний Кемеровской области с заявлением об ознакомлении с личным делом моего подзащитного, но вопреки всему получила отказ.
Тогда я обратилась с запросом о предоставлении мне информации: о состоянии здоровья моего подзащитного, законности содержания его в едином помещении камерного типа (ЕПКТ), предоставления сведений о взысканиях и поощрениях.
Однако, получила ответ следующего содержания:
«копии документов, на основании которых ХХХ переведен в ЕПКТ, выслать не представляется возможным, так как, на основании п. 23, п. 36 и п. 37 Приказа № 161 дсп от 15.08.2007г., личные дела осужденных имеют гриф ограниченного распространения «для служебного пользования». Личные дела на осужденных и документы из них направляются по запросам прокуратуры и суда». Кстати ответы на запросы были отправлены на моё имя, но в другой город, т.е. даже в этом сотрудники колонии подтвердили свое халатное отношение к исполнению своих прямых обязанностей, возложенных на них законом.
Еще один важный момент. При встрече мой подзащитный пояснил мне, что у него изъяли религиозную литературу. Тем самым, сотрудники колонии нарушили предусмотренное ч. 1 ст. 28 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 14 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, право моего подзащитного на свободу вероисповедания.
В связи с этим, у меня возникло желание бороться с беспределом в данной колонии и восстановить нарушенные права моего подзащитного.
Начала я с того, что изучила вышеуказанную Инструкцию и пришла к выводу, что Раздел IV предусматривает ознакомление осужденного с содержанием имеющихся в личном деле документов. Инструкция устанавливает порядок ознакомления осужденного с такими документами как копии приговоров, определений, постановлений судов, характеристик и не содержит запрета делать выписки из личного дела о наложенных взысканиях, тем более получать выписки о состоянии здоровья осужденного. Нормы данного приказа не содержат запрета на ознакомление и получение выписок из материалов личного дела осужденного его адвокатом.
Значит, сотрудники колонии неправильно истолковали нормы данного Приказа, их узкое толкование данного документа противоречит действующему законодательству и приводит к нарушению права моего подзащитного на защиту.
Мной были поданы 2 жалобы на незаконные действия сотрудников администрации колонии в Прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях (первая по факту отказа в ознакомлении с личным делом подзащитного, вторая по факту незаконного изъятия религиозной литературы).
В результате справедливость восторжествовала!
Прокуратурой было вынесено представление на незаконные действия сотрудников колонии, из которого следует, что действия сотрудников колонии по изъятию религиозной литературы, отказа в предоставлении адвокату сведений из личного дела, отказ в ознакомлении адвоката с личным делом являются незаконными, ссылка сотрудников колонии на вышеуказанный приказ является несостоятельной.P.S. не закрывайте глаза на распространенные факты нарушения наших прав и прав наших подзащитных!